КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. История метода и его результаты
Третья часть произведения описывает возникновение и итог деятельности школы Ле Пле в области социальной науки. Надо было создать метод. И на 40 страницах Ле Пле воспроизводит его историю, свои путешествия и способ, которым он разработал свой метод. Из этого исторического изложения вытекает мысль, что метод наблюдения должен распространяться на довольно длительный период времени. Наблюдения, проведенные до 1855 года (цата первого издания), были переработаны в связи с новыми посещениями изученных семей. Таким образом стало возможным учесть временной фактор. Затем метод обогатился разработкой как можно более точной терминологии. Наконец, нужно было распространить исследование путем набора людей и проведения его во всем мире. Эта часть содержит также обучение методу. Она заканчивается кратким изложением всего произведения и выводами. Комментарий Самобытность Ле Пле заключается не в прямом наблюдении социальной реальности. то время подобная практика была довольно распространенной: Токвиль в Соединенных Штатах (1831–1832) ведет исследования, которые вылились в публикацию двух произведений там и еще одного в Англии; Мишель Шевалье, друг Ле Пле, тоже ведет работу по Соединенным Штатам и Мексике (1834–1835), результатом которой стали «Письма о Северной Америке» (1836) и более позднее произведение о Мексике; Виллерме наблюдает рабочий класс по поручению Академии нравственных и политических наук (см. его знаменитую Картину физического и нравственного состояния рабочих, занятых на хлопковых, шерстяных и шелковых фабриках, 1840). Самобытность Ле Пле заключается в его манере действовать и особенно в научном замысле, который определяет наблюдение. Концепции, метод, приемы, к открытию которых Ле Пле пришел с годами, составляют основы социальной науки. Они отсутствуют в учениях его современников. Ле Пле возводит свою исследовательскую деятельность в ранг передаваемого научного знания. Его соображения по «исполнению монографий» — это подлинное руководство для исследования. Оно дает представление о конкретных аспектах отношения наблюдатель — наблюдаемый и свидетельствует о его опережающем положении в этой области. Методологическая разработка соответствует его познавательным устремлениям: понять движение обществ, то есть чередование процветания и упадка и переход от одного к другому. Неизданная книга Ф. Ле Пле о лесах в Европе (написанная в 1846 году), найденная недавно А. Савуа, прекрасно иллюстрирует его интерес к социальной экономике. Он стремится размышлять о таком экономическом прогрессе, который не был бы ни в ущерб экологическому достоянию человечества, ни в ущерб социальным условиям жизни наибольшего числа людей. Выбранный им путь приводит к построению социальной философии, не имеющей эквивалентов. Он строит свою философию вокруг понятия реформы. Последняя опирается на довольно полную антропологию. Немногие авторы XIX века смогли столь полно охватить реальность мира. Европа находится в центре интересов школы Ле Пле. Тем не менее он отправил исследователей во многие страны и, если он сам составил пять десятков монографий в Европе, то его ученики — 150 по всему миру. Обозрения школы Ле Пле и сегодня представляют собой уникальную базу антропологических данных. Из этой энциклопедической работы вытекает исключительное понятие о семейной и социальной жизни. Ле Пле верил, что сможет напрямую влиять на политическую власть с тем, чтобы сделать реформу реальностью. Это была иллюзия, в плен которой попались многие философы. После 1870 года он возвращается к этой иллюзии и рассчитывает только на свои собственные силы в деле продвижения вперед коренной реформы. Вера в социальные органы власти обеспечила ему устойчивое влияние во многих кругах. Относительное забвение, в которое он погрузился в период подъема школы Дюркгейма, объясняется его отказом ввести свою школу в университет, так как, по его мнению, место, где социальная наука должна пустить корни, — это социальная практика. Парадоксально, но в настоящее время своему повторному открытию миру Ле Пле обязан академическим и университетским институтам.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |