Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм приспособления действий к индивидуально изменчивым ситуациям




Как возможно такое приспособление? Традиционный ответ заключается в том, что это происходит путем «проб и ошибок». Но, во-первых, пробы и ошибки ведут к успешному приспособлению действий в новых условиях лишь в тех случаях, когда эти условия очень постоянны и допускают многократное повторение. Например, если животное поставлено перед задачей открыть задвижку двери, нажимая на определенное место рычага или потя­гивая за подвешенную веревку, то оно может научиться это делать, если такая «проблемная ситуация» остается постоянной от опыта к опыту, а животному предоставля­ется возможность делать многочисленные пробы. То же самое, конечно, возможно и в естественных условиях, но только при условии, что эта естественная задача также ос­тается постоянной, а действие можно повторять.

Во-вторых, — и самое главное — хотя «пробы и ошиб­ки» часто называют слепыми, но они являются такими лишь по отношению к большинству условий задачи; что же касается результата, то он обязательно должен высту­пать перед животным, открываться ему именно как свя­занный с его действием, иначе никакого научения путем проб и ошибок не происходит. Очень показательный опыт был проведен Э. Торндайком: он ставил перед человеком задачу точно воспроизвести образец горизонтальной ли­нии в 2 см длиной. Образец находился все время перед испытуемым, но рука и результат действия были скрыты от испытуемого экраном. Торндайк констатирует, что без сравнения результата каждого отдельного исполнения с заданием, с образцом, не происходило никакого улучше­ния (в точности воспроизведения линии) даже после 3,5 тысячи проб[79]. Вывод: если не производится сравнение фактического результата действия с заданным, то усовер­шенствования действия не происходит.

В некотором отношении еще более интересны опыты С. Л. Новоселовой с обучением обезьян пододвигать к себе палкой приманку. Сначала обезьяна действует жестко вы­тянутой рукой, держащей палку, и хотя передвигает при­манку, но не умеет приблизить ее к себе. Даже если поло­жить эту приманку так, что движение палки неизбежно несколько приближает приманку, то и в этом случае жи­вотное далеко не сразу научается пододвигать ее к себе. Однако животное все-таки этому научается, и научается благодаря тому, что хотя отдельные попытки оставляют приманку вне досягаемости, все-таки они каждый раз все больше приближают ее; это приближение постепенно уве­личивается, пока не будет достигнут окончательный по­лезный результат[80]. Но как же подкрепляют эти незначи­тельные приближения приманки, которая, однако, остается не достигнутой? Очевидно, это приближение со­ставляет относительное ориентировочное подкрепление, учет того, что приманка становится все ближе и ближе; никакого другого подкрепления нет, здесь действует учет положения объекта в поле образа, восприятия наличной ситуации.

Все эти факты, установленные как на животных, так и на человеке, свидетельствуют о том, что метод проб и ошибок сам предполагает сравнение (по меньшей мере) результата действия с исходным положением, предпола­гает ту самую ориентировку в плане образа, которую сто­ронники «слепых проб и ошибок» пытаются теоретиче­ски исключить.

Но, кроме того, существуют и такие ситуации, где ре­шение задачи вообще не может быть достигнуто путем проб и ошибок. Это разнообразные ситуации, которые очень хорошо показал В. Келер и которые требуют вы­деления и учета объективных отношений, существен­ных для успешного решения задачи. Надо отметить — это большая заслуга В. Кёлера, - что такие ситуации вовсе не являются особенно сложными и какими-ни­будь исключительными[81].

Наконец, что, пожалуй, особенно важно, в жизни под­вижных животных постоянно встречаются ситуации, где необходимо действовать, но действие можно выполнить только один раз. Например, схватить добычу, которая не будет ждать повторения, перепрыгнуть с одного дерева на другое, стоящее на большом расстоянии (да еще когда внизу поджидает хищник), перепрыгнуть через бурлящий поток или глубокую расщелину и т. д. Это ситуации неот­ложного и однократного действия; животное не может не действовать (спасаясь от опасности или нападая на до­бычу), но не может и повторить свое действие — добыча может ускользнуть, неудачный прыжок может стоить жизни. Как же в этом случае приспособить действие к ин­дивидуальным особенностям «проблемной ситуации»?

Трудность заключается в том, что, собственно гово­ря, недостаточность того действия, которым животное располагает, остается для него неясной, пока это дейст­вие не будет выполнено. Скрытая «правда» теории проб и ошибок заключается в том, что только через такие про­бы уясняется недостаточность прежних возможностей и те поправки, которые нужно внести, чтобы сделать эти прежние возможности пригодными в новой ситуации. Словом, чтобы приспособить действие к индивидуальным особенностям ситуации, нужно его примерить, а приме­рить значит выполнить. Но выполнить запрещается, ведь это ситуация однократного действия. Складывается такое положение, когда и нужно выполнить действие, и нельзя его выполнять. Где же выход из такого положения? Остается только одна возможность: выполнить действие не физически, а перцептивно, т. е. примерить его «на глаз», в плане образа, в котором открывается поле налич­ной ситуации.

Животное в этом случае намечает «точкой взора», «точкой внимания» тот путь, который раньше в сходных ситуациях оно выполняло физически, намечает и засе­кает совпадение или несовпадение конечной точки этого перцептивного действия с пунктом назначения. Соответ­ственно этому оно или сразу выполняет такое же физи­ческое действие, или вносит надлежащую поправку и фи­зическое действие выполняет уже с этой поправкой. Аналогичным образом животное вносит поправки в свои действия по ходу исполнения, если предоставляется та­кая возможность. И мы видели это на примерах охоты ястреба на зайца и белого медведя за тюленем. Когда заяц пускается в стремительный бег, увлекая за собой врага, ястреб, крепко держась только левой лапой за жертву, начинает хвататься на бегу правой лапой за стебли расте­ний, траву, корневище ольховника, пытаясь остановить бег зайца, активно приспосабливаясь к быстро меняю­щимся обстоятельствам. А белый медведь, промахнув­шись, «отрабатывает свой номер», чтобы в следующий раз точно учесть расстояние и соразмерить прыжок.

Участие ориентировочной деятельности в приспособ­лении животного к индивидуальным особенностям обстановки не обязательно означает появление каких-то новых форм поведения. Наоборот, прежде всего оно от­крывает возможность гораздо более гибкого, а значит, и широкого использования уже имеющегося двигательного репертуара. И это чрезвычайно важное обстоятельство — ориентировка в плане образа позволяет не создавать новые формы поведения для крайне изменчивых индивидуальных ситуаций, а использовать общие схемы поведения, каждый раз приспосабливая их к индивидуальным вариантам си­туации. И это значит также, что о наличии психической ре­гуляции поведения свидетельствует не появление особых, новых форм поведения, а особая гибкость, изменчивость и многообразие их применения.

Нужно еще и еще раз подчеркнуть, что такого рода си­туации вовсе не составляют чего-то исключительного (вроде указанных выше случаев перепрыгивания через расщелину и т. п.). Напротив, это самые обычные ситуа­ции, которые на каждом шагу встречаются у животных, ведущих подвижный образ жизни в сложно расчленен­ной среде. И, наоборот, чем более однородной является среда, воздушная или водяная, тем меньше требований она предъявляет к такому активному приспособлению. Но в той или иной степени требование немедленного при­способления действий к небольшим особенностям ситуа­ции, возникающим от изменений не только самих этих ситуаций, но и положения в них животного, предъявля­ется ко всем животным и во всякой среде (если только это животное ведет подвижный образ жизни).

Итак, в ситуациях, которые отличаются следующими признаками: они одноразово изменчивы и требуют не­отложного и только однократного действия (а также в си­туациях, которые решаются с помощью проб и ошибок) - поведение не может быть успешным без регуляции дейст­вия на основе его примеривания в поле вещей, которое от­крывается в плане образа. Только на основе такого приме­ривания действия в плане образа, действия намечаемого или уже выполняемого, но еще не законченного, возмож­но его приспособлением единичным одноразовым особен­ностям условий поведения.

В условиях подвижного образа жизни и неизбежно возникающих при этом одноразово изменчивых ситуаци­ях, в условиях необходимости индивидуального и точно­го приспособления действий к этим обстоятельствам, психологическая ориентировка становится непременным и важнейшим фактором успешности поведения. В этом объективная необходимость психики, необходимость ориентировки на основе образа ситуации и действий в плане этого образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.