Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание 12 страница




Я слышал много разговоров о недостатках американской системы образования. Критики часто подчеркивают преимущества японской системы — там дети проводят в школе гораздо больше времени, чем у нас. Их модель предполагает более интенсивный образовательный процесс, как утверждают ее сторонники, из этих детей получаются более подготовленные и производительные работники. Я обычно задаю вопрос:

 

для того ли мы учим детей, чтобы они работали лучше и производительнее? "

На мой взгляд, не для того. Цель образования является создание процветающего общества, превращение его членов в людей свободных, счастливых и удовлетворенных свой жизнью. Опасаюсь, что не все со мной будут согласны.

Если вы ищете смысл жизни, то без труда найдете людей или целые организации, которые всегда будут рады дать вам ответ. Проблема, однако, заключается в том, что эти ответы либо служат их интересам, либо являются составной частью какого-либо психического вируса, чьей единственной целью является приобщение вас к той или иной религиозной системе ценностей. Тем не менее текущая тенденция устранять «все эти духовные вопросы» из школьной программы создает физический вакуум в душах выпускников, которые через несколько лет начнут поиски смысла жизни.

Нужно ли учить детей в школе «духовным ценностям»? Я думаю, что не нужно — и по целому ряду причин. Во-первых, власть склонна к коррупции. Отдельные люди и группы людей, которым будет предоставлено право решать — какие ценности следует преподавать в школах, вскоре оказались бы поражены всеми мыслимыми коварными или вредными психическими вирусами, существующими в природе, не говоря уже о новых вирусах, которые возникнут «специально по этому случаю». Принцип отделения государства от церкви позволяет избежать этой опасности.

Возможно, решением проблемы было бы отделение школы от государства. Может быть, пришло уже время полностью отказаться от самой идеи государственных школ, сдаться и признать, что эта система не работает? Возможно, существующая система централизованного образования — культурное установление, характеризуемое концентрацией власти,— оказалась слишком чувствительной к психическим инфекциям? Теоретически было бы очень полезно ликвидировать государственные школы и создать свободный рынок образования.

 

кто должен тилть?

 

Действительно, кто? Кто должен решать, какие программы следует закладывать в детское сознание в первую очередь, прежде чем мы вытолкнем их из гнезда и дадим им возможность лететь куда им вздумается? Сейчас все решает случай. В сущности, сегодня школы настолько слабы, что большую часть своего «программного обеспечения» дети усваивают из телевизора. Немного мы прилагаем усилий к тому, чтобы сознательно направлять жизни наших детей посредством школьного образования. Учителя жалуются на перегрузку,— по их словам, только они пытаются что-то сделать, но с возложенной на них задачей не справляются. В результате дети, которые не находят сильной опоры в семье, теряются в волнах различного рода молодежных субкультур обладающих крайне привлекательными и мощными мемами: молодежными бандами.

Некоторые говорят, что передача детям ценностей и жизненных ориентиров — это задача родителей; однако это правило не действует в отношении тех подростков, которые по большому счету семьи лишены. Школа могла бы стать таким местом, где развивались бы их интересы, где им показали бы, что вопреки всему перед ними открыты большие возможности.

 

грядущий ий\ик.ий ПОВОРОТ

 

Вне зависимости от того, какой метод будет использован при реформировании школьного образования, грядущий великий поворот должен быть столь же масштабным, как переход от зубрежки и заучивания наизусть к программам, предполагающим развитие навыков самостоятельного мышления. Следующим шагом образовательной системы должно стать научение детей, каким образом решать для себя, что для них в жизни самое важное, чтобы облегчить им переход на третий уровень пирамиды образования.

Пусть они сами откроют, что их увлекает, что мотивирует, благодаря чему они ощущают свою ценность (известно, что это «самоуважение»), ради чего стоит жить. Пусть поймут, что цель жизни состоит в том, чтобы воспользоваться ответами на эти вопросы, а не служить шестеренкой в самовоспроизводящемся механизме случайно подвернувшейся культуры. Это важнее, чем внушать им «уважение к авторитетам» или призывать «сбросить ярмо доминирующих парадигм», важнее даже, чем даровать им лицензию на то, чтобы они сами себе служили авторитетом и создали свою собственную парадигму. Наша задача — научить их сознавать!

Немного боязно, не правда ли? Но единственный способ пересилить течение нашей эволюции, и вместо произвольных мемов, вершащих свой естественный отбор, передать ее руль людям - это сохранять абсолютную неколебимость в нашей вере, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Теперь же мы учим детей только тому, как получать хорошие оценки и одобрение других людей. А стремление к признанию — это бланк с приглашением на Бал Вирусов. Это стремление делает из детей автоматов, на кнопки которых нажимают все мощные психические вирусы. Детей же следует учить определению собственных ценностей и стремлению именно к ним.

Сформулировать такую программу обучения, которая «программировала» бы сознание всех детей навыками, позволяющими им жить свободно и счастливо, а не в рабстве и отчаянии,— это очень трудная задача. Еще сложнее было бы убедить школы и учителей принять такую программу и активно ее использовать. Это кажется практически невозможным,— но есть ли у нас другой выход? Написав эти слова, я сделал свой первый небольшой шаг к достижению этой цели. Если вы к этой цели идете, отправьте мне письмо по адресу, указанному на обложке этой книги и дайте знать — что вы делаете. Не нужно откладывать работу — перед нами реальный кризис.

 

Рекомендуемая литература

 

Эволюция

Dawkins, Richard. The Blind Watchmaker (Norton, 1986). A convincing argument for evolution of species by natural selection, including merciless attacks on creationists and other non-Darwinian heretics.

Dawkins, Richard. River Out of Eden: A Darwinian View of Life (Basic Books, 1995). The executive summary of the state of the art in evolutionary biology. If you've only got a couple of hours to learn about evolution, this is the book to read.

Dawkins, Richard. The Selfish Gene, New Edition (Oxford University Press, 1989). Brilliant explanation of the selfish-gene concept. The first book to describe the concept of the тете.

Dennett, Daniel C. Danvin's Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life (Simon & Schuster, 1995). A lucid, thorough, and brilliant exploration of universal Darwinism: how evolution by natural selection can and does apply to all aspects of the universe.

Plotkin. Henry. Danvin Machines and the Nature of Knowledge (Harvard University Press, 1993). Meaty and intellectual exploration of the evolutionary basis of knowledge and learning, a subject known as evolutionary epistemology.

 

Эволюция компьютеров

Levy, Steven. Artificial Life (Vintage Books, 1992). Fascinating roundup of the state of the art in this new field of computer science.

 

Эволюция мемов

Csikszentmihalyi, Mihaly. The Evolving Self (HarperCollins, 1993). Thoughts on the future as seen through the theory of memetic evolution.

 

Эволюционназя психология

Buss, David М. Ttie Evolution of Desire (Basic Books, 1994). A clear exposition of the mating-strategy aspect of evolutionary psychology, backed up by impressive academic studies.

Dennett, Daniel C. Consciousness Explained (Little, Brown, 1991). A masterwork about the nature of human thought with an excellent section on memes.

Wright, Robert. The Moral Animal: Why We Are the Way We Are: The New Science of Evolutionary Psychology (Pantheon, 1994). Incisive examination of the divergent evolution of male and female mating strategies, combined with a biography of Darwin.

 

Роли мужчин и женщин

Gray, John. Men are from Mars, Women are from Venus (HarperCollins, 1992). A practical, straightforward book explaining the differences in men's and women's needs and communication styles in relationships.

 

Культурные вирусы

Bulgatz, Joseph. Ponzi Schemes, Invaders from Mars, & More Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Harmony Books, 1992). Amazing stories of historical mind viruses. The one thing we learn from history is that we don't learn from history.

Rushkoff, Douglas. Media Virus! (Ballantine Books, 1994). Interesting exploration of the evolution of television and speculation on the use of Trojan horses to bundle hidden agendas with palatable memes.

 

Культы и программирование

Cialdini, Robert В. Influence: The Psychology of Persuasion, Revised Edition (Quill, 1993). Mind-boggling, easy-to-read book about psychological techniques being used every day to influence people's minds. If you liked Chapter 8, you'll love this book.

 

McWilliams, Peter. Life 102: What to Do When Your Guru Sues You (Prelude Press, 1994). The author of several best-selling self-improvement books recounts the events that led to his being brainwashed into spending 15 years in and giving SI million to a cult.

 

Азеи

Cleary, Thomas. No Barrier: Unlocking the Zen Koan (Bantam, 1993). Superb explanation of Zen introduces a brilliant translation of the Wumenguan, the most famous book of Zen riddle-lessons.

Hofstadter, Douglas R. Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid (Vintage, 1979). Even though Thomas Cleary claims Hofstadter doesn't really grok Zen, any serious student of the nature of the mind should read this Pulitzer-Prize winning labor of love.

Pirsig, Robert M. Zen and the Art of Motorcycle Maintenance (Bantam, 1974). Autobiographical narrative of the author's inquiry into the nature of reality, distinctions, and sanity. Starts like a travelogue, but takes a sharp turn into the philosophical in Chapter 6.

 

Цель жизни

Brodie, Richard. Getting Past OK: A Straightforward Guide to Having a Fantastic Life (Warner Books, 1995). How to use the art of mental reprogramming to transform your quality of life, told through the author's personal life experiences and illustrated with Eggbert cartoons.

Frankl, Viktor. Man's Search for Meaning (Washington Square Press, 1984). Moving, thoughtful, and persuasive argument for having a life purpose told through firsthand accounts of life in Nazi death camps.

Maslow, A.M. The Farther Reaches of Human Nature (Penguin, 1971). Very difficult reading about the nature of self-actualization and higher human values, but if you like authoritative credentials, you can't get much better than Maslow's.

Особая признательность...

 

Благодарю Сьюзен Гоплен, Грега Казника, Билла Марклай-на и Стивена Салта. Каждый из них уделил много времени и сил для того, чтобы помочь мне продумать форму и содержание «Как программируют ваше сознание». Их поддержка проявилась не только в тех идеях, которые они обсудили с автором, но и в сочувствии и внимании ко мне, когда я писал эту книгу.

Марк де Хайнг, Боб Мэтью и Ллойд Сайден в своих глубоких откликах на рукопись этой книги предложили мне внести большое число уточнений. Основываясь на их критических пожеланиях и замечаниях, я переписал несколько глав.

Джордж Атертон, Джон Бейзмор, Робин Бурчет, Дан Ден-нет, Эштон Макэндрю, Холи Марклайн, Элан Мориц, Ричард Поклингтон, Питер Райнерсон, Мэтью Сенфт, Чарльз Саймони, Бретт Томас и Эрик Зинда нашли время в своем напряженном графике, чтобы высказать отдельные замечания по рукописи.

Мой брат, Марк Броуди, прилетел из Юго-Восточной Азии как раз вовремя. В последнюю минуту он успел вычитать текст и оказать мне моральную поддержку.

Наконец, особая благодарность, Ричарду Доукинсу, который позволил мне оставить название этой книги в ее первоначальном виде,— мне не было известно, что выражение Virus of the Mind ранее было использовано в его эссе.

Мои гены выражают вам особую признательность. Мои мемы благодарят вас. Мои психические вирусы говорят вам спасибо. И я благодарю вас.

 

Об авторе

Ричард Броуди более всего известен как автор программы Microsoft Word. Его первая книга, посвященная самосовершенствованию, «Одобри свое прошлое», получила признание во всем мире и стала бестселлером. Его книга о меметике, Virus of the Mind, открывает новую эру в изучении этой науки. На протяжении 52 недель она входила в сотню самых популярных книг интернет-магазина Amazon.com. Virus of the Mind был рекомендован рядом высших учебных заведений в качестве учебника. Искусный оратор, Ричард Броуди выступил в нескольких теле-и радиопередачах В конечном счете он был приглашен в такое популярное американское ток-шоу, как Oprah!

Ричард Броуди женат. Он живет недалеко от Сиэтла. У него обширные и разнообразные интересы. Основное хобби автора в данный момент - обучение игре в покер. Господин Броуди поставил себе цель - попасть в World Poker Tour.

Адрес сайта Ричарда Броуди в сети Интернет - www.meme-central.com. Там же вы можете оставить свое сообщение для автора.

 

Ричард Броуди

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ

 

КАК ПРОГРАММИРУЮТ ВАШЕ СОЗНАНИЕ

 

Перевод с английского Л. В. Афанасьевой

 

Художник Е. Амитон Редактор Л. Миронова Корректор О. Иванова Верстка Е.Щербакова

 

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

 

По вопросам оптовых закупок обращаться по тел./факс (495)788-72-10 или на e-mail: [email protected]

 

ООО Издательство «Поколение» 127549, Москва, ул. Пришвина, 8/2. Тел./факс (495)788-72-10 www.pokolenie.ru

 

Подписано в печать 25.09.2007 г. Формат 60x90/16. Гарнитура ^Petersburg*. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 19. Тираж 5000 экз. Заказ № 4330

Отпечатано в ОАО «ИПК -.Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

Ричард БРОУПИ

психические вирусы

Гипноз, микрочипы, психотропные препараты — инструменты узкого круга профессионалов, к которым большинство из нас не попадет никогда. Но программирование психики и воздействие на каждого из нас идет постоянно. Что заставляет вас покупать те или иные товары? Почему запоминается реклама? Ваш бизнес чахнет, когда совершенно такой же у конкурента процветает? Во всем виноваты мемы — мысли-вирусы, подчиняющие сознание людей и порабощающие волю и разум. Мемы вынуждают вас покупать то, что не нужно. Мемы заставляют вас вести себя так, как не подобает нормальному человеку. Мемы могут свести с ума или даже убить.

Книга Ричарда Броуди рассказывает, КАК ЗАЩИТИТЬСЯ от программирования психики. И как научить этому других...

 

www.e-puzzle.ru

 


[1]Лично я с тех пор, как впервые услышал о рекламе, воздействующей на подсознание, вижу слово «секс» в каждом стакане напитка со льдом — теперь я обладаю соответствующим мемом-различием!

[2] Источник: Advance Report of Final Mortality Statistics, 1992, опубликовано в Monthly Vital Statistics Report, Vol. 43, №.6, Supplement, March 22, 1995.

[3] Современные историки религии считают, что мем ада был изобретен евреями во время римских завоеваний. Тогда этот мем еще не сочетался с мемом евангелизма — он попросту служил объяснением, почему Бог смотрит сквозь пальцы на страдания избранного народа и на благоденствие нечестивых язычников. Пусть у римлян, гласил этот новый мем, сейчас дела идут неплохо — им придется ответить за все в Аду. Однако концепция Ада не играет в иудаизме существенной роли. В полной мере она была задействована уже христианской религией, которая сочетал ее с мемом-стратегией евангелизма. Полученную смесь вменили в обязанность распространять повсеместно как христианскую веру, которая может спасти неверующих.

[4]Следует, однако, уверовать в истинность этой религии, прежде чем участвовать в религиозных празднествах: к трапезам допускаются только бахаисты.

[5]Я знаю об одном человеке, который путешествует по всему миру и читает лекции о том, что теория происхождения видов в ходе эволюции является, безусловно, ошибочной - своего рода религиозная дезинформация! Однажды я видел телепрограмму с его участием. Логические пробелы в речах лектора доставили мне злорадное удовлетворение. Вот примеры:

«Взгляните, какое красочное оперение у птиц! Не существует научного объяснения этому! Это просто красиво! Только Бог мог такое создать!»

«Обратите внимание на то, как сложно устроен глаз! Было бы глупо думать, что он мог возникнуть в ходе эволюции — это произведение Бога!»

«Наука не способна объяснить гибель динозавров! Я вижу в этом Божий перст — динозавры, наверное, утонули во время потопа!» (Судя по всему, они были слишком велики, и потому не поместились в ковчег Ноя).

Если логические недостатки этих аргументов не представляются очевидными, и вам нравятся едкие нападки на креационизм, рекомендую книгу Richard Dawkins, The Blind Watchmaker (Norton, 1987).

[6]Интересный и познавательный рассказ о схеме Понци и некоторых других вирусоподобных явлений см. в кн. Joseph Bulgatz, Ponzi Schemes, Invader from Mars & More Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Harmony Books, 1992).

[7]Хотите узнать, что такое «вирус прибыли»? Я вам могу прислать один довольно простой, но весьма прибыльный образец. В качестве продукта можно использовать мою книгу. Для получения информации отправьте конверт с обратным адресом и оплаченной доставкой по адресу: Profit Virus, с/о Integral Press, 1202 Е. Pike St., Suite 786-J, Seattle, WA 98122.

[8]Я долгие годы работал в Microsoft, потому что разделял ценности этой компании. Мне нравилась роль «специального агента», который приходит на работу и «спасает ситуацию». И когда фирма достигла небывалого успеха, у меня возникло чувство, что все складывается слишком хорошо и моя помощь фирме больше не нужна. Утрата ощущения цели привела к тому, что я потерял интерес к дальнейшей работе в фирме и принял решение изменить профессию: я стал писателем и учителем. Однако перед уходом я долгое время раздумывал, не перейти ли мне в только что открытый отдел по обслуживанию клиентов, где у меня вновь появился бы шанс создать что-то важное «с нуля».

[9]Я долгие годы работал в Microsoft, потому что разделял ценности этой компании. Мне нравилась роль «специального агента», который приходит на работу и «спасает ситуацию». И когда фирма достигла небывалого успеха, у меня возникло чувство, что все складывается слишком хорошо и моя помощь фирме больше не нужна. Утрата ощущения цели привела к тому, что я потерял интерес к дальнейшей работе в фирме и принял решение изменить профессию: я стал писателем и учителем. Однако перед уходом я долгое время раздумывал, не перейти ли мне в только что открытый отдел по обслуживанию клиентов, где у меня вновь появился бы шанс создать что-то важное «с нуля».

[10]Я не хочу сказать, что все курсы организовываются мошенниками. По крайней мере, один из курсов, использующий такую вирусную оболочку, меня многому научил. К сожалению, я посещал несколько других, которые были явными «культами». Мой совет: прежде чем принять участие в такого рода занятиях, узнайте мнение человека, которому вы доверяете, кто живет так, как вы хотели бы жить, и кто не имеет ничего общего с организацией, предлагающей участвовать в курсе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.