Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний пра­вовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъекта­ми права




Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является ее все­общность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко

1 Цит. по: Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. I. M.; Л.,

1945. С. 107.


c0t, кто находится в пределах действия права. Никто не может укло-я от выполнения установлений, исходящих от государства, точно

^ же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты донных прав личности. Приоритетным субъектом правового регули­рования является гражданин государства. Государство обязано созда-вахь наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообраз­ных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответ­ственно перед гражданином, а гражданин — перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граж­дан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предо­ставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний — задача государства и его органов. Обладая необходимыми организаци­онными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим за­конности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках Действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основ­ным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юриди­ческими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы госу­дарства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, Не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения стра­ны, — законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально °тражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует примерами, когда государство регламентировало практически 8се стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществля­лась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с дей-


ствительными интересами собственных граждан. Нормативной ocHof, законности являются правовые законы, адекватно отражающие общи» индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Таким образом, режим законности в правовом государстве пред полагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

— совершенного, четко отработанного законодательства, отве.
чающего потребностям общественного прогресса;

— полной, и безусловной реализации предписаний законов и подза.
конных правовых актов
государственными органами, должностными
лицами, гражданами и различными объединениями.

Основные требования законности. Термин «требования закон­ности» основательно прижился в научной и учебной юридической ли-тературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положе­ния правовой жизни общества, без которых реальная законность невоз­можна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулиро-вания общественных отношений.

И все-таки принципы права и требования законности неодно­значны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности — это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

Каковы же основные требования законности1!

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым
актам. В
правовом государстве закон обладает высшей юридической
силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором обще­
ственных отношений. Те отношения, которые в силу объективных усло­
вий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются,
как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае,
когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При
этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на
основе закона.

2. Единство понимания и применения законов на всей территория
их действия.
Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования
ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и простран­
ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина­
ковую силу на территории всех государственных образований, входя­
щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного
содержания законов обеспечивает законность правоприменительной
деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ­
ствует действительному смыслу закона и проводит, в жизнь заложенный
в нем регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона
и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство все*


перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед зако­лом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объе­ме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требова-^ям закона. С другой стороны, государство должно создать все необ­ходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать
права и свободы других лиц.
В условиях правовой государственности
это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода
одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого.
Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан
государства.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­
ности.
Почему нельзя противопоставлять законность и целесообраз­
ность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают выс­
шей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются
как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесооб­
разность закона не может' игнорироваться целесообразностью житей­
ской. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и
граждане оправдывают свои противоправные действия местной или
индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных
конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют
его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения
более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предостав­ляет такие возможности. Например, при определении уголовного нака­зания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реали­зуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном слу­чае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного кон­кретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных инте­ресов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного разви­тия, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но Пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его Предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или Индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецеле­сообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с Просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более.


Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревщц. закон.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -^

важное требование законности. Правовое государство создает необхо. димые материальные, политические, социальные и другие предпосылку для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятна материальные условия жизни, социальная защищенность населения политическая'стабильность в стране, наличие справедливых правоохра! нительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляет-ся специальными правоохранительными органами: судом, прокурату, рой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях приме­няют к правонарушителям различные меры государственного принуж-дения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, при­званных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет кон­ституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных орга­нов исполнительной власти, правоприменительной практики по жало­бам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утра­чивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подде-жат.Таким образом, требования законности в единстве и взаимо­действии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.

§ 3. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Мы установили, что законность представляет собой процесс осу­ществления законов. Режим законности означает такое состояние обще­ственной жизни, при котором участники правоотношений свободно


реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. За­конность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, ко-торый соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой по­рядок, являющийся целью правового регулирования общественных от­ношений.

Что такое правопорядок?

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предпи­саний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Каче­ство и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его ин­дивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функцио­нирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятель­ность различных общественных, и частных организаций, реально гаран­тируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются!его материальные и духовные потребности.

I В формировании правового порядка участвуют все элементы ме-

ханизма правового регулирования общественных отношений. Их при­чинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового поряд­ка.

1. Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка,
первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее
«идеальный» правопорядок.

2. Правоотношения — элемент механизма правового регулиро­
вания, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого зако­
нодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или
должного поведения участников общественных отношений, предусмот­
ренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового
регулирования подключается законность, призванная гарантировать
возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются
завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон­
ности права и обязанности участников правоотношений реально во­
площаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом,
Переходят в такую систему общественных отношений, которая и образу­
ет правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъ­ектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и Достигло целей правового регулирования.


Структура правопорядка — это единство и одновременное раз деление урегулированной правом системы общественных отношений ь соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включая конституционные, административные, финансовые, земельные, семей-ные и другие виды общественных отношений, урегулированные норма. ми соответствующих отраслей права. В структурном отношении право, порядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и бол^ дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы обще. ственных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие месте в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается и правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали норм различных общественных организаций и других неправовых нор мативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь эле ментом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную си стему общественных отношений, которая складывается в результат реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм обще ственных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуг лов.

В правовом государстве все элементы общественного поряда взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однак только правопорядок охраняется специальными государственнс правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспеч! ваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общ< ственными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он ' той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативн* го регулирования в целом.

Воинский правопорядок — составная часть общего правопорядка-Он формируется на основе общих принципов права, отражает опреде­ленные потребности жизни общества, без которых оно не может нор­мально функционировать.

Поскольку вооруженные силы — это специфическая государ­ственная организация, специально предназначенная для ведения воору­женной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих


в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специ­фические черты воинского правопорядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.