Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Египетская цивилизация




 

Определенно, долина Нила является лучшим местом в мире для изучения расовой истории древних людей. Внимания антропологов удостоились более четырех тысяч египетских скелетов, покрывающие период в семь тысяч лет. Одна египетская серия, состоящая из 900 мужчин, – это самая большая когда‑либо собранная группа черепов одного пола и из одного места. Следовательно, возможно изучать разнообразие и изменения в этой изолированной долине с особой точностью, ибо в одном районе – области Верхнего Египта около Абидоса и Фив – черепной материал более обширен, чем материал любой эпохи любой иной области такого же размера в мире[154].

Далее, с начала династических времен до пришествия ислама египетские художники и скульпторы точно запечатлевали, часто в цвете, физическую внешность своих современников, а также многих иностранцев. В то же время климат в долине Нила и искусство мумификаторов сохранили нетронутыми волосы, кожу и высушенные мышцы как естественных, так и искусственных мумий, начиная с династического времени. С таким изобилием свидетельств мы должны быть знакомы с расовыми характеристиками древних египтян почти так же хорошо, как и с характеристиками людей нашего времени.

Географически Египет не является единым. В первую очередь, дельта, напоминающая по климатическим условиям древний Шумер, – это серия болот, граничащая с берегами Палестины и Ливии и легко достижимая с обоих направлений, а также с моря. Она, а также (хотя и в меньшей степени) Нижний Египет, является легким путем проникновения из Азии в Северную Африку, не затрагивающим большую часть собственно Египта. Следовательно, возможно, что даже в династические времена расовые движения проходили из Западной Азии в Северную Африку по этому береговому пути, не затрагивая население Египта в сколько‑нибудь значительной мере. С другой стороны, Верхний Египет – это узкая долина, окаймляемая холмами с обеих сторон. За этими холмами лежит плоскогорье, которое во время плювиального периода хорошо снабжалось водой, было покрыто травой и кишело животными. С юга в Египет был только один путь – вниз по Нилу, и во время династического периода египетские фараоны держали гарнизоны на южных границах для предотвращения иммиграции с этой стороны света.

Циклонный пояс дождей, ушедший в общем послеледниковом изменении климата из Сахары и аравийских пустынь на север, также переместился и западнее[155]. Поэтому климат, благоприятный для охотников и собирателей, сохранялся в Египте дольше, чем в Месопотамии. В то же время это движение могло быть в значительной степени связано с миграциями людей, пересекавших Северную Африку с востока на запад, таким образом оставаясь за пределами засушливой зоны. Последним из регионов Северной Африки подверглось засухе Марокко, и в некоторых частях этой страны все еще сохраняются кедровые леса и травяные плоскогорья.

Хорошо проработанная археологическая последовательность в Египте начинается с самого низкого палеолита и продолжается без перерыва до исторических времен. Однако во время плювиального периода и какое‑то время после него болотистая долина с деревьями была не самой благоприятной охотничьей территорией, и собиратели палеолита и мезолита предпочитали открытые луга, только случайно посещая речные берега. По мере того как плоскогорье становилось все более засушливым, многие охотники, не ушедшие на запад, переселились в остававшуюся влажной долину, куда, должно быть, и уходила их добыча. Одна такая концентрация собирателей видна в себильской культуре Верхнего Египта[156]. Скелетный материал этой культуры, еще не описанный в публикациях, предвосхищает по физическому типу додинастический период, помещая изящный средиземноморский тип в донеолитические времена[157].

В другой части Верхнего Египта самыми древними из известных земледельцев, в то же самое время или чуть позже начавшими использовать благоприятную среду долины Нила, были так называемые тасийцы, названные по месту раскопок у Деир‑Таса. В то время эта часть долины Нила была все еще болотистой, с большими деревьями, растущими по краям болот. Учитывая эти климатические условия, оценивается, что эта культура появилась примерно в 5000 или даже в 6000 г. до н.э.[158]

Хотя физический тип тасийцев еще не описан в полной мере, в предварительных заметках Брантона сообщается, что несколько найденных черепов являются большими, с толстыми стенками, сильным мышечным рельефом и крупными надбровными дугами. Форма черепа, преимущественно долихоцефальная, включает и брахицефалов[159]. Лица широкие, орбиты прямоугольные, нижняя челюсть глубокая, широкая и прямоугольная, с расширяющимися книзу углами нижней челюсти и выдающимся, двусторонним подбородком. По рисунку одного образца, опубликованного Брантоном, мы можем заключить, что они были ортогнатными, и в таком случае по меньшей мере мезоринными. Видимо, они принадлежат к чисто европеоидной категории, и мы можем решиться на предположение, что они представляют собой вернепалеолитический тип Афалу или раннего Натуфа, составляя связь между Алжиром и Палестиной. Однако они не внесли важного вклада в формирование египтян, ибо в последующие времена они исчезли как в культурном, так и в расовом смысле.

Другая ранненеолитическая цивилизация Египта, не оставившая ясных следов в династической культуре, – это цивилизация оазиса Фаюм и меримдийцев дельты, которые одновременно с тасийцами и следуя себильцам выращивали ячмень, пшеницу и лен вдоль берега озера Фаюм и эстуариев дельты. Они также разводили стада скота, и особенно свиней. Их технология заполняет пропасть между капсийским мезолитом и неолитом. Их украшенная насечками толстая и черная керамика напоминает древнюю керамику неолита Западной Европы и Анатолии.

Значимость этого населения состоит в том, что оно, вероятно, представляет собой прототип неолитических земледельцев, переселившихся на запад вдоль берега Северной Африки в Марокко и далее в Испанию, где они распространили неолитическую экономику со льном и свиньями до швейцарских озер и Рейна[160]. Хотя, возможно, они не играли важной роли в Египте, для Европы это утверждение неверно. Их появление в Фаюме и дельте датируется временем около 5000 г. до н.э., а их исчезновение – около 4000 до н.э. Тысячелетием позже они или люди, похожие на них, появились в Западной Европе.

Черепа этих людей, состоящие в основном из черепов женщин и детей, как один являются долихоцефальными и средиземноморскими. На них нет следов негроидного влияния, и эти черепа больше, чем черепа додинастических египтян[161].

После этой экскурсии давайте вернемся в Верхний Египет, к большому количеству мест раскопок, близких к той области долины, в которой ранее жили тасийцы. Из места раскопок в Бадари происходят древнейшие черепа самой типичной из обнаруженных египетской группы. Эти бадарийцы жили около 4000 г. до н.э., после того, как климат стал значительно суше, чем в тасийское время, – таким сухим, что во многих случаях кожа и волосы совершенно естественно сохранились. Их кожа была, очевидно, смугло‑белой, а волосы – черными или темно‑каштановыми, густыми, тонкими и обычно волнистыми.

Хотя бадарийцы, как и тасийцы и меримдийцы, все еще занимались охотой и рыболовством для пополнения своих кладовых и разнообразия своей диеты, в основном они жили земледелием и разведением крупного рогатого скота и овец. В отличие от меримдийцев, они не разводили свиней. Куя медь, они вошли в переходный этап от неолита к эпохе металла. Они плавали по Нилу на кораблях, чей образ известен из керамических моделей, но мы не может быть уверены, что они управляли ими. Эти бадарийцы, без сомнения, были новичками в Верхнем Египте – они заменили тасийцев и, возможно, других своих предшественников.

Очень трудно определить половую принадлежность бадарийских черепов, ибо сам этот тип хрупкий и женственный, демонстрирующий очень слабое развитие мышц[162]. По этой причине различные исследователи, измерявшие бадарийские черепа, не согласны друг с другом в их половой принадлежности. Соответственно изменяются и их средние значения, но по самому крайнему разделению половые пропорции необычайно маленькие даже для египетских серий.

Бадарийская серия – это древнейшая сколько‑нибудь многочисленная выборка черепов из какой‑либо части мира. Это наша первая серия, единая во времени и пространстве, которая достаточно велика для изучения точными статистическими методами. Они показывают, что эта серия не очень разнообразна, но ее изменчивость не меньше, чем у многих современных популяций. Поэтому Морант заключает, что «по‑видимому, за последние 6 тысяч лет в изменчивости расовых популяций изменилось немногое»[163].

Бадарийский тип представляет собой малую ветвь средиземноморской расовой группы. Голова необычно большая по сравнению с другими размерами, а кости лица в абсолютном измерении необычно маленькие; нижняя челюсть маленькая, узкая и легкая. Ее средний двухмыщелковый диаметр у мужчин – самый маленький из известных, а бигониальный диаметр 91,6 мм также очень низкий.

Хотя бадарийский тип определенно родственен последующему типу додинастического населения, он отличается от него. Бадарийские черепа более прогнатные, чем черепа их наследников, и имеют большие носовые указатели. Их носовой указатель находится как раз на границе между мезоринией и хамеринией. Хотя из‑за прогнатизма и формы носа можно предположить негроидную тенденцию, ее нельзя установить точно, так как форма волос определенно не является негроидной.

Морант демонстрирует, что бадарийский тип черепа сильно похож на некоторые черепа современных христиан северной Эфиопии, которые в этой связи не демонстрируют негроидных черт в строении черепа, а также на черепа дравидов южной Индии. Можно добавить, что современные сомалийцы демонстрируют близкое соответствие этому физическому типу в большинстве отношений, и крайне узкая челюсть, по которой бадарийцы, видимо, достигли мирового максимума, может быть найдена как среди сомалийцев, так и среди обитателей южной Индии. В Европе самая близкая параллель бадарийскому типу находится среди современных сардинцев, но она не такая близкая, как их связь с другими и более поздними египтянами.

На основе этого сравнительного расового анализа кажется разумным предположить, что бадарийский физический тип появился с юга, с истоков Нила. Он может представлять собой древний хамитский тип, который до сегодняшнего дня сохранился в Эфиопии и Сомали, несмотря на негроидную примесь.

Бадарийцев в Верхнем Египте сменила последовательность культур, которые можно обозначить коллективным термином «додинастические». В додинастические египетские времена обитатели Нижнего Египта, т.е. области около Мемфиса и современного Каира, физически и культурно отличались от обитателей Верхнего Египта. Египетское письмо развилось в Нижнем Египте, где тростник, птицы и другие природные объекты, типичные для окружающей среды, были включены в слоговые и алфавитные знаки. Объединение двух Египтов во время Менеса около 3000 г. до н.э. отмечает начало династической традиции. Следовательно, можно рассматривать додинастические времена как занимающие большую часть предыдущего тысячелетия.

В Верхнем Египте ранний додинастический физический тип лучше всего представлен сериями из Накады[164](см. приложение I, кол. 6). Люди из Накады, хотя и напоминают бадарийцев во многих отношениях, тем не менее существенно отличаются от них, что убеждает нас в том, что это разные, хотя и родственные, популяции. Вероятно, они были выше бадарийцев, хотя у нас нет определенных данных о бадарийском росте. Как головы, так и лица были шире и больше, чем у бадарийцев; носы были у́же, а прогнатизм меньше.

Не такие многочисленные бадарийцы, вероятно, растворились в накадском населении, хотя этому предположению нет прямых подтверждений.

В Нижнем Египте жила другая группа средиземноморского додинастического населения, в определенном отношении отличавшаяся от населения Верхнего Египта. Их головы были шире, а черепной указатель выше, достигая в среднем 75, в то время как среднее значение у населения Верхнего Египта – 72. Их высота свода меньше, лицо не шире, но немного длиннее, а носовой указатель ниже.

Эти два типа из Верхнего и Нижнего Египта представляют собой крайние типы собственно египетского населения, но с начала династических времен около 3000 г. до н.э. до времен Птолемея многочисленные серии, дающие прекрасную картину расового развития и перемен в Египте, демонстрируют взаимодействие этих двух типов. Расовая история Египта в течение трех тысяч лет была просто постепенным замещением верхнеегипетского типа нижнеегипетским[165](см. приложение I, кол. 7, 8). Если смотреть на таблицы от столетия к столетию, то видно, что черепа постепенно увеличивались по ширине от 131 до 139 мм, а лица – от 124 до 129 мм. Древний Египет, должно быть, остается единственным в мире выдающимся примером значительного, природно изолированного региона, в котором местные расовые типы развивались сами по себе несколько тысяч лет, совершенно незатронутые внешними контактами.

Современные копты, вероятно, представляющие собой древний египетский тип более точно, чем мусульманское население, отклоняются от более древних типов только по сокращению длины черепа с примерно 183 мм до 177 мм. Следовательно, эволюционное изменение в Египте состояло только в небольшом сокращении длины головы и местами в удлинении лица и сужении носа; но эти изменения незаметны. Изменения физического типа в любой части Европы за последние пятьсот лет были гораздо больше, чем в Египте за пять тысяч лет.

 

ТИПЫ ЛИЦА В ЕГИПЕТСКОМ ДИНАСТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Рис. 22 – голова мужчины в зеленом сланце, в Египетском музее, Берлин; по anon. The Art of Ancient Egypt, Phaidon Press, Vienna, 1936, Plate 166.

 

Рис. 23 – портрет Рахотепа, Каирский музей, по Schäfer, H., and Andrae W., Die Kunst des alten Orients, 1925, p. 222.

 

Рис. 24 – гипсовая маска из мастерской скульптора Тутмоса, Statlisches музей, Берлин. Schäfer and Andrae, p. 339.

 

Рис. 25 – статуя во владении лорда Карнавона, фронтиспис, Journal of Egyptian Archaeology, vol. 7, 1917.

 

Все богатство нынешнего иллюстративного материала из египетского искусства можно разделить на два класса – условные изображения и портреты. Последние демонстрируют определенный и узнаваемый тип – стройный и выносливый, с узкими бедрами и небольшими руками и ногами. Голова и лицо принадлежат к ровно очерченной изящной средиземноморской форме.

Эти портреты, с другой стороны, в особой степени демонстрируют две вещи: значительное индивидуальное разнообразие как по строению тела, так и по форме головы и лица среди долихоцефалов и мезоцефалов, а также то, что многие из чиновников, придворных и жрецов, представляющих верхний класс египетского общества (но не члены семьи фараона), особенно длинноголовые, были похожи на современных европейцев. Возможно, тому причиной тот факт, что египетский нос обычно не имел высокого корня, как у месопотамцев, как они изображали в своем искусстве; а также, возможно, из‑за того, что портреты, по крайней мере людские, демонстрируют бо́льшую угловатость линий и форм, чем условные изображения.

Возможно, у царских семей было некоторое отличие по типу, ибо правители часто имеют крайне долихоцефальную форму головы в сочетании с покатым лбом и сильной орлоносостью, с весьма вывернутыми ноздрями, типичный пример чего можно видеть у известной мумии Рамзеса III и нынешнего императора Эфиопии Хайле Селассие. Этот тип, вероятно, появился в древнейшие времена с истоков Нила.

Пигментация египтян была обычно смуглой; на условных изображениях мужчины представлены красным цветом, а женщины часто более светлым и даже белым цветом. Хотя волосы почти всегда неизбежно черные или темно‑каштановые, а глаза карие, Хетеп‑Херес II из четвертой династии, дочь Хеопса, строителя великой пирамиды, показана на цветном барельефе своей гробницы как определенная блондинка. Ее волосы окрашены в ярко‑желтый цвет с красными горизонтальными линиями[166], а ее кожа белая. Эта самое древнее в мире свидетельство светлой пигментации. Позднее египетские рельефы, однако, часто представляли ливийцев светлыми[167], а в древнеегипетские времена территория ливийцев простиралась до самой дельты. Египетские картины иностранцев весьма точны; кроме ливийцев, у которых были нордическими как черты, как и пигментация, также показаны азиаты с выдающимися носами и вьющимися волосами, народы моря со Средиземноморья со светлой кожей и более отчетливыми чертами лица, чем египтяне, а также негроиды. Очевидно, светлая пигментация Хетеп‑Херес II скорее принадлежала дельте и ее связям с востоком и западом, нежели собственно Египту, потому что она никогда не повторялась в качестве важной детали, типичной для египтян. Средиземноморская пигментация египтян, видимо, несильно изменилась за последние пять тысяч лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.