КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественный выбор в условиях представительной демократии
При большом числе избирателей и проблем общественного выбора использование модели прямой демократии на практике позволяет выявить некоторые ее недостатки: сложность и противоречивость правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующие от их участников специальных знаний и подготовки; высокая стоимость для налогоплательщиков референдумов и плебисцитов; недостаточная компетентность и информированность рядовых граждан в политических и иных делах для активного участия в протекающих на национальном уровне процессах и др. Сложилось устойчивое мнение населения ряда западных стран о силе и приоритетах представительной демократии перед институтами прямой демократии. Высказывается опасение, что в условиях расширения прямой демократии и периодического проведения референдумов значительно возрастает роль денег и таким образом влияние состоятельных индивидов или отдельных групп на избирательный процесс и соответственно результаты голосования. Поэтому в мировой практике наиболее широкое использование получила представительная демократия – политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти. Но настолько ли она безупречна и столь ли очевидны ее преимущества перед прямой демократией? Общественный выбор в условиях представительной демократии осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых формирует свои предложения в пакет программ. Избиратель лишен возможности избирать несколько депутатов (для решения различных проблем). Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого по многим вопросам может не совпадать с его предпочтениями. Усложняется и процедура голосования (избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом, цензом оседлости и т. д.). В условиях представительной демократии на результатах голосования сказываются мотивы и поведение участников голосования, партий и законодателей. Среди факторов, которые могут быть отмечены как особо важные, – издержки избирателей на получение информации и интересы политических партий в предоставлении им информации. Суть проблемы в том, что для избирателей зачастую выгоднее не получать информацию по многим пунктам (гипотеза Э. Даунса о неведении рациональных избирателей), так как затраты на ее сбор превышают выгоды от ее получения. С этим связан важный канал влияния политических партий на избирателей. Представительная демократия позволяет использовать выгоды общественного разделения труда, когда депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь. В то же время возможно принятие решений, не соответствующих интересам большинства, далеких от модели срединного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц. Дж. Стиглер, С. Пельцман, Р. Познер, М. Олсон, Г. Беккер разработали модели групп со специальными интересами, или групп давления. Группы со специальными интересами представляют собой совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности. Политикам, политическим партиям и избирателям в этих моделях уделяется мало внимания, поскольку они рассматриваются главным образом как звенья передачи давления активных групп, занимающихся лоббированием собственных интересов с целью повышения благосостояния своих членов. Таким образом, лоббирование рассматривается как составная часть демократических процессов. Лоббизм – термин, обозначающий разветвленную систему контор, агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определенных законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций. В негативном смысле лоббирование рассматривается как незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц в ущерб общественным интересам. В позитивном смысле лоббизм характеризуется как обычное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Лоббизм в этом значении представляет собой форму законного влияния групп давления на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.). В США лоббирование приобрело статус профессионального рода деятельности. Практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, в состав которых может входить до несколько сотен человек, как правило, бывших советников, министров, сенаторов, чиновников, юристов и других специалистов, имеющих «крепкие» связи в высокопоставленных кругах, соответствующие способности и качества. Кроме того, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Нередко также создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению. Существует, по крайней мере, четыре механизма, с помощью которых группы давления могут реализовать свои интересы. Во-первых, люди имеют мало стимулов голосовать или получать информацию о программах кандидатов или партий. Группы со специальными интересами могут снизить издержки на голосование и получение информации, особенно для тех избирателей, которые, вероятнее всего, их поддержат. Во-вторых, группы давления стремятся обеспечить информацией и политиков, так как имеют доступ к источникам информации. Именно благодаря предоставлению политикам информации они реализуют свое влияние. Третий механизм – прямой или косвенный подкуп политиков. Группы давления обеспечивают финансовую и иную поддержку политиков, которые представляют их интересы. В-четвертых, организованные группы могут достигать своих целей в рамках политического процесса с помощью логроллинга – уступок политиками своих голосов, т.е. через взаимную поддержку различных групп и партий. При принятии решений простым большинством голосов маленькая группа избирателей имеет значительный стимул для торговли своими голосами, чтобы реализовать собственные интересы. Следуя теории М. Олсона о коллективном действии, модели групп давления значительный акцент делают на организационных издержках и «эффекте безбилетников». Последний состоит в том, что некоторые члены группы давления не хотят вкладывать средства в поддержку группы, но хотят пользоваться благами от ее лоббистской деятельности. Одной из наиболее известных моделей групп давления является теория конкуренции групп давления Г. Беккера. Эта модель, как считает ее автор, позволяет определить равновесную структуру налогов, субсидий и других форм государственного вмешательства в экономику. Эффективность группы давления определяется, по Г. Беккеру, в конкуренции с другими группами. Политическое влияние не устанавливается раз и навсегда политическим процессом, оно может быть расширено затратами времени и денег на кампании содействия, политическую рекламу и другими способами политического давления. Политическое равновесие зависит от относительной эффективности (силы давления) каждой группы, эффективности дополнительного давления, проявляющегося в росте политического влияния групп, числа их членов и чистых общественных издержек, которые вызваны искажениями в размещении ресурсов из-за налогов и субсидий. Политическое равновесие имеет свойство, что все группы максимизируют свои выгоды, расходуя оптимальное количество средств на политическое давление. При неуклонном отстаивании группами своих интересов принятие в конечном итоге необходимого законопроекта может легко компенсировать затраты, связанные с достижением намеченной цели. При этом выгоды от принятия закона будут получать члены группы с особыми интересами, а издержки понесет все общество в целом. В условиях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно выражает свою волю, невыгодные для большинства предложения были бы отклонены. Лоббирование может нести взаимную выгоду как избирателям, так и законодателям. Продвижение интересов влиятельных избирателей увеличивает шансы переизбрания депутатов на следующий срок, а также помогает в нахождении источников финансирования предвыборных кампаний и политической деятельности. В еще большей степени практика лоббирования присуща профессиональным бюрократам, так как специфика их работы заключается не только в непосредственном участии в процессе принятия решений, но и в успешном претворении их в жизнь. Поэтому в целях ограждения общества от результатов превышения должностных полномочий законодателями используется практика строгого ограничения сферы деятельности выборных органов и исполнительной власти. Каждый законодатель выбирает круг вопросов, наиболее важных для его избирателей, и стремится к их законодательному закреплению. Для достижения этой цели он по предварительному сговору голосует за выдвигаемые вопросы своих коллег, чтобы те в свою очередь поддержали его. Логроллинг, таким образом, способствует принятию политических программ, которые бы не получили одобрения при прямой демократии. Опыт некоторых развитых стран свидетельствует, что с помощью логроллинга правительство способно добиться одобрения крупного дефицита государственного бюджета, увеличения военного финансирования и т.д. Тем самым общенациональные интересы могут приноситься в жертву выгодам ограниченного круга лиц. Сторонники теории общественного выбора не рассматривают «торговлю голосами» только как отрицательное явление. В ряде случаев практика логроллинга позволяет повысить эффективность распределения в соответствии с принципом Парето-оптимальности. Для некоторых общественных объединений логроллинг является порой единственным способом отстаивания гражданских прав национальных и расовых меньшинств, обеспечения свободы слова и совести, защиты животных. Одной из форм логроллинга является так называемый «бочонок с салом» – законы, состоящие из пакета небольших локальных проектов. Каждый из этих проектов в отдельности при вынесении на голосование не получит необходимой поддержки законодателей и обречен на провал. Это связано с тем, что выгоды от принятия локального закона получает только население определенной местности, а затраты несут все налогоплательщики. Поэтому все законодатели стараются выдвигать свои вопросы в едином пакете. Тем самым достигается уверенность в том, что выдвигаемый законопроект поддержат законодатели, чьи вопросы в него включены. Когда набирается необходимое количество локальных проектов (достигается нужная «толщина сала в бочонке»), законопроект выносится на голосование.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |