Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания создания. 3 страница




- созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;

- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

- определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

- другие вопросы, установленные Законом об АО и уставом общества.

Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

Число членов совета директоров должно быть предусмотрено уставом общества, но не может быть менее пяти. Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 1000 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 10000 - менее девяти членов.

Члены совета директоров выбираются ежегодно собранием акционеров путем кумулятивного голосования. Сущность кумулятивного голосования состоит в том, что число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

В АО обязательно создается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) и наряду с ним может также создаваться и функционировать коллегиальный исполнительный орган.

Исполнительные органы АО осуществляют текущее руководство деятельностью общества и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

В компетенцию исполнительного органа общества входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Следует отметить, что отечественная конструкция договора о передаче полномочий по управлению АО управляющему предполагает, что управляющий заступает на место исполнительного органа, при этом он не принимает в доверительное управление имущество общества ни в целом, как имущественный комплекс, ни в какой-либо части <77>.

--------------------------------

<77> Зинченко С., Казачинский С., Зинченко О. Спорные вопросы правового статуса органа управления общества с ограниченной ответственностью // Хозяйство и право. 1999. N 7. С. 42 - 44.

 

2.3.6. Производственные кооперативы

 

Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Особая разновидность производственных кооперативов - сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК). Их правовой статус определяется нормами, содержащимися как в ГК РФ, так и в специальном законодательстве, главным из которых является Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации".

Как указывается в ст. 3 названного Закона и подчеркивается в информационном письме ВАС России от 19 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-90 <78>, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

--------------------------------

<78> Информационное письмо ВАС России от 19 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-90 // СПС.

 

В Законе определены три вида сельскохозяйственных производственных кооперативов: сельскохозяйственная артель (колхоз); рыболовецкая артель (рыболовецкий колхоз); кооперативное хозяйство (коопхоз).

Следует отметить, что Закон о СК по-иному, нежели ГК РФ, подходит к термину "артель". Согласно ГК РФ артель и производственный кооператив - равнозначные понятия, а согласно Закону о СК артель - одна из разновидностей сельскохозяйственного производственного кооператива и является синонимом колхоза.

По мнению Е.Л. Мининой, в данном случае исторически более точен Закон о СК. Автор указывает, что во время нэпа, когда сельскохозяйственная кооперация переживала период возрождения и расцвета, производственные кооперативы, которые назывались коллективными хозяйствами, существовали в трех основных формах товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), сельскохозяйственные коммуны и сельскохозяйственные артели, отличавшиеся степенью обобществления земли и имущества и принципами распределения дохода. В количественном отношении преобладали ТОЗы, однако с переходом к политике сплошной коллективизации решениями руководства страны ведущей формой была названа артель. Вскоре все производственные кооперативы иных форм были перерегистрированы в артели, которые стали единственным видом коллективного хозяйства (колхоза). В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников принимает Примерный устав сельскохозяйственной артели. В 1969 г. новый Примерный устав уже называется Примерным уставом колхоза, и термин "артель" перестает использоваться. Таким образом, Закон о СК, возвращается к множественности видов сельскохозяйственной производственной кооперации <79>.

--------------------------------

<79> Законодательство о предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве: Науч.-практ. коммент. М.: Норма, 2002. С. 21 - 22 (авт. коммент. - Е.Л. Минина).

 

Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".

Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово "коопхоз".

Правовое положение производственных кооперативов, осуществляющих свою деятельность не в сфере сельскохозяйственного производства, а в какой-либо иной сфере, регулируется, помимо ГК РФ, также нормами Федерального закона "О производственных кооперативах".

Производственный кооператив характеризуется следующими особенностями.

1. Это организационно-правовая форма, в основе которой лежат членские отношения. Членом производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Член кооператива, внесший обязательный паевой взнос, имеет право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат.

Законом и учредительными документами кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Законодательство допускает участие в кооперативах исключительно имущественными вкладами, но таких членов кооператива не должно быть более 25% от числа обычных членов кооператива.

В СПК наряду с основными (обязательными) членами в кооперативе могут быть так называемые ассоциированные члены, т.е. юридические лица и граждане, внесшие паевой взнос, который дает им право на получение дивидендов в размере и в порядке, которые предусмотрены уставом кооператива.

По первоначальной редакции Закона о СК ассоциированные члены не имели в кооперативе права голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом. В действующей редакции Закона они такое право получили, однако общее число ассоциированных членов с правом решающего голоса на общем собрании кооператива не должно превышать 20% от числа членов кооператива.

2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в порядке и в размерах, предусмотренных уставом кооператива. Размер такой ответственности члена с/х кооператива не должен быть менее 5% пая.

3. Общее число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Законом установлено и такое обязательное для производственных кооперативов требование: не менее 50% объема работ должно выполняться его членами. Тем самым подчеркивается трудовой характер производственных кооперативов, основанных преимущественно на личном трудовом участии его членов.

От обществ и товариществ кооператив отличается тем, что он рассчитан не только на объединение имущества участников, но и на их совместное, личное трудовое участие в деятельности создаваемой ими организации. Таким образом, производственный кооператив является и объединением лиц, и объединением капиталов.

Именно потому, что кооператив является объединением лиц, распределение полученного дохода между участниками осуществляется в соответствии с их личным трудовым участием, а не пропорционально внесенным ими вкладам. Кроме того, в производственном кооперативе каждый член кооператива имеет на общем собрании кооператива один голос независимо от размера внесенного пая.

4. Согласно ст. 16 Закона членство в кооперативе прекращается в случаях:

- выхода из кооператива;

- передачи паевых взносов другим членам кооператива;

- смерти члена кооператива;

- ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, являющегося членом кооператива;

- исключения из кооператива.

Каждый член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива путем подачи заявления в письменной форме в правление кооператива не позднее чем за две недели до выхода. При ликвидации кооператива в течение шести месяцев после выхода члена кооператива он участвует в ликвидации.

Исключение из членов кооператива - крайняя мера, и она применяется лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Так, согласно ст. 17 Закона о СК основаниями для исключения из членов кооператива являются:

- невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, несмотря на письменное предупреждение;

- представление недостоверных данных бухгалтерской отчетности или недостоверных сведений о его имущественном состоянии, если такие требования предусмотрены уставом кооператива;

- причинение кооперативу ущерба невыполнением членом кооператива обязанностей, предусмотренных уставом кооператива;

- отсутствие права на вступление в кооператив либо утрата такого права.

Кооператив вправе предусмотреть в своем уставе дополнительные основания исключения из членов кооператива, не противоречащие закону.

Вопрос об исключении из членов производственного кооператива предварительно рассматривается правлением кооператива, решение которого подлежит утверждению его наблюдательным советом. Окончательное решение принимает общее собрание членов кооператива. Члены правления кооператива могут быть исключены из членов только по решению общего собрания. Решение об исключении из членов кооператива, вынесенное правлением кооператива и наблюдательным советом, может быть обжаловано очередному общему собранию членов кооператива или в суд.

5. Производственный кооператив создается и действует на основании устава. В нем должны содержаться следующие положения (ст. 5 Федерального закона "О производственных кооперативах):

- наименование кооператива, место его нахождения;

- условия о размере паевых взносов членов кооператива;

- о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;

- о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию;

- о порядке распределения прибыли и убытков кооператива;

- о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам;

- о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе;

- о порядке вступления в кооператив новых членов;

- о порядке выхода из кооператива;

- об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива;

- о порядке образования имущества кооператива;

- о перечне филиалов и представительств кооператива;

- о порядке реорганизации и ликвидации кооператива. В уставе кооператива могут содержаться другие необходимые для его деятельности сведения.

6. Источником формирования имущества кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива в настоящее время устанавливается его уставом, а не ограничивается 60% от общего объема средств кооператива, как это было до недавнего времени, что в известной мере ограничивало имущественную правоспособность кооператива <80>.

--------------------------------

<80> Козырь М.И. Новое в правовом положении сельскохозяйственных товаропроизводителей России на современном этапе // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сб. науч. ст. / Отв. ред. М.И. Козырь, А.И. Бобылев. М.: Право и государство, 2004. С. 35.

 

Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности. При этом имущество, находящееся в собственности кооператива, за исключением имущества, составляющего неделимые фонды, делится в денежном выражении на паи его членов. Размеры паевого фонда кооператива и обязательного паевого взноса устанавливаются на собрании членов кооператива. Обязательные паевые взносы в производственном кооперативе устанавливаются в равных размерах. Члены кооператива могут вносить дополнительные паевые взносы, размер и условия внесения которых предусматриваются уставом кооператива.

Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации.

Особого внимания заслуживает вопрос о формировании в кооперативах неделимых фондов. Так, согласно п. 5 ст. 34 Закона о СК уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего кооперативу имущества составляют неделимые фонды. Решение об образовании, о размере неделимых фондов и видах отнесенного к неделимым фондам имущества принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Таким образом, речь идет о добровольном формировании неделимого фонда в кооперативе.

Между тем в юридической литературе в последнее время справедливо предлагается разработать "специальное положение, обязывающее кооператив формировать неделимые фонды, производя в них отчисления от распределяемой прибыли" <81>. Принятие этого предложения, на наш взгляд, позволило бы в значительной мере стабилизировать деятельность производственных кооперативов и укрепить их материально-техническую и финансовую базу.

--------------------------------

<81> Черноморец Р.В. Правовой режим имущества сельскохозяйственного производственного кооператива: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 9.

 

7. Структура управления кооперативом.

Органами управления кооперативом являются:

- общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных);

- правление кооператива и (или) председатель кооператива;

- наблюдательный совет кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов (в с/х кооперативе с численностью более 300 членов оно может производиться в форме собрания уполномоченных).

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

1) изменение устава кооператива;

2) образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

3) прием и исключение членов кооператива;

4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива

и некоторые другие вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания законом или уставом.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива.

Общее собрание членов кооператива принимает решения простым большинством голосов присутствующих на этом собрании членов кооператива, если иное не предусмотрено законом или уставом кооператива.

Например, решения об изменении устава кооператива, о реорганизации (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество) и о ликвидации кооператива принимаются тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению членов кооператива.

Решение об исключении члена кооператива принимается двумя третями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

8. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.

В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

9. Права и обязанности членов кооператива.

Права членов кооператива:

1) участвовать в управлении делами кооператива, имея один голос при принятии решений общим собранием;

2) получать часть прибыли, соответствующую их трудовому участию или иному вкладу и ликвидационную квоту;

3) передавать (возмездно или безвозмездно) свой пай или его часть другим членам кооператива или третьим лицам (только с согласия остальных членов кооператива, причем члены кооператива будут иметь преимущественное право покупки пая);

4) по своему усмотрению в любое время выйти из кооператива, получив свой пай и другие предусмотренные уставом выплаты или выдачи;

5) передать пай в кооперативе по наследству. В данном случае наследник может быть принят в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом. В противном случае наследнику выдается пай умершего члена кооператива и все причитающиеся ему выплаты или выдачи.

Обязанности члена кооператива:

1) внесение паевого, вступительного и иных взносов, предусмотренных уставом кооператива или решением общего собрания;

2) участие личным трудом в деятельности кооператива (кроме ассоциированных членов и финансовых участников);

3) другие обязанности, предусмотренные законом или уставом.

10. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

 

2.3.7. Государственные и муниципальные

унитарные предприятия

 

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Таким образом, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций иных организационно-правовых форм является то, оно не обладает правом собственности в отношении имущества, которым оно владеет. Это единственный вид коммерческих юридических лиц, которые имеют в отношении принадлежащего им имущества вторичное вещное право - право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Унитарные предприятия могут создаваться исключительно на базе публичной собственности, т.е. на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, и представляют собой одну из организационно-правовых форм управления государственной собственностью <82>.

--------------------------------

<82> Дрыга М.А. Унитарное предприятие как форма управления государственным имуществом // Юридический вестник РГЭУ. 2004. N 3. С. 56.

 

Появление такой организационно-правовой формы юридических лиц в современной России во многом обусловлено переходом от административно-командной экономики к рыночной, однако следует отметить, что государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи.

Так, среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано прежде всего с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составляло около 300 человек <83>.

--------------------------------

<83> Думный В.В. История предпринимательства в России: Учеб. пособие. Вып. 1. М.: Юридическая литература, 1995. С. 95.

 

В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов госбюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на "коммерческие основания". Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости назначать до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации <84>.

--------------------------------

<84> Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М.: Статут, 1997. С. 81.

 

На начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала точка зрения о необходимости прекращения создания новых государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий.

Долгое время считалось, что государственные и муниципальные предприятия не долгожители и что закон о них не является первоочередным.

Указанная позиция была представлена и в юридической литературе. Так, Е.А. Суханов, рассматривая унитарное предприятие как юридическое лицо - участника гражданских правоотношений, пишет: "Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо - несобственник, не свойственна нормальному развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место" <85>.

--------------------------------

<85> Гражданское право: Учеб. M.: БЕК, 2000. Т. I. С. 249.

 

Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции. В настоящее время не только государственные унитарные предприятия сохранены как организационно-правовая форма, но и создана адекватная нормативно-правовая база, призванная повысить эффективность их хозяйственной деятельности, а также отдачу от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Следует, правда, отметить, что государство пошло на значительное сокращение числа унитарных предприятий. Но действительно ли сокращение унитарных предприятий является целесообразным? Пожалуй, следует согласиться с мнением В.Г. Степанова, который считает, что "в ряде отраслей экономики возможности унитарных предприятий достаточно высоки, и единственное, что следует предпринять, так это использовать эти возможности более полно и эффективно" <86>.

--------------------------------

<86> Степанов В.Г. Унитарное предприятие - пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? // Юрист. 2003. N 5. С. 29.

 

В силу положений действующего гражданского законодательства унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. основной целью их создания и функционирования является систематическое получение прибыли.

Между тем в научной литературе неоднократно была высказана позиция, в соответствии с которой такие предприятия логичнее было бы отнести к числу некоммерческих организаций по причине того, что они создаются не с целью получения прибыли, а с целью удовлетворения тех или иных публичных интересов (например, повышения обороноспособности государства), а коммерческую деятельность осуществляют для достижения этой цели.

Так, М.А. Дрыга отмечает противоречие, обнаруживаемое между сущностью унитарного предприятия как элемента системы управления государственной собственностью и его организационно-правовой формой коммерческого юридического лица и делает следующий вывод: "Полагаем, что легальное отнесение унитарных предприятий к числу коммерческих юридических лиц перечеркивает всякие попытки создания сколько-нибудь эффективного механизма управления их деятельностью со стороны государства. Будучи организационно-правовой формой, опосредующей в первую очередь отношения управления государственной собственностью, государственные унитарные предприятия должны быть подчинены не цели извлечения прибыли, а реализации публичных интересов, конкретизированных применительно к определенной сфере хозяйственной деятельности. Цель извлечения прибыли для таких хозяйствующих субъектов может присутствовать лишь постольку, поскольку это способствует реализации общественных интересов" <87>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.