КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методологии IDEF0
IDEF0 – методология функционального моделирования. Функциональная модель (модель деятельности) рассматривает систему как набор действий, в котором каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. Функциональные модели выделяют действия посредством представления в виде специального элемента – блока.
Рисунок 3.3 Блок
Первое основное понятие графического языка IDEF0 – это функциональный блок (Activity Box)
Рисунок 3.4 Функциональный блок Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, «производить услуги», а не «производство услуг»). Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер. Каждая из четырех сторон функционального блока имеет своё определенное значение: • Верхняя сторона имеет значение «Управление» (Control); • Левая сторона имеет значение «Вход» (Input); • Правая сторона имеет значение «Выход» (Output); • Нижняя сторона имеет значение «Механизм» (Mechanism). Вторым основным понятием методологии IDEF0 является понятие интерфейсной дуги (Arrow). Также интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком. Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта, наименование должно быть оборотом существительного. С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.). В зависимости от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит название «входящей», «исходящей» или «управляющей». Только функциональные блоки могут быть «источником» (началом) и «приёмником» (концом) каждой функциональной дуги. При этом, выходная сторона может быть только «источником», а остальные три – только «приёмником». По требованиям стандарта любой функциональный блок должен иметь, по крайней мере, одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую. Действительно, имеет смысл рассматривать только те процессы, которые происходят по каким-то правилам и выдают некоторый результат. Обязательное наличие управляющих интерфейсных дуг является одним из главных отличий стандарта IDEF0 от других методологий классов DFD (Data Flow Diagram) и WFD (Work Flow Diagram). Входящие и управляющие интерфейсные дуги имеют схожую природу. При проектировании важно правильно отделять их друг от друга. Например, «технологические указания» можно рассматривать как управление при обработке детали:
Рисунок 3.5 «Технологические указания» в качестве управления
Когда имеем дело с процессом коррекции технологических указаний, «технологические указания» поступают на вход функционального блока:
Новые стандарты Рисунок 3.6 «Технологические указания» на входе
В случае рассмотрения предприятий и организаций существуют пять основных видов объектов: • материальные потоки (детали, товары, сырье…); • финансовые потоки (наличные и безналичные, инвестиции…); • потоки документов (коммерческие, финансовые и организационные документы); • потоки информации (информация, данные о намерениях, устные распоряжения…); • ресурсы (сотрудники, станки, машины…). При этом в различных случаях входящими и исходящими интерфейсными дугами могут отображаться все виды объектов, управляющими – только относящиеся к потокам документов и информации, а дугами-механизмами – только ресурсы. Для того чтобы сделать диаграммы удобочитаемыми, стандарт IDEF0 рекомендует размещать не менее трех и не более шести функциональных блоков на диаграмме. Кроме этого рекомендуется ограничить количество подходящих к одному функциональному блоку (выходящих из одного функционального блока) интерфейсных дуг четырьмя. Третьим основным понятием стандарта IDEF0 является декомпозиция (Decomposition). Декомпозиция позволяет постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает модель менее перегруженной и легко усваиваемой. Уровень детализации процесса определяется разработчиком модели. Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором «А-0». В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должна быть указана цель построения диаграммы (Purpose) в виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint). Цель определяет области в исследуемой системе, на которых необходимо сфокусироваться в первую очередь. Например, модель, разработанная с целью формирования основы для построения информационной системы, будет существенно отличаться от модели построенной с целью оптимизации логистических цепочек. Правильный выбор точки зрения существенно сокращает временные затраты на построение конечной модели, поскольку именно точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации. Например, функциональные модели одного и того же предприятия, с точек зрения главного технолога и финансового директора, будут существенно различаться по направленности их детализации. В процессе декомпозиции, функциональный блок подвергается детализации на другой диаграмме. Получившаяся диаграмма второго уровня содержит функциональные блоки, отображающие главные подфункции функционального блока и называется дочерней (Child diagram) по отношению к нему. В свою очередь, диаграмма, которая содержит родительский блок (Parent Box), называется родительской диаграммой (Parent Diagram). Каждая из подфункций дочерней диаграммы может быть далее детализирована путем аналогичной декомпозиции соответствующего ей функционального блока. В случае декомпозиции функционального блока все интерфейсные дуги, входящие в данный блок, или исходящие из него фиксируются на дочерней диаграмме. Этим достигается структурная целостность IDEF0-модели.
Рисунок 3-7 Декомпозиция функциональных блоков
Следует обратить внимание на взаимосвязь нумерации функциональных блоков и диаграмм – каждый блок имеет свой уникальный порядковый номер на диаграмме (цифра в правом нижнем углу прямоугольника), а обозначение под правым углом указывает на номер дочерней для этого блока диаграммы. Отсутствие этого обозначения говорит о том, что декомпозиции для данного блока не существует. Часто бывают случаи, когда отдельные интерфейсные дуги не имеет смысла продолжать рассматривать в дочерних диаграммах ниже какого-то определенного уровня в иерархии, или наоборот – отдельные дуги не имеют практического смысла выше какого-то уровня. Иногда необходимо избавиться от отдельных «концептуальных» интерфейсных дуг и не детализировать их глубже некоторого уровня. Для решения подобных задач в стандарте IDEF0 предусмотрено понятие туннелирования. Обозначение «туннеля» (Arrow Tunnel) в виде двух круглых скобок вокруг начала интерфейсной дуги обозначает, что эта дуга не была унаследована от функционального родительского блока и появилась (из «туннеля») только на этой диаграмме. В свою очередь, такое же обозначение вокруг конца интерфейсной дуги в непосредственной близи от блока – приёмника означает тот факт, что в дочерней, по отношению к этому блоку, диаграмме эта дуга отображаться и рассматриваться не будет. Последним из основных понятий IDEF0 является глоссарий (Glossary). Для каждого из элементов IDEF0: диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и так далее, которые характеризуют объект, отображенный данным элементом. Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента. Например, для управляющей интерфейсной дуги «распоряжение об оплате» глоссарий может содержать перечень полей соответствующего дуге документа, необходимый набор виз и прочее. Другими словами глоссарий дополняет наглядные диаграммы необходимой дополнительной информацией.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |