Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нервно-мышечной релаксации




РАЗРЯЖЕНИЕ ТРЕВОГИ И СТРАХА

Цель: избавление от чувства тревоги и страха.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

______________________________

75 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО 2002.

Проведение упражнения: Прежде чем присту­пить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вы­зывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызы­вает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности.

Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания.

Сядьте поудобнее. Подумайте о тех людях, мес­тах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражайте любые мысли или чувства, кото­рые просятся наружу, как, например: «Мне страш­но», «Я обеспокоен». Повторяйте фразы как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что вы бормочете что-то бессвязное про себя. В этот момент сделайте паузу и посмотрите, не придет ли вам на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют об­ласть подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.

 

 

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ВАРИАНТ

 

Приведенный вариант нервно-мышечной релакса­ции по Э. Джекобсону (Е. Jacobson, 1976; J. Everly, R. Rosenfeld, 1981) модифицирован для использо­вания у детей и подростков И. М. Желдаком и С. А. Игумновым (1997)76.

Основная разница в процессе мышечной релакса­ции у детей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро достигают расслабления всех мышц тела. Психотерапевт должен следить за реакциями ребенка и быть готовым к тому, чтобы закончить вводную часть простым внушением полного рас­слабления. Некоторым детям бывает необходимо подробно разъяснить работу отдельных мышечных групп; другие будут испытывать скуку, что может помешать восприятию дальнейших внушений.

Обучение мышечной релаксации необходимо про­водить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (уса­див детей в такие «авиационные» кресла, можно создать в группе атмосферу «подготовки к воздуш­ному путешествию» и т. п.).

Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опу­щена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расстав­лены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного ок­руглены — поза, характерная для извозчика, дрем­лющего в ожидании седока.

Для детей не лишним будет рассказать об ос­новных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгиба

_____________________

76По источнику: Общая психотерапия: Рук. для врачей / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1999.

телей-разгибателей). Это облег­чит усвоение методики. Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В про­цессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.

«...Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабить­ся. Для достижения состояния полного отдыха от­кинься, пожалуйста, назад в кресле (или приляг на кушетку) и устройся очень, очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно применять формулу: «Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу те­бе открыть их»; при этом можно слегка прикос­нуться к векам ребенка.)

Сначала обрати, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, по­ка я не скажу: «Готов? Начали».

 

...Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глу­бокий вдох... глубже, глубже, задержка... и рас­слабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напря­жение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение.) Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабле­ние? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражне­ния. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5-10 секунд.)

 

...Теперь поставь, пожалуйста, обе стопы всей по­верхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу ив то же время припод­ними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. Подержи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувс­твуешь тепло и приятное покалывание. (Повторя­ем упражнение.) Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.

 

...Теперь подними, пожалуйста, оба носка очень, очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? На­чали. Подними носки очень высоко... еще выше. Подержи так и расслабь ноги.

Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, — это мышцы бедра. Упражнение простое. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер? Повторим это упражнение. Чтобы про­работать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. За­рой свои пятки в лесочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза около 20 секунд.)

 

...Сейчас переходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче. Готов? Начали. Пред­ставь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болез­ни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки — и раздави свои болезни! Теперь расслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук?.. Это отличное упражнение для тех, кто много пишет в школе. Теперь давай повторим. (Повторяем 1 раз.) Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? На­чали. (Повторяем упражнение 2 раза.) Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем паузу около 20 секунд.)

 

...Теперь давай поработаем с плечами. Мы хра­ним массу напряжения и стресса в плечах. Неда­ром говорят, что наши беды и тревоги «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и прият­ной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем упражнение 2 раза, затем пауза около 20 секунд.)

 

...Давай перейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка «до ушей». Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так — и расслабься. (Повторяем 2 раза.) Теперь сожми гу­бы, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? На­чали. Собери губы вместе. Сожми их очень креп­ко... Еще крепче. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз.) А сейчас перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь гла­за закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? На­чали. Зажмурь глаза очень крепко... Еще крепче... И — расслабь. (Повторяем 2 раза.) Это упражне­ние очень полезно при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.

Последнее упражнение заключается просто в под­нимании бровей. Помни о том, что глаза остают­ся закрытыми, а ты поднимаешь брови как мож­но выше, будто сильно-пресильно чему-то удивился.

Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз.) Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 секунд.)

 

...Теперь снова направь свое внимание на дыха­ние, почувствуй, как с каждым вдохом (психотера­певт говорит синхронно с вдохами пациента) при­ятная свежесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие, принося с со­бой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдо­хом (эта частями, синхронно с выдохами пациен­та)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара, которое отделяется от тебя,... унося все болезни, тревоги,... и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя...

 

...А сейчас зафиксируем внимание на внутрен­них органах. Спокойно проглоти слюну и просле­ди, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи,... груди,... живота (с 5-секундными пауза­ми)... В верхней части живота появилось прият­ное тепло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошенного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глу­бинным теплом.

 

...Теперь ты расслабил основные мышцы свое­го тела. Для того чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее». (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их.)


Использованная литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М: Ака­демический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Алямовская В. Г., Петрова С. Я. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.

3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004.

4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Я. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагнос­тические таблицы. Психодиагностические методи­ки. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб.и дополн. — М.: Издательство «Ось—89», 2003.

5. Белкина В. Я. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академи­ческий Проект; Гаудеагмус, 2005.

6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консульти­рование. Проблемы психического развития де­тей. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурмен­ская, Е. И. Захарова, О, А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

8. Володченко В. Ю., Юмашев В. Б. Выходи играть во двор. — М: Молодая гвардия, 1984 г.

9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.

10. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Психокоррекционная и раз­вивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Ака­демия», 1998.

11. Вохмянина Т. В., Данилова Е. Е. Психокор­рекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педа­гогических учебных заведений. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 1998.

12. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Во­просы психологии, 1990, № 6.

13. Зяблицева М. А. Развитие памяти и вообра­жения у детей. Игры и упражнения — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2005.

14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.

15. Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающее -коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. — Рос­тов н/Д, 1997.

16. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

17. Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

18. Кон И. С. Психология юношеского возрас­та: (Проблемы формирования личности.) Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. —М.: Просвещение, 1979.

19. Донской Д. И., Игумнов С. А., Кондратенко В. Т. Общая психотерапия: Рук. для врачей — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая шко­ла, 1999.

20. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методи­ческое руководство. — М.: Прометей; Книго­люб, 2003.

21. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

22. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффек­тивного взаимодействия с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

23. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004.

24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия».

25. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманитарный изд. центр В ЛАД ОС, 1999.

26. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. — М.: ГЦ Владос, 2001.

27. Обухова Л. Ф- Возрастная психология. Учеб­ник. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

28. Общая психотерапия: Рук. для врачей / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской, С. А. Игум­нов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Выс­шая школа, 1999.

29. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просве­щение», «Учебная литература», 1996.

30. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб­ное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

31. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II — М.: МОСУ, 2001.

32. Пряжников Я. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

33. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Ан­дреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

34. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.

35. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педаго­гов. / Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

36. Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М.: 1992.

37. Сапогова Е. Е. Психология развития челове­ка: Учебное пособие. М.: Издательство «Ас­пект Пресс», 2001.

38. Авдеева Н. Н„ Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Смирно­ва Е. О. Рекомендации по обучению детей предметным действиям http//bookkap/by/ru/clasikydefekt gl. 65. shtm

39. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.

40. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

41. Аладьин А. А., Фурманов И. А., Фурмано­ва Н. В. Психологическая работа с детьми, ли­шенными родительской опеки. Книга для пси­хологов. — Минск, 1998.

42. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвеще­ние: ВЛАДОС, 1995.

43. Яковлева Н.Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.:«Валерии СПД», 2001.

44. Жадько Е. Г., Широкова Г. А. Практикум для детского психолога — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

45. Яковлева Н. Я. Психологическая помощь до­школьнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001.


Содержание

 

ГЛАВА I. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками

 

1. Цели, задачи и принципы психокоррекционной работы с детьми и подростками

2. Методы коррекционной работы с детьми и подростками

3. Показания к применению индивидуальной и групповой форм психокоррекционной работы с детьми и подростками

4. Рекомендации по формированию детской психокоррекционной группы

5. Организация групповой работы с детьми и подростками

6. Оценка эффективности проведенной психокоррекционной работы

ГЛАВА 2. Психологический практикум

 

1. Ранний возраст (1-3 года)

1.1.Основные тенденции развития в раннем детстве

1.2. Развитие моторики

1.2.1. Игры на развитие общей моторики...........................

1.2.2. Игры, развивающие координацию движений............

1.2.3. Игры, обучающие быстро бегать

1.2.4. Игры, обучающие прыжкам

1.2.5. Игры, формирующие навыки ползания.......................

1.2.6. Игры, развивающие чувство равновесия....................

1.2.7. Игры с мячом

1.2.8. Игры, развивающие движения кисти — «пальчиковая гимнастика»

1.3. Развитие предметных действий

1.4. Развитие речи

1.5. Общеразвивающие игры

1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы, и цвета

1.5.2. Игры-занятия с сюжетными картинками

2. Дошкольный (3-6(7) лет) и младший школьный ( 6(7)-10лет) возраст

2.1. Основные тенденции развития в дошкольном возрасте

2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте

2.3. Развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти,
внимания)

2.3.1. Игры на развитие мышления и речи................

2.3.2. Игры на развитие воображения......................

2.3.3. Игры на развитие памяти

2.3.4. Игры на развитие внимания

2.4. Коррекция трудностей учебной деятельности у младших школьников

2.4.1. Формирование учебных умений

2.4.2. Формирование приемов самоконтроля............

2.4.3. Развитие произвольности

2.5. Развитие навыков общения

2.6. Коррекция и развитие эмоциональной сферы

2.6.1. Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других

2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения

2.7. Развитие самосознания

2.8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте

2.8.1. Застенчивость и тревожность

2.8.2. Агрессия и конфликтность

2.8.2.1. Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.................

2.8.2.2. Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

2.9. Развитие моторики

2.9.1. Игры на общее моторное развитие...............

2.9.2. Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания

2.9.3. Игры на развитие моторной ловкости _____

2.9.4. Игры на развитие регуляции поведения _____

2.9.5. Игры на развитие мелкой моторики..............

2.10. Релаксационные игры и упражнения........................

3. Подростковый возраст (11-14 лет) и ранняя юность (15-16лет)

3.1. Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности

3.2. Развитие познавательных процессов........................

3.2.1. Развитие мышления

3.2.2. Развитие воображения

3.2.3. Развитие памяти

3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы..........

3.4. Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности

3.4.1.Упражнения-игры, направленные на сплочение группы

3.4.2. Упражнения на развитие навыков общения....

3.4.3. Упражнения на формирование конкретных социальных навыков

3.5. Развитие личности и самосознания

3.5.1. Упражнения на развитие позитивного Я-образа

3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой идентичности, представлений об отношениях с противоположным полом

3.6.Профориентационые игры

3.7.Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга

Использованная литература


Популярное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.