Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иметь представления




Уметь

Знать

- основные концепции экономической мысли

- сущность и подходы к изучению «Истории экономических учений»

- исторические тенденции экономической мысли

- экономические воззрения отдельных экономистов

- наглядно представлять ход развития экономической мысли в мире

- оценивать направленность и классифицировать различные подходы при изучении экономических воззрений

- эффективно использовать литературные источники при самостоятельной работе

- пользоваться терминологической базой, полученной при подготовки лекций

- применять знания, полученные в процессе обучения, к современным экономическим реалиям

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ретроспективного отношения к развитию экономической мысли.

- об «Истории экономических учений» как науке, её месте в системе научного знания,

- о перспективах развития экономических воззрений в 21 веке

- о понимании роли государства и предпринимательства в управлении и развитии общества.

 

Познание логики развития экономической мысли позволяет обеспечить понимание обусловленности экономических теорий, их взаимодействия, диалектического развития. ИЭУ обеспечивает "связь времён", преемственность экономических знаний, позволяет убедиться в "жизнеспособности" тех или иных теорий, отслеживая их рождение, становление, проверку временем. В этом случае экономическая теория предстаёт не как набор готовых истин, верных на все времена, а как живая, развивающаяся система знаний, где всё обусловлено не только исторически, но и взаимным влиянием элементов данной системы (т.е. системы экономических знаний), а так же всеми другими элементами глобальной системы - человеческого общества. ИЭУ помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций; позволяет осмыслить относительность экономических знаний.

Говоря о своеобразии методологии исследования ИЭУ, следует отметить важнейшую роль в нём исторического подхода. Он позволяет "вписывать" экономические теории в контекст экономической жизни, выявлять обусловленность экономических теорий, осуществлять их проверку временем. Исторический подход должен присутствовать при оценке теорий и их авторов: важно рассматривать любые идеи с позиции того времени, когда эти идеи зародились, важно отмечать то новое, что появилось в данных теориях по сравнению с предшествующими.

Не последнее место в совокупности методов занимает классовый подход. В этом отличие курса ИЭУ от экономической теории, где данный метод может привести к искажению истины (закон стоимости не меняется от точки зрения на него). В курсе же ИЭУ нас интересует не сама истина, а постижение её, которое во многом определяется социальной, классовой принадлежностью автора. Так, одна и та же ситуация начала XIX века по-разному оценивалась представителями буржуазии, выразителями идей пролетариата, защитниками интересов мелких производителей. Это определило одновременное наличие разных теорий, отражающих одну и ту же реальность.

Кроме классовой позиции такая ситуация может быть объяснена и национальной принадлежностью автора теории, его образованностью, личностными характеристиками, различными системами ценностей, различным менталитетом. Всё это многообразие факторов определяет форму экономического учения, всё это чрезвычайно важно и должно быть в зоне внимания исследователя ИЭУ. Наличие разнообразных точек зрения и трактовок позволяет глубже разобраться в ситуации и обеспечивает "объёмное" видение, в большей мере соответствующее не одномерной, а многомерной реальности.

Подводя итог сказанному, предмет истории экономических учений определяется следующим образом:

это исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов основных классов в различных общественно-исторических формациях; генезиса и этапов развития прикладных экономических наук; зарождения и перманентного совершенствования методов познания экономической реальности в её объективной сущности и субъективном восприятии.

Этапы(алгоритмы) развития экономических теорий:

1. Возникновение/зарождение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период нарастающих противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Постепенно накапливающиеся социально-классовые противоречия и конфликты.

3. Противоречия в развитии самой теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.