Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия




ГЕНОТИП В КОНТЕКСТЕ: ТИПЫ СРЕДОВЫХ ВЛИЯНИЙ И ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ГЕНОТИП В КОНТЕКСТЕ: ТИПЫ СРЕДОВЫХ ВЛИЯНИЙ И ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ

Индивидуум (носитель генотипа) существует не в вакууме, а сре­ди подобных ему индивидуумов. Кроме того, сам генотип не спрятан, как Кащеева смерть, за семью замками на конце иголки, а чрезвы­чайно открыт и крайне чувствителен к любому оказываемому на него влиянию. Изучение генотипа невозможно и неадекватно без изучения среды, в которой он находится. Генетические исследования заметно выигрывают, когда в них используются хорошо отлаженные психоло­гические методики, оценивающие характеристики среды. Подобным же образом психологические и педагогические исследования средо-вых условий, влияющих на формирование тех или иных поведенчес­ких признаков, выигрывают от использования накопленных психоге­нетикой знаний о том, как функционирует генотип, что такое норма реакции и каковы пределы пластичности генотипа. Время противопо­ставления «двух факторов» — генов и среды — осталось позади. Сегод­ня мы знаем достаточно для того, чтобы без тени сомнений утверж­дать: формирующаяся индивидуальность не делится на то, что в ней от среды, и на то, что — от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие.

В контексте психогенетического изучения средовых особенностей чрезвычайно важны три момента.

* * *

Итак, мы рассмотрели закономерности существования генов в популяциях. Частоты генов в популяциях, находящихся в состоянии покоя, определяются законом Харди-Вайнберга. Однако реальные популяции никогда не бывают в состоянии покоя, и закон Харди-Вайнберга постоянно нарушается. В реальных популяциях в каждый данный момент времени одновременно присутствуют и взаимодей­ствуют все основные факторы популяционной динамики. Необходимо различать популяционные факторы, влияющие на изменения частот аллелей и частот генотипов. На изменение частот аллелей в популя­ции более других процессов влияют мутации, миграции, естествен­ный отбор и генетический дрейф. Частота встречаемости генотипов в популяции подвержена влиянию определенных типов скрещивания, в том числе инбридинга и ассортативного подбора супружеских пар.

Глава VI

Индивидуум (носитель генотипа) существует не в вакууме, а сре­ди подобных ему индивидуумов. Кроме того, сам генотип не спрятан, как Кащеева смерть, за семью замками на конце иголки, а чрезвы­чайно открыт и крайне чувствителен к любому оказываемому на него влиянию. Изучение генотипа невозможно и неадекватно без изучения среды, в которой он находится. Генетические исследования заметно выигрывают, когда в них используются хорошо отлаженные психоло­гические методики, оценивающие характеристики среды. Подобным же образом психологические и педагогические исследования средо-вых условий, влияющих на формирование тех или иных поведенчес­ких признаков, выигрывают от использования накопленных психоге­нетикой знаний о том, как функционирует генотип, что такое норма реакции и каковы пределы пластичности генотипа. Время противопо­ставления «двух факторов» — генов и среды — осталось позади. Сегод­ня мы знаем достаточно для того, чтобы без тени сомнений утверж­дать: формирующаяся индивидуальность не делится на то, что в ней от среды, и на то, что — от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие.

В контексте психогенетического изучения средовых особенностей чрезвычайно важны три момента.

Во-первых, генетические исследования постоянно указывают на критическую роль средовых факторов в формировании психологичес­ких различий между людьми. Многочисленные психогенетические ра­боты нагляднейшим образом показали, сколь важна роль генетичес­ких факторов для объяснения межиндивидуальной вариативности по самым разным признакам. В некоторых случаях (например, для вариа­тивности* показателей интеллекта) генетические влияния объясня­ют 50% фенотипической изменчивости, Чем, однако, объясняются остальные 50%? Ответ на этот вопрос очень прост: в большинстве своем за оставшиеся 50% отвечает среда, точнее особенности среды, в которой развиваются и живут носители генотипов.

Во-вторых, в контексте генетики количественных признаков по­нятие среды определяется намного шире, чем в психологии. Согласно этому определению, понятие «среда» включает все типы средовых влияний — общесемейные, индивидуальные и любые другие (вклю­чая ее физические и физиологические компоненты, пренатальные условия, диету, болезни раннего детства и т.д.), в то время как в психо­логии средовые условия обычно приравниваются только к социально-экономическим и психологическим условиям взросления ребенка.

В-третьих, психогенетика концентрирует свои усилия на вопросе о том, что есть (в данный момент в данной популяции), а не на вопросе о том, что может произойти. Например, высокие значения коэффициента наследуемости, полученного при изучении межинди­видуальной вариативности по росту, констатирует тот факт, что в данное время в данной популяции дисперсия роста объясняется в ос­новном генетическими различиями между членами данной популя­ции (что есть). Однако определенное средовое вмешательство (на­пример, изменение питания и увеличение количества витаминов в рационе) может оказать влияние на формирование межиндивидуаль­ных различий в популяции по такому высоконаследуемому признаку, как рост (что может произойти). Считается, что именно такие средо­вые изменения привели к увеличению среднего роста в современных европейских популяциях по сравнению с аналогичными оценками, полученными, например, в начале XX в. Индивидуальные же разли­чия по росту внутри каждого поколения находятся под жестким гене­тическим контролем.

При изучении генотипа в его средовом контексте исследователи выделяют два класса влияний - влияния среды и генотип-средовые вли­яния, т.е. совместные, сопряженные влияния среды и генотипа.

* В данном учебнике понятия «изменчивость» (подробнее о ней — в гл. I) и «вариативность» используются как синонимы. Тем не менее авторы отдают пред­почтение словосочетаниям «фенотипическая изменчивость», «генотипическая из­менчивость», но «средовая вариативность». Напомним, что статистическим экви­валентом понятия изменчивости является понятие дисперсии.

Для психолога одним из наиболее интересных аспектов психоге­нетики является ее способность дать надежную информацию о нали­чии и степени средовых влияний на формирование исследуемого при­знака. Психогенетические исследования могут не только определить, влияет ли среда на развитие и проявление этого признака (и если да, то в какой степени), но и указать конкретный класс средовых влия­ний, в котором надо искать определенный содержательный фактор, являющийся критической средовой переменной для анализируемого признака. Например, психогенетическое исследование может опреде­лить, что популяционная изменчивость по интеллекту зависит от об­щесемейной среды, и тем самым направить исследовательскую рабо­ту психологов на поиск конкретных компонентов именно этой среды (например, социально-экономических характеристик семьи), значи­мых для формирования интеллекта. В рамках теоретической психоге­нетической модели исследователи выделяют два основных типа сре­довых влияний: общие и индивидуальные.

Термином общая среда (синонимы - общесемейная, межсемейная, систематическая, семейная, разделенная; чаще всего обозначается символом Е — shared или Ес—common, общая) описываются типы сре­довых влияний, одинаковых для членов изучаемых пар родственни­ков (родители—дети, сиблинг—сиблинг и т.д.). Выделяют два класса общих средовых влияний: (1) общесемейная среда, характеристики которой различны в разных семьях, но едины для всех членов одной семьи (социоэкономический статус семьи, уровень образования ро­дителей, жилищные условия, исповедуемая семьей религия и т.п.); и (2) семейная среда, общая для конкретных пар членов данной се­мьи (близнецовая среда, среда сиблингов, родительско-детская среда и т.д.); это — среда, общая только для членов данной диады (напри­мер, школьная среда близнецов, обучающихся в одном классе, будет общей для близнецов, но не для родительско-детских пар).

Термином «индивидуальная среда» (синонимы — внутрисемейная, уникальная, специфическая, различающаяся, неразделенная, случай­ная; чаще всего обозначается EN — nonshared, т.е. среда, не являюща­яся единообразной для всех членов семьи) описываются типы среды, различные у разных членов одной семьи. Индивидуальные средовые характеристики — это набор тех средовых условий, влияния которых делают членов одной семьи непохожими друг на друга. Например, как ни стараются родители сиблингов относиться к ним одинаково объек­тивно, этого никогда не случается. Индивидуальная среда включает широкий спектр разных характеристик, начиная от разнообразия пре-натальных условий и кончая социально-психологическими особенно­стями среды, специфическими для данного индивида. Примерами та­ких средовых влияний могут служить характеристики круга друзей и рабочей обстановки, которые, как правило, не единообразны, спе­цифичны для каждого члена семьи.

Некоторые исследователи предлагают более детальную класси­фикацию сред и разделяют общие и индивидуальные средовые влия­ния на (1) систематические (повторяющиеся, долгосрочные; приме­рами систематических общесемейных влияний могут служить зара­ботная плата родителей, а индивидуальных систематических влияний — школьная среда ребенка или постоянное общение с близ­ким другом) и (2) случайные (краткосрочные; пример случайных общесемейных средовых воздействий — смерть члена семьи, а слу­чайных индивидуально-средовых влияний - болезнь или встреча с интересным человеком)*.

Эти теоретически выделенные типы средовых влияний представ­лены в центральной модели генетики количественных признаков в терминах компонентов фенотипической дисперсии. Далее мы пока­жем, как сопоставление разного типа родственных корреляций по­зволяет выделять разные компоненты среды. Однако некоторые сре­довые влияния (например, систематические и несистематические эффекты) в рамках центральной модели разделить нельзя. Для их изу­чения традиционную (классическую) модель разложения фенотипи­ческой дисперсии, в состав которой входят только латентные пере­менные, необходимо модифицировать с тем, чтобы включать в нее измеряемые переменные (подробнее об этом в гл. VIII).

Ученые давно осознали тот факт, что псевдодихотомическое раз­деление факторов, значимых для формирования индивидуальности, на те, которые «от генов», и те, которые «от среды», является искус­ственным и упрощенным. Помимо двух главных составляющих фено­типической дисперсии — генетической и средовой — существует не­сколько факторов, возникающих в результате взаимодействия (или совместных действий) среды и генов, и часто этим факторам принад­лежит весьма существенная роль. При описании гено-средовых эффек­тов выделяются три разных класса явлений: генотип-средовые корре­ляции (ГС-корреляции), или ковариации; генотип-средовые взаимо­действия (ГС-взаимодействия); ассортативность.

Средовые влияния, переживаемые человеком, часто не случай­ны, а, напротив, коррелируют с особенностями его генотипа или даже вызываются ими. Это явление было многократно описано. Смысл генотип-средовой корреляции хорошо передает утверждение «каждо­му по способностям». Теоретически предполагается, что если среда достаточно разнообразна и общество предоставляет человеку возмож­ность выбора, каждый выбирает и получает среду, коррелирующую (положительно или отрицательно) с его генетически обусловленной индивидуальностью. (Например, человек с генетически заданным

* Надо иметь в виду, что термином «случайный» обозначается не причина возникновения данного события, а распределение данного обстоятельства в попу­ляции по закону случайных чисел.

медленным индивидуальным темпом едва ли выберет профессию, в которой деятельность требует высокой скорости.)

Позитивная ГС-корреляция характеризует ситуацию двойного пре­имущества для носителя определенного генотипа. Так, дети компози­тора Иоганна Себастьяна Баха, будучи наследственно музыкально одаренными, выросли в обогащенной музыкальной среде, поскольку отец посвящал много времени их музыкальным занятиям. Семья мате­матиков Бернулли примечательна не только наследственной матема­тической одаренностью, но и, как следствие ее, «математизирован­ной» средой (см. гл. VII).

Негативная ГС-корреляция отражает ситуацию регрессии к попу-ляционному среднему, т.е. тенденцию к снижению фенотипического значения признака, например, у потомков по сравнению с родителя­ми из-за реакции среды на их генетическую индивидуальность (под­робнее о ГС-корреляциях см. гл. VIII).

В целом ГС-корреляция отражает феномен неслучайного рас­пределения сред между различными генотипами. «Хороший генотип» обычно получает и «хорошую среду»; «плохой» может выбрать адек­ватную себе, но объективно «плохую» среду. Понятно, что этот фено­мен может искажать оценку наследуемости: в случае положительной корреляции, когда и генотип, и среда действуют в одном направле­нии, она может быть завышена, в случае отрицательной, наоборот, занижена. Это — существенная помеха в исследованиях, которая дол­жна, по возможности, контролироваться,

ГС-взаимодействие следует

четко отличать от ГС-корреля­ции. Подобное взаимодействие ничего общего с идеей распре­деления «каждому по способно­стям» не имеет. Оно отражает непосредственный акт совмес­тного действия, совместного

Обедней- Нормаль- Обогащен- влияния генов и средовых фак-ная пая пая торов на фенотип. ГС-взаимо-

Типы среды действие описывает генетичес-

кий контроль чувствительности к средовым различиям и обна-

Рис. 6.1. Взаимодействие генотипа и руживается в том, что один и среды (по Cooper a. Zubek, 1958). тот же генотип в р

Среднее число ошибок при решении ла-, ж

г - даст разные фенотипы (а раз-

биринтной задачи «умными» и ^ ^ „ „

«глупыми» крысами, выращенными в ные генотипы в одной и той

обедненной, нормальной и обогащенной же среде тоже получат разное

средах. фенотипическое выражение)

(рис. 6.1).

В этих экспериментах при помощи направленного отбора были выведе­ны линии «умных» (быстро обучающихся) и «глупых» (обучающихся медлен­но) крыс. В стандартной («нормальной») среде «глупые» делали в среднем на 50 ошибок больше, чем «умные». Однако в обедненной среде эта разница исчезала: количество ошибок у обеих линий становилось одинаковым, при­чем «умные» резко «глупели»; в обогащенной же среде, наоборот, «умнели» «глупые» —у них количество ошибок резко сокращалось. Обратим внимание на то, что реакция на плохую среду выше у «умных»; создание же более бла­гоприятных условий сильнее сказывалось на обучаемости «глупых» крыс. (Вспомним понятие «норма реакции», — гл. I.)

Понятно, что у человека экспериментально исследовать ГС-взаи­модействие невозможно. Но примером может служить генетическая сопротивляемость какому-либо заболеванию. Люди, генетически склон­ные к заболеванию, не проявляют симптомов заболевания только до тех пор, пока их среда обитания свободна от патогенов. И наоборот, генетически устойчивые к заболеванию индивидуумы не проявляют симптомов заболевания даже при наличии патогена в их среде. Иначе говоря, изменение среды внесением в нее патогена оказывает весьма разные (порой, трагически разные) влияния на фенотипы индивиду­умов, генетически склонных и генетически устойчивых к заболеванию.

Ассортативностью называется неслучайное заключение браков на основе сходства по любым факторам. О ней уже шла речь в гл. V как об одном из факторов, меняющих частоты генотипов в популяциях. Исследователи, применяющие метод семьи (см. далее и гл. VII) для анализа психологических признаков, часто ссылаются на этот фено­мен. Мерой ассортативности принято считать корреляцию между суп­ругами.

В большинстве современных обществ браки заключаются на основе вза­имного интереса и привязанности будущих супругов друг к другу, что подра­зумевает сходство супругов по ряду фенотипических признаков, например по интеллекту, интересам, увлечениям и т.д. Высокая положительная ассорта -тивность была обнаружена у таких признаков, как уровень образования, рели­гиозные и политические установки, социально-экономическое положение. Умеренная ассортативность установлена для физических показателей и ког­нитивных характеристик, например когнитивных стилевых особенностей и спе­циальных способностей.

Исследования также продемонстрировали, что личностные качества и особенности темперамента не являются значимым критерием при подборе спутника жизни: корреляции между этими признаками у супругов достаточно низки. Однако до сих пор нет исследований, в которых были бы выявлены отрицательные корреляции между супругами по какому-либо (физическому или психологическому) признаку.

Ассортативность может искажать оценки влияния как генетичес­ких, так и средовых составляющих фенотипической дисперсии и по­тому должна учитываться во многих генетико-математических моде-

лях, точнее, в любых моделях, где она может занижать или завышать оценки искомых параметров. Важно помнить, что ассортативность не может интерпретироваться как побочная переменная, поскольку, стро­го говоря, переменной не является. В психогенетических моделях ас­сортативность представлена в качестве определенного коэффициента [44], искажающего истинную фенотипическую корреляцию в парах родитель-ребенок. Статистически контролировать ассортативность можно только в условиях использования комбинированных психоге­нетических моделей, т.е. в квазиэкспериментальных исследованиях, объединяющих несколько методов психогенетики (например, близ­нецовый и семейный).

Например, тенденция заключать браки с теми, кто близок нам по уровню интеллекта, давно была подмечена как в экспериментальных работах, так и в житейских наблюдениях. В среднем корреляция супругов по IQ составляет примерно 0,30-0,40. Такое сходство вовсе не означает, что мы подбираем жизненных партнеров по результатам выполнения интеллектуальных тестов. Эта корреляция определяется и интеллектуальной близостью будущих суп­ругов, и тем, что общение с интеллектуально равным партнером психологи­чески комфортно, и массой других обстоятельств. Однако, независимо от механизма ассортативности, в результате заключения браков между людьми, похожими по уровню интеллектуальных способностей, в зачатии нового орга­низма принимают участие генотипы, сходство которых выше того, которое определяется законом случайных чисел. Данная закономерность особенно важна на концах распределения оценок познавательных способностей, по­скольку было отмечено, что ассортативность проявляется ярче как среди ода­ренных, так и среди интеллектуально отсталых людей. В группе с низкими образованием и интеллектом Т.Д. Думитрашку получила очень высокую ас­сортативность по интеллекту (r = 0,68) и никаких корреляций по темперамен­ту, когнитивному стилю, креативности [53; 54]. В подобных случаях ассорта­тивность увеличивает вероятность того, что произойдет «удвоение» наследу­емой генной информации и, соответственно, потомок таких родителей унаследует двойную дозу генов, предрасполагающих к фенотипу, носителями которого являются его родители.

В последние 5-10 лет психогенетики обнаружили три весьма нео­жиданных явления: (а) у детей, растущих в одной семье, среда фор­мирует скорее различия, чем сходства; (б) многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения, и пр.), используемые для измерения характеристик среды, показыва­ют неожиданно высокий уровень генетического контроля, и (в) при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль обще­семейной среды оказывается незначительной. Все это дает возмож­ность сформулировать гипотезу о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды. Эти данные позволили аме-

риканской исследовательнице С. Скарр сформулировать концепцию, получившую образное обозначение «генотип —> среда», т.е. путь от генотипа к среде, обратный привычному «влиянию среды на индиви­дуальность» [396]. О продуктивности такого подхода речь пойдет далее. В соответствии с этими тремя наблюдениями и построена данная глава. Во-первых, мы рассмотрим основные результаты изучения об­щей семейной среды; во-вторых, уделим особое внимание анализу на­ходок, полученных в исследованиях индивидуальной среды; в-третьих, проанализируем феномен ГС-корреляции, описывая те особенности среды индивидуальности, которые коррелируют с ее генотипом; и, наконец, более детально познакомим с понятием ГС-взаимодействия, или феноменом так называемой чувствительности к среде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.