Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От позитивизма к аналитической философии




Выделяют следующие этапы развития аналитической философии:

1. Позитивизм. Основатель Огюст Конт (1798-1857) считал позитивную науку (естествознание) преемницей религиозной формы сознания. На смену религиозному мировоззрению должна прийти научная картина мира, в котором главенствующее место занимает научный «факт».

Вопросы, ответы на которые не подтверждаются опытом, позитивисты называют «псевдовопросами». Тем самым традиционные философские вопросы – «метафизические» - по их мнению, ведут к заблуждению, либо не актуальны.

2. Эмпириокритицизм (конец XIXв). Классики - Эрнст Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1843-1896). Они пытались найти критерий истинности научного знания в комплексе ощущений. Только ощущения – звуки, цвета, теплота, пространство, время, запахи и пр. – обладают реальностью. Вещи для субъекта познания, поэтому, только комплекс ощущений.

Кстати, противниками этого философского направления были русские марксисты А.А.Богданов (1873-1928), Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924).

3. Неопозитивизм (другое название – «логический позитивизм»). Начинает свое развитие с 1929г, с программного манифеста Венского кружка во главе с М. Шликом (1882-1936). Лидеры направления - Р.Карнап (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970). Основной тезис - борьба с иррационализмом путем создания «проверяемой философии».

Уже их предшественник Э. Мах последние годы жизни без успеха боролся с зарождающейся физикой микромира (квантовой механикой), так как она описывает явления и процессы размером меньше 10-8см и, следовательно, ненаблюдаемых объектов. Инструмент (приборы) становится посредником между этим миром и исследователем. Все законы этого недоступного ощущениям мира носят вероятностный (статистический) характер.

В 1916г его ученик А.Эйнштейн публикует «Основы о бщей теории относительности», которая утверждает, что пространство и время, в строгом смысле слова, не результат комплекса ощущений, а пространственно-временной континуум (от лат. continuus – непрерывный, связанный). Теория устанавливает зависимость пространственно-временных свойств окружающего мира от расположения и плотности тяготеющих масс (любых объектов обладающих массой). Она лежит в основе современных космологических концепций моделирующих мегамир - наблюдаемую Вселенную.

Неопозитивисты (новые позитивисты) вынуждены обратиться к разработке методологии науки вообще для объяснения и предсказания новой научной картины мира, состоящей уже из микро-, макро- и мегомира. Обострилась классическая для позитивизма проблема разграничения науки и ненаучного знания. Стала доминировать идея сведения философии к логическому анализу языка. Критерием научного знания выступил принцип верификации (Р. Карнап), согласно которому оно обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью.

4) Аналитическая философия (Постпозитивизм). Л.Витгенштейн (1889-1951) утверждал, что не логика (грамматика искусственных языков), а естественный язык – источник научного знания и его развития. Теперь вера как духовная способность, социальное происхождение ученого, культурные ценности оказывают непосредственное влияние на результаты исследования. Аналитическая философия занимается анализом языка естественного (лингвистический анализ) и искусственного (логический анализ).

Т.Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» предложил модель развития научного знания. Ключевую роль в ней играет понятие «парадигма» - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

К. Поппер (1902-1996) видел критерий научного знания в отличии от религиозного и обыденного в критическом рационализме. Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер и подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»). В этом причина роста научного знания. Как альтернативу принципу верификации он видит принцип «фальсифицируемости», т. е. опровержимость научных положений в отличии от метафизических утверждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.