КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкально-ритмические этюды
Музыкально-ритмическими этюдами мы называем небольшие сценки типа мимодрам, исполняемые под музыку. В этих этюдах музыка выполняет те же функции, какие обычно она выполняет в спектаклях, когда сцена сопровождается музыкой. Воздействуя на актера, она помогает ему почувствовать нужный ритм, стимулирует его фантазию. Музыкально-ритмические этюды являются связующим звеном, мостом, перекинутым от упражнений чисто тренировочного характера к воплощению задачи овладения актерской ритмичностью. Создавая музыкально-ритмические этюды, мы сталкиваемся с вопросом взаимосвязи внешнего и внутреннего ритма. Внешним ритмом мы называем такой, который воспринимается в форме определенного рисунка движений, т. е. зрительным путем. Станиславский называет его «видимым, а не только ощутимым» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, стр.140). Этот внешний ритм всегда рождается под влиянием внутреннего ритма и в свою очередь влияет на него. Один от другого не может быть оторван. На сцене не может быть внешнего ритма без внутреннего и не может быть внутреннего ритма, не ищущего выявления вовне. Под внутренним ритмом мы понимаем такое душевное состояние, которое рождается под влиянием определенных предлагаемых обстоятельств. Внутренний ритм определяет интенсивность переживаний актера, руководит его поведением. Станиславский называет его «не внешне видимым, а лишь внутренне ощутимым» (К.С. Станиславский, Собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, стр.152). Ярче и нагляднее всего выражается взаимосвязь внешнего и внутреннего ритма, когда он выливается в резко контрастные формы. Например, взволнованное, тревожное состояние маскируется сдержанным, почти неподвижным внешним поведением. Сопоставление этих двух форм ритма невольно вызывает у нас мысль о взаимосвязи между так называемыми физическими действиями и их психологическим обоснованием, иначе говоря, о единстве физического и психического в искусстве актера. Не входя в существо вопроса о методе физических действий, в свое время вызвавшего столь бурный обмен мнений на страницах печати, мы хотим связать эту дискуссионную проблему с проблемой внешнего и внутреннего ритма на сцене. В. О. Топорков в книге «Станиславский на репетиции» приводит такие слова Константина Сергеевича: «Вы не можете овладеть методом физических действий, если не владеете ритмом. Ведь всякое физическое действие неразрывно связано с ритмом и им характеризуется» (В. Топорков, Станиславский на репетиции, М., «Искусство», 1950, стр.146.). Рассматривая различные подходы к изучению сценического ритма, мы не можем обойти молчанием вопрос о ритмическом самочувствии в статике. В этом вопросе мы опираемся на следующее высказывание Станиславского: «Неподвижность сидящего на сцене еще не определяет его пассивности... Можно оставаться неподвижным и, тем не менее, подлинно действовать, но только не внешне — физически, а внутренне — психически. Этого мало. Нередко физическая неподвижность происходит от усиленного внутреннего действия, которое особенно важно и интересно в творчестве. Ценность искусства определяется его духовным содержанием. Поэтому я несколько изменю свою формулу и скажу так: на сцене нужно действовать—внутренне и внешне» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.2, М., «Искусство», 1954, стр.48). Признавая, что и в неподвижности есть действие, мы тем самым утверждаем наличие ритмических ощущений в статике. Слова Станиславского открывают нам путь к изучению ритмической выразительности в кажущейся пассивности. Наблюдая физическое поведение актера, мы видим, что у него динамика и статика непрерывно чередуются между собой. Моменты неподвижности часто настолько мимолетны, что с трудом поддаются фиксации. Но бывают и такие минуты на сцене, когда мертвая поза превращается в живое, подлинное действие. Вспомним финальную сцену в «Ревизоре», которую сам Гоголь характеризует как «немую картину, окаменевшую группу». В своем письме к одному литератору Гоголь пишет по поводу заключительной сцены: «В данной ему позе чувствующий актер может выразить всякое движение. И в этом онемении для него бездна разнообразия». У Гоголя дано подробное описание немой сцены, указано расположение действующих лиц, положение тела каждого персонажа, поворот головы, жест, выражение глаз. Неподвижная точка не всегда является завершением действия, как в «Ревизоре»,— она может быть и его началом и моментом промежуточным, явившимся следствием закономерно развивающегося ритма. В этих случаях временная неподвижность находит свое разрешение в физическом или словесном действии. В работе над ритмическими этюдами необходимо обратить внимание на значение ритма в статике — на правдивость, жизненность и выразительность этих статических моментов. Неподвижность рождается неожиданно, в результате правдивого восприятия предлагаемых обстоятельств. Это не исключает возможности сознательного выбора такого сюжета, в котором предвидится момент выразительной неподвижности. Он может возникнуть, например, как реакция на непредвиденное обстоятельство. Иногда он может затянуться на довольно значительный отрезок времени. Станиславский говорит: «Когда люди не двигаются, смирно и молча сидят, лежат, отдыхают, ждут, ничего не делают... тогда тоже есть темп и ритм» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, стр.152).. Стремясь увязать вопрос ритма в статике с системой актерского мастерства, мы находим эти точки соприкосновения в некоторых разделах системы. (Это обстоятельство снова напоминает нам о необходимости увязывать вспомогательные дисциплины с основной!) Это — раздел системы, где говорится о свободе мышц, и упражнения, известные под названием «оправдание поз». Эти разделы имеют прямое отношение к работе над ритмом в статике и служат к ней подготовительным этапом. О свободе мышц скажем словами Станиславского: «Мускульное напряжение мешает внутренней работе и тем более переживанию» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.2, М., «Искусство», 1954, стр.133). Умение управлять своим мышечным аппаратом играет большую роль в ритмическом самочувствии в статике. Актер, лишенный в неподвижном положении динамических средств, будет искать внешнюю выразительность в правильном распределении мускульной энергии по всему телу и в освобождении тела от излишнего напряжения. Внутреннее ритмическое состояние подскажет степень напряженности, придаст телу должное положение, доведет позу, как говорит Станиславский, «до степени скульптурности» (К.Е. Антарова, Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра (1918-1922), М., «Искусство», 1952, стр.161) Для понимания ритма в статике существенную помощь могут оказать упражнения на «оправдание поз». В этих упражнениях важно уметь находить обоснование для любого жеста и положения тела. Зафиксированная поза после ее оправдания перестает быть механической, приобретает смысл. Под влиянием этого осмысления происходит верное распределение мускульной энергии. Телу становится удобно, легко, и тогда возникает правильное внутреннее ритмическое состояние. «Оправдание поз» — не что иное, как рождение предлагаемых обстоятельств, выяснение причины или повода к принятию того или иного положения рук, ног, корпуса. Станиславский говорит, что каждая поза должна быть «обоснована вымыслом воображения, предлагаемыми обстоятельствами» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.2, М., «Искусство», 1954, стр.140).. Часто спорным является вопрос, следует ли под влиянием слышимой музыки создавать предлагаемые обстоятельства или же, наоборот, лучше к намеченным предлагаемым обстоятельствам искать подходящие музыкальные отрывки. Нам кажется, что в учебной работе могут быть использованы оба пути. Они по существу тесно увязаны между собой, и именно их взаимопроникновение может помочь добиться нужного результата. Подтверждение этой мысли мы находим у Станиславского. Он говорит: «Они (он имеет в виду темпо-ритм и предлагаемые обстоятельства.— В. Г.) так крепко связаны друг с другом, что одно порождает другое, то есть предлагаемые обстоятельства вызывают темпо-ритм, а темпо-ритм заставляет думать о соответствующих предлагаемых обстоятельствах» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, стр.151). В другом месте он выражает эту мысль таким образом: «В первой половине урока вы прислушивались к своему внутреннему переживанию и внешне выявляли его темпо-ритм с помощью дирижирования. Сейчас же вы взяли чужой темпо-ритм и оживили его своим вымыслом и переживанием. Таким образом, от чувства к темпо-ритму и, наоборот, от темпо-ритма к чувству» (Там же). Приступая к практической работе над музыкально-ритмическими этюдами, мы в первую очередь обсуждаем вопрос о сюжете и о музыке к нему. Начнем с сюжета. На первый взгляд может показаться, что музыкально-ритмические этюды ничем не отличаются от тех, которые делают студенты на уроках актерского мастерства на I курсе. Это верно, но только до известной степени: среди тех этюдов могут встречаться и такие, сюжеты которых представляют интерес для использования в качестве музыкально-ритмических, но далеко не все. В сюжетах ритмических этюдов должны с предельной ясностью выявиться те элементы музыкальной выразительности, которые являются предметом изучения по курсу музыкально-ритмического воспитания. Все эти элементы — мелодия, гармония, фразировка, метр, ритмический рисунок и др. — находятся в тесной связи друг с другом и представляют собой единое неразрывное целое. Нам необходимо, чтобы в сюжете ярко зазвучали все характерные особенности музыкальной речи. Нам методически интересны те сюжеты, в которых мы сможем заострить внимание именно на ритмической стороне этюда. Серьезным является вопрос о слове. Внесение слов в музыкальные этюды приводит к ситуации, когда сталкиваются два искусства, обладающие каждое огромной эмоциональной силой: художественное слово и музыка. Они не уступают друг другу в значимости и вступают в сложные взаимоотношения. Считая, что проблема их взаимоотношений требует специального изучения, мы находим правильным пока от слов в музыкально-ритмических этюдах по возможности воздерживаться, беря сюжеты с оправданным, психологически обоснованным молчанием, допуская иногда только несколько самых необходимых слов. Есть еще одна специфическая особенность сюжетов в музыкально-ритмических этюдах. Мы имеем в виду коллективный характер заданий, поскольку все участники этюда действуют под одну и ту же музыку одновременно. Это не значит, что они при этом теряют самостоятельность в своем поведении. Каждый может по-своему выражать данное ритмическое состояние, и, однако, все при этом должны быть охвачены одним общим чувством, находящимся в зависимости от развития музыкальной мысли данного музыкального отрывка. Мы знаем, что на сцене, в спектаклях актеры часто в одно и то же время живут разными чувствами, в разных ритмах, иногда резко противоположных. У Станиславского мы читаем: «Разные ритмы и темпы встречаются одновременно не только у многих исполнителей в одной и той же сцене, но и в одном и том же человеке в одно и то же время» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1955, стр.158). Мы думаем, что смешивать разнообразные ритмы можно только в этюдах без музыкального сопровождения. Таковы основные Черты нашего Подхода к сюжетам музыкально-ритмических этюдов. Под этим углом зрения не всякая мимодрама, не всякий этюд на общение смогут нас удовлетворить своим сюжетом, как бы он ни был хорош с точки зрения методики преподавания актерского мастерства. Однако есть требования, которые являются, безусловно, совпадающими. Сюжеты должны быть актуальны, жизненны. Не следует искать в них разрешения больших проблем, загромождать событиями. Но в них можно правдиво показать отдельные моменты повседневной жизни, богатой ритмическими звучаниями. Важно разнообразить содержание соответственно разнообразию музыкальных мыслей. Станиславский говорит: «У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм... Каждый факт, события протекают непременно тоже в соответствующем им темпо-ритме» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.3, М., «Искусство», 1954, стр.152). Нужно считаться с тем, что, увязывая сюжет с темпом и характером данного музыкального отрывка, мы ставим развертывание действия в зависимость от структуры этого музыкального отрывка. Следует всегда стремиться к тому, чтобы эта зависимость была ограничена. Надо для этого развить в будущем актере «чувство времени», научить его укладывать свое поведение в определенный временной отрезок, добиваясь при этом художественной правды в выполнении актерской задачи. Перейдем к вопросу о музыке. Музыка для музыкально-ритмических этюдов должна быть выразительна, насыщена идейным содержанием, обладать яркостью нюансировки, ясностью формы, изобразительностью, заразительностью, а главное — мелодичностью, так как мелодия — один из наиболее эмоциональных элементов музыкальной выразительности. Идя от музыки к сюжету (в тех случаях, когда эта музыка не является программной), мы встречаемся с большим разнообразием впечатлений, производимых музыкой, и видим большое разнообразие образов, рождаемых творческой фантазией слушателей. Но, в конечном счете обычно все же удается прийти к единому решению в смысле сюжета. Идя другим путем — от сюжета к музыке, мы вынуждены искать нужные отрывки в музыкальной литературе, так как у нас нет возможности заказывать музыку композитору, как это делают театры. В этом случае мы наталкиваемся на большие трудности. В чем они заключаются? В том, что музыка должна действительно соответствовать сюжету этюда. Если мы и находим такую, то она оказывается иногда неподходящей по длительности кусков, по распределению нюансов, динамических оттенков. Если вначале, до поисков музыки, установлены предлагаемые обстоятельства, то развитие сюжета может подвергнуться существенным изменениям в связи с выбранной музыкой. Трудно в таком случае бывает решить, что является первичным, что — вторичным: предлагаемые обстоятельства или музыка. Другая трудность возникает в связи с необходимостью чередовать музыку различного характера, и в этом случае небезразличны ее тональное родство, общность стиля, органичность переходов. Следует также обращать внимание на грамотность сокращений музыкальных произведений, если в этом возникает необходимость. Приходится задумываться и над тем, можно ли использовать тот или иной отрывок классической музыки для сюжета, не соответствующего ему по содержательности и глубине. К этому вопросу надо подходить осторожно и проявлять вкус. Для этюдов с сюжетами узко бытового характера, не претендующих на раскрытие глубоких переживаний, мы считаем правильным подбирать музыку менее «ответственную», удовлетворяться музыкальными отрывками учебного характера, танцевального или массовой песней, иногда можно пользоваться и хорошей импровизационной музыкой, если есть квалифицированный концертмейстер. Наконец, предложенная для этюда музыка должна быть безоговорочно принята самим исполнителем. Он должен полюбить ее и испытывать удовольствие, слушая ее и «живя» в ней. Практика показала, что обычно поиски музыки вызывают чрезвычайно горячие споры и часто отнимают больше времени, чем работа над самим этюдом. Таковы в общих чертах наши соображения по вопросу о сюжетах и подборе музыки к этим сюжетам. * * * Нам кажется сейчас, что наиболее интересным для молодых педагогов будет рассказ о том, как протекала и развивалась работа, как постепенно расширялись наши возможности. Каждый учебный год заканчивался показом, в котором наши методические поиски и эксперименты воплощались в новые, неожиданные и разнообразные формы. Мы хотели бы, чтобы наш рассказ стимулировал к аналогичным поискам и молодых педагогов. Сначала мы хотим напомнить о простейших этюдах — «цепочках», о которых уже говорилось. В этом раннем периоде работы мы впервые вступали на путь воспитания сценического ритма при помощи музыки. Натренировав студентов на этих заданиях, мы приступали к работе над более сложными задачами, требующими более вдумчивого проникновения в мир музыкальных образов. Этот этап работы определялся нами как застольный период, заключающийся в слушании большого количества музыки, разнообразной по содержанию, темпу, характеру, и в фантазировании по поводу услышанного. Способности фантазировать и воображать Станиславский, как известно, придавал очень большое значение. Он писал, что «фантазия, как и воображение, необходима художнику», что «воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь» (К.С. Станиславский, собр. соч., т.2, М., «Искусство», 1954, стр.71 и 83).. Эти мысли Станиславского, подчеркивающие способность нашего воображения воскрешать зрительные образы, чрезвычайно ценны и в нашей работе. Возбудителем фантазии в данном случае служит музыка — искусство, обладающее огромной силой выразительности. Мы все знаем из личного опыта, как действует на людей эмоциональная природа музыки, богатство ее мелодического языка. В. Ф. Одоевский в своей статье о М. И. Глинке говорит, что высокое назначение музыки — «выражать сокровеннейшие чувства человека, ему самому не вполне понятные» (В.Ф. Одоевский, Статьи о М. И. Глинке, М., Музгиз, 1953, стр. 20) Интересны для нас замечания профессора Б. М. Теплова, который в книге «Психология музыкальных способностей» пишет: «Восприятие музыки нередко понимается как наиболее яркий пример «чистого восприятия» и притом еще «чисто слухового» восприятия. Но музыка без ритма не существует: всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие. Следовательно, всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и «соделывание», причем это «соделывание» не является чисто психическим актом, а включает весьма разнообразные «телесные» явления, прежде всего движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом: но всегда слуходвигательный процесс» (Б.М. Теплов, Психология музыкальных способностей, М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1947, стр.279). Это означает, что музыка способна стимулировать к действию. В слушании музыки и фантазировании по поводу музыки мы видим благоприятные условия для рождения живых образов, предлагаемых обстоятельств и стимулов к действию. Г. Кристи в своей книге пишет, что Константин Сергеевич «склонен был наделять всякую музыку действенным содержанием: при слушании музыки у него мгновенно рождались конкретные действенные образы» (Г. Кристи, Работа Станиславского в оперном театре, М., «Искусство», 1952, стр.256.). Когда же мы знакомились с отношением музыковедов к рождению определенных образов при слушании музыки, то отмечали у некоторых из них боязнь конкретизации содержания музыкального произведения. Однако во всяком случае следует признать, что, рисует ли музыка чувства, образы природы, приближается ли к сюжетности, содержание ее всегда воздействует на эмоциональную сферу слушателя и вызывает у одного более расплывчатые, у другого — более рельефные ощущения. Несмотря на некоторую осторожность в подходе к изобразительности музыки, никому нельзя отказать в праве воспринимать ее по-своему. А если признать возможность разъяснения содержания музыки, то для будущего актера, обладающего большой эмоциональной восприимчивостью и возбудимостью, от слушания музыки до рождения предлагаемых обстоятельств — один шаг. Не настаивая на необходимости следовать нашему примеру, мы все же хотим рассказать о проделанном нами эксперименте в застольном периоде работы. Группе студентов II курса было предложено рассказать о своих впечатлениях от трех прослушанных ими музыкальных произведений, резко контрастных по содержанию: 1) отрывок из третьей части 2-го квартета Бородина; 2) отрывок из первой части Сонаты Шопена си бемоль минор; 3) отрывок из «Польки» Рахманинова. При слушании музыки Бородина название этой части — Ноктюрн — не произносилось. У большинства все же родились видения вечерних и ночных образов (ночной лес, сад, озеро, пруд, горы, поле, река). Многие писали о настроении, возникающем у них при слушании данной музыки (мечтания, воспоминания). Некоторые студенты выразили свои впечатления в виде рисунков. В связи с такой работой интересно сопоставление студенческих высказываний с отзывами музыковедов. Л. Соловцова пишет о третьей части квартета Бородина: «Третья часть квартета — своего рода лирическая кульминация цикла». Далее она приводит слова Фета: Какая ночь! Алмазная роса Живым огнем с огнями неба в споре, Как океан разверзлись небеса, И спит земля — и теплится как море... «В этих строках, — продолжает Соловцова, — то же радостно взволнованное восприятие ночного пейзажа, что и в Ноктюрне Бородина. Поэтически созерцательный и в то же время проникнутый патетикой Ноктюрн принадлежит к лучшим лирическим страницам русской музыки» (Л. Соловцова, Камерно-инструментальная музыка А.П. Бородина, М., Музгиз, 1952, стр.62). Перейдем ко второму примеру. При слушании отрывка из первой части Сонаты си бемоль минор Шопена у многих музыка ассоциировалась с картиной моря, бурей или с трагическим душевным переживанием (рис 21). Третий пример — отрывок из «Польки» Рахманинова - вызвал у всех впечатление легкости, резвости, беззаботности. Многие уловили оттенки юмора. Некоторые отметили танцевальность, грациозность и изящество (рис. 22, 23). Подводя итоги проделанному эксперименту, мы пришли к заключению, что этот этап работы за столом, посвященный слушанию музыки и фантазированию по ее поводу, может привести к созданию ряда предлагаемых обстоятельств. Этот же этап работы подготовляет путь и к обратному действию - поискам музыки для задуманного этюда, т. е. для уже задуманных обстоятельств.
Чтобы облегчить студентам выполнение таких заданий, мы предлагаем прибегнуть к некоей классификации музыкально-ритмических звучаний. Эта классификация, конечно, носит несколько искусственный и условный характер, так как каждое музыкальное произведение настолько богато содержанием, проникнуто ему одному присущей выразительностью, таит в себе такое разнообразие мыслей и ощущений, что трудно поддается обобщающей характеристике. Признавая всю сложность этой задачи и не скрывая ее от слушателей, мы все же считаем нужным попытаться объединить по группам произведения и отрывки, отличающиеся однородным характером музыкальных средств выразительности. Вот эти группы: 1) Музыка в медленном темпе. Мелодия течет плавно, спокойно. Звучание преимущественно тихое. Музыка лирична по содержанию, проникнута мечтательностью. Иногда носит оттенок грусти. Примеры: «Сладкая греза» П. Чайковского; «Грустная песенка» В. Калинникова. 2) Музыка в быстром темпе, порывистая, страстная, напряженная. Полная смятения и тревоги. Отличается динамичностью и стремительностью. Примеры: Прелюдия № 14 А. Скрябина; Этюд № 12 Ф. Шопена. 3) Музыка в среднем или медленном темпе. Драматична по содержанию. Примеры: Прелюдия до минор Ф. Шопена; «Разлука» (Ноктюрн) М. Глинки. 4) Музыка в среднем или быстром темпе. Бодрая, жизнерадостная, подвижная, задорная. Мелодия радостная, легкая. Иногда шутливого содержания, часто носит танцевальный характер. Примеры: Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева; «Кобольд» Э. Грига, соч. 71, № 3; «Кэк-вок» К. Дебюсси. 5) Музыка в темпе марша. Звучание громкое, часто героического характера. Ритмический рисунок чеканный и упругий. Примеры: «Юбилейный марш» М. Ипполитова-Иванова; «Гимн демократической молодежи мира» А. Новикова. 6) Музыка с контрастным характером звучаний. (Мы имеем в виду в данном случае не тот переменный музыкальный ритм, который встречается в любом произведении, а ту резко контрастную перемену целых частей, которая вызывает противоположные ритмические ощущения и состояния.) Примеры: «Романс» П. Чайковского; Прелюдия соль минор С. Рахманинова. Процесс создания сюжета не следует представлять себе таким образом, что музыка должна непосредственно вызывать конкретные действия. Музыкальные образы сначала воздействуют на наши чувства, воображение, а это в свою очередь рождает сюжет.
* * * Перейдем к вопросу о различных формах этюдов. Мы считаем, что для того, чтобы осознать значение ритма на сцене, целесообразнее всего использовать принцип контрастности ритмических звучаний. Приведем примеры.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |