КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение семян
Рис. 5. Строение семян Семя — это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ. Основное различие семян — в строении зародыша. Основой для деления цветковых растений на два класса — двудольные и однодольные — является строение зародыша. Строение семян двудольных растений рассмотрим на примере семени фасоли. Снаружи семя покрыто блестящей толстой семенной кожурой, которая развивается из покровов семязачатка. Функции кожуры — защита зародыша от механических повреждений и неблагоприятных условий, возбудителей болезней. На вогнутой стороне семени хорошо заметен рубчик — место прикрепления семяножки, которая соединяет семязачаток со стенкой завязи. Рядом с рубчиком маленькое отверстие — пыльцевход. Под кожурой расположен зародыш, который имеет два толстых листа, называемых семядолями. Они содержат питательные вещества. Между семядолями находится зародышевый стебелек, переходящий в зародышевый корешок. На верхушке стебелька находится почечка с зачаточными листочками. Зародыш — это миниатюрное растение, которое имеет все органы взрослого растения: корень, стебель, лист. Все цветковые растения, зародыш которых имеет две семядоли, называют двудольными (картофель, помидор, морковь, огурцы, яблоня, вишня, дуб и др.). Однако семена сирени, мака, липы, перца сладкого содержат питательные вещества в эндосперме. В семенах ясеня питательные вещества находятся как в семядолях, так и в эндосперме. Важнейшим отличием однодольных растений от двудольных является наличие в зародыше одной семядоли (лук, чеснок, лилия, ландыш, тюльпан, ирис, овес, рис, кукуруза, пшеница, рожь и др.). Зерновка — не семя, а плод, у которого околоплодник плотно срастается с кожурой семени. В верхней части зерновки виден хохолок из волосков. Большую часть зерновки занимает эндосперм — питательная ткань, клетки которой содержат крахмал, белки, жиры. Зародыш имеет стебелек, корешок и почечку, но семядоля у него одна. Видоизмененная семядоля зародыша — щиток — не содержит питательных веществ и отделяет зародыш от эндосперма. Но у стрелолиста, частухи подорожниковой (однодольные) семена не имеют эндосперма, а питательные вещества сосредоточены в зародыше. У лука, ландыша эндосперм расположен вокруг зародыша. Тест 8 1. Для размножения растения прививают, поскольку при этом: а) сохраняется желаемый набор генетических признаков; б) образующиеся плоды сочетают в себе генетические признаки обоих родительских растений. 2. Какая часть цветка несет защитные функции: а) тычинка; б) чашелистик; в) кожура семени; г) пестик? 3. Из семязачатка после оплодотворения образуется: а) зигота; б) семя; в) плод; г) зародыш. 4. Соцветие извилину имеет: а) незабудка; б) гладиолус; в) гвоздика; г) подорожник. 5. Укажите однодомное растение: а) кукуруза; б) облепиха; в)конопля; г) тюльпан. 6. Является ли интеркалярная меристема характерным признаком однодольных или двудольных растений или же он присущ обеим этим группам? а) обеим группам; б) двудольным; в) однодольным. 7. Клубеньки характерны для корней: а) бобовых; б) пасленовых; в) крестоцветных; г) розоцветных. 8. Соцветие корзинку имеет: а) подсолнечник; б) морковь; в) яблоня. 9. Однодольные растения произошли от: а) голосеменных; б) семенных папоротников; в) двудольных; г) мхов. 10. Внесено ли растение водяной орех (чилим) в Красную книгу Республики Беларусь? а) внесено; б) исключено. Литература 1. Р.Г.Заяц, И.В. Рачковская и др. Биология для абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2009г., с. 94-120. 2. Л.Н. Песецкая. Биология. Минск, «Аверсэв», 2007г., с.133-145. 3. Н.Д. Лисов, Н.А. Лемеза и др. Биология. Минск, «Аверсэв», 2009г, с.127-155. 4. Е.И. Шепелевич, В.М. Глушко, Т.В. Максимова. Биология для школьников и абитуриентов. Минск, «УниверсалПресс», 2007г., с.272-282.
Лекция 9. Царство Животные. Зоология — наука о животных. Вопросы: 1. Зоология как наука. Значение животных в природе и жизни человека. 2. Сходство и отличие животных и растений. 3. Происхождение многоклеточных. 4. Классификация животных. 5. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.
1. Зоология — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность животных, их многообразие и распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Первое знакомство человека с животными приходится на самые ранние этапы развития первобытного общества. Охота и употребление в пищу животных, их приручение и разведение давали человеку первые сведения о строении, образе жизни и болезнях животных. В Древней Греции возникает самостоятельная наука — зоология (греч. zoon — животное, logos — учение). Основателем зоологии считают древнегреческого ученого и философа Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Всех известных ему животных (500 видов) Аристотель разделил на две группы: животные с кровью (и со спинным хребтом); животные без крови. После Аристотеля попытки классифицировать животных возобновились только в XVII—XVIII вв. Наибольший вклад в науку внес шведский ученый Карл Линней (1707—1778 гг.). В книге «Система природы» К. Линней подразделил всех известных ему (около 4200 видов) животных на шесть классов: млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые и черви. Эти классы животных он подразделил на отряды, отряды — на роды, а роды — на виды. Удачным оказалось предложенное Линнеем бинарное (двойное) название вида латинскими словами. Например, Parus major — синица большая. Большой вклад в дальнейшее развитие зоологии внесли французские ученые Ж. Б. Л а м а р к (1744—1829) и Ж. Кювье (1769—1832). Ламарк отстаивал идею эволюционного исторического развития живой природы, хотя причины эволюции он истолковывал неверно, связывая их с врожденными способностями организма приспосабливаться к окружающей среде. Кювье установил понятие «тип» в зоологии и впервые объединил рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в один тип — позвоночных. Его труды положили начало формированию новой науки — палеонтологии позвоночных. Ш в а н н сформулировал в 1839 г. основные положения клеточной теории, доказавшей, что все живые организмы состоят из клеток. Ч. Д а р в и н (1809—1882) в книге «Происхождение видов» доказал историческое развитие всех живых организмов из одного корня. Существование и соподчиненность всех систематических категорий Дарвин объяснил теорией естественного отбора и принципом расхождения признаков, заложив теоретические основы естественной системы, доказав, что она формировалась в процессе эволюции органического мира. Большое значение для развития зоологической науки имели труды выдающихся русских ученых К. Рулье (1814—1858), К.М.Бэра (1792-1876),А.Н.Северцова (1827-1885), А. С. Ковалевского (1840—1901), И. М. Мечникова (1845-1916). В настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук. Морфология изучает строение животных организмов. Анатомия изучает строение органов и систем органов; гистология изучает микроскопическое строение тканей и органов; цитология выясняет структурные особенности клеток; эмбриология — закономерности зародышевого развития животных. Физиология рассматривает жизненные процессы организма (пищеварение, дыхание, выделение, деятельность нервной системы и органов чувств). Этология исследует поведение животных, экология животных выясняет взаимосвязи организмов с окружающей средой. Зоогеография изучает закономерности распределения животных по земному шару. Систематика животных занимается классификацией организмов и строит естественную систему животного мира. Мир животных, населяющих нашу планету, относят к надцарству Ядерные организмы (Эукариоты), царству Животные. Царства делятся на типы, типы на классы, классы на отряды, отряды — на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Например:
Животные в природе и жизни человека имеют: 1) положительное значение: в природе — а) консументы (большой биологический круговорот веществ); б) санитары; в) опылители (насекомые); г) почвообразователи; для человека — а) продукт питания; б) сырье для промышленности (фармацевтическая, текстильная, обувная, меховая, пищевая и др.); в) экспериментальный лабораторный объект; г) бионика; д) помощники в труде, спорте, отдыхе; 2) отрицательное значение: а) ядовитые, опасные; б) возбудители заболеваний; в) переносчики и промежуточные хозяева возбудителей заболеваний; г) вредители сельского хозяйства. 2. Сходство и отличие животных и растений 1) Черты сходства: • общность происхождения; • обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение); • клеточное строение; • рост и способы размножения; • кодирование, передача и реализация наследственной информации; • раздражимость. Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия — дивергентный путь развития органического мира. 2) Черты различия (см. таблицу):
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |