Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана окружающей среды




 

Наиболее ярким примером отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды и ее охрана. Практически любой процесс производства сопровождается отходами. Утилизация отходов требует от фирмы дополнительных затрат, что само по себе сделает продукцию менее конкурентоспособной и сократит прибыль. Более простым решением для фирмы является выброс отходов в окружающую среду. До двадцатого века такие выбросы были незаметны и не отражались в целом на состоянии природы, так как их объемы соответствовали объемам, при которых окружающая среда способна их поглощать без существенного изменения ее качества. Поэтому вопросы загрязнения окружающей среды получили активное изучение именно в последние десятилетия. Почему же рынок не справился с этой проблемой? Сложность ее решения обусловлена особенностями современного производства. С одной стороны, развитие технологий и повышение уровня потребления практически не позволяет решать проблему безотходности производства. С другой стороны, краеугольным является вопрос о возможном снижении уровня благосостояния (количества потребляемых товаров и услуг) из-за сокращения объемов производства, вызванного высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

Принятие решения о закрытии наиболее «грязных» фирм осложнено определением важности производства какого-либо товара для общества. И даже если бы и в этом случае не возникало никаких сомнений, точное влияние ухудшения окружающей среды зачастую определить практически невозможно. Среди причин можно отметить следующие. Во-первых, довольно сложно определить ущерб наносимому здоровью из-за разной восприимчивости людей к тому или иному воздействию. Во-вторых, часто практически невозможно определить размер (масштаб) загрязнения. В-третьих, очень сложно определить влияние незначительного, но длительного воздействия загрязнения на окружающую среду (организм человека или животного). Также существует ряд проблем, связанных с сопоставимостью затрат на проверку с величиной наносимого ущерба, с коррупцией в процессе проведения оценки и принятия решений.

ВЫВОДЫ

 

1. Существование внешних эффектов связано с «провалами» (фиаско) рынка. Состоит данное явление в расхождении между общественными и частными издержками или выгодами производства товаров. Основной причиной существования внешних эффектов является несовершенство законодательного описания прав собственности на те или иные ресурсы. С экономической точки зрения данное явление описывается более высоким (если речь идет об отрицательных внешних эффектах) или более низким (если рассматриваются положительные внешние эффекты) размером прибыли фирмы, создающей внешние эффекты, чем это наблюдалось бы в отсутствие данных эффектов. Последствия отрицательных внешних эффектов – перепроизводство товаров в экономике, положительных – недопроизводство. Проблема сокращения внешних эффектов трудноразрешима рынком и поэтому требует вмешательства государства в обеспечение страны теми или иными товарами или услугами.

2. В отдельных случаях (при ограниченном числе сторон) необходимость государственного вмешательства отсутствует. В этом случае проблема решается в рамках теоремы Коуза – когда стороны приходят к согласию в отношении компенсаций при производстве товаров и услуг. Основным условием при этом является низкие трансакционные издержки принятия таких соглашений и четкое определение прав собственности.

3. В случае, если стороны не могут прийти к соглашению, третьей стороной, которая разрешает проблемы внешних эффектов, является государство. В мировой практике наиболее часто используются две группы инструментов регулирования: экономические и директивные. Экономические инструменты представлены корректирующими налогами или субсидиями. Механизм их воздействия состоит во влиянии на издержки производства, что позволяет регулировать необходимое количество продукции и величину внешних эффектов. Директивные инструменты представлены различными формами нормирования. Основными направлениями являются – ограничение размеров производства и регулирование производственных технологий.

4. Выбор метода регулирования сопряжен с рядом проблем, связанных с характером и информационной полнотой знаний относительно технологий, общественных и частных издержек производства. Более эффективными из-за низких издержек и возможности выбора технологий для фирм являются экономические инструменты. Нормативы характеризуются более быстрым действием и меньшими последствиями в случае неправильной информации, используемой при регулировании.

5. Проблема отрицательных внешних эффектов получила наибольшую общественную огласку. Это связано с ухудшением состояния окружающей среды в последние несколько десятилетий. Опыт большинства стран позволяет делать выводы о сложности охраны окружающей среды и характеризуется большим количеством инструментов регулирования.

 

 

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

Внешние эффекты (externalities) – издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Государственное регулирование проблем, связанных с внешними эффектами (government externality policy) – деятельность правительства, направленная на ликвидацию несовершенного распределения ресурсов, в тех случаях, когда предельные общественные издержки производства выше (или ниже) предельных издержек производства для отдельных фирм.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными или отрицательными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Корректирующий налог (corrective tax) – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Нормативы (standards) – количественное ограничение производства товаров и услуг для фирмы, создающей внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (negative externality) – возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

Положительный внешний эффекты (positive externality) – возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

Предельные общественные издержки (marginal social cost) – сумма дополнительных издержек, которые должны нести на себе все члены общества в результате увеличения производства товара на единицу.

Теорема Коуза (Coase theorem) – предположение, что проблемы внешних эффектов могут быть решены эффективным образом на основании частных соглашений межу собственниками при условии, что отсутствуют трансакционные издержки и нет информационной асимметрии.

 

 

Глава 19. ОБЩЕСТВЕНЫЕ ТОВАРЫ

 

Общественные товары являются одной из так называемых «рыночных неудач» и необходимость обеспечения ими страны за счет государства не отрицается ни одной из экономических школ, по-разному относящихся к роли государства в экономике. Расширение возможностей государства в отношении финансирования и производства данных товаров требует четкого обоснования целей, объемов производства и перечня общественных товаров. Исследование общественных товаров как экономического явления требует учета не только экономических, но и моральных аспектов проблемы их производства и потребления для всех членов общества.

Целью данной главы является изучение вопросов:

· Что представляют собой общественные товары и какими свойствами они обладают?

· Почему существует необходимость производства общественных товаров?

· Как измерить эффективность производства общественных товаров?

· В чем заключаются сложности решения проблем определения необходимого для общества количества данных товаров?

· В чем состоит проблема распределения общественных товаров между членами общества?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.