Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пейзажные парки периода романтизма




Пейзажные парки переходного периода.

Регулярные парки периода эклектики

Во второй половине XIX – начале ХХ в. в Беларуси, особенно в небольших усадьбах, еще продолжало развиваться регулярное паркостроение. Регулярные парки строились обычно по типу декоративных садов, представляя собой один или несколько прямоугольников, образуемых сетью взаимопересекающихся декоративных аллей. С конца XIX в. во многих усадьбах начали создаваться усложненные композиции. Нередко регулярность дополнялась пейзажными приемами планировки. Как обычно, парки занимали территорию в несколько гектаров у усадебных домов. Содержание их не было связано с большими трудностями и затратами. Подобно сельским декоративным садам в Германии и русским садам XVII в. в них выращивались плодовые деревья, плодово-ягодные кустарники, овощные и цветочные растения. Особенности подобных парков переданы Э.Ожешко, много странствующий по деревням и усадьбам Беларуси: «В большом саду, который был и огородом, и лугом, и пасекой, стояла у дома только узкая скамейка … В траве, перед самыми окнами выстроились шеренгой мальвы, а несколько правее, над розовыми маками и голубыми ульями, жужжали пчелы» (Ожешко, 1985, с.90).

Однако не смотря на общность функционального назначения, парки этого периода очень индивидуальны.

Предвестниками наступающего пейзажного стиля стали новые элементы в регулярных парках – маскировка оград, окружение парков рощами, садами, зверинцами, появление извилистых дорог, тропинок и др. В Беларуси переоформление старых регулярных парков, согласно канонам нового направления в парковом искусстве интенсивно велось в последней четверти XVIII в. Пути преобразования были разные. В одних случаях (Двор Городище, Старая Белица, Рогинь) новая планировка, накладываясь на прежнюю, почти растворяла ее; в других она сочеталась или частично перекрывалась регулярной композицией (Двор Низголово, Дукора, Вирейки, Субочи).

Пейзажные парки переходного периода несли много общих черт с парками регулярными: парк в Зеленевичах (Пружанский район) и Перковичский парк (Дрогиченский район). Группа переходных парков на Беларуси немногочисленна.

Искусство пейзажного паркостроения достигло своего высшего расцвета в эпоху романтизма, в конце XVIII – первой половине XIX в. Одними из первых, сохранившихся по настоящее время, являются парки в Щорсах (Новогрудский) и Святские (Гродненский район). Они были заложены в 80-е годы XVIII в. при дворцах, в архитектуре которых сочетались черты барокко и классицизма. Формируется пейзажный парк с большим водоемом вокруг Ворнянского дворца. В конце XVIII в. был заложен английский парк при обновленном Дятловском дворце, построенном в 1751 г. Дворцы и усадебные дома («домики с колоннами»), отражая характерные черты классицизма, вырастили повсюду, в больших и малых помещичьих усадьбах (Голынка, Гурновщина, Зубки, Воронча и др.). Они отличались свободой, ясностью и логичностью композиционного замысла. В ансамблях четко выделялись главный корпус с 4-6- или 8-колонным портиком и симметрично расположенные флигеля, образующие парадный двор усадьбы. По отношению к нему формировались парковые композиции.

В отличие от регулярного парка, предназначенного для забав, веселых и беззаботных развлечений, пейзажный парк предполагал одинокое, несколько сентиментальное созерцание природы. Все его элементы (архитектурные сооружения, руины, символические памятники, растения) были настроены на личный, интимный контакт с человеком. Этому служили и длинные извилистые дорожки и тропинки среди рукотворных и естественных парковых пейзажей, рощ и древесных массивов, вдоль прудов и водотоков. Посетитель находил приют на островах среди водной глади или мог мысленно уноситься в отдаленную обозреваемую перспективу, находясь в беседке на территории реки или на вершине холма. Наиболее уединенными местами в пейзажных парках являлись острова, преимущественно на небольших искусственных водоемах. Они, как и некоторые другие романтические элементы парков (въездные брамы, беседки, башни), сохранились и настоящего времени (Старые Пески, Ворняны). В некоторых парках имеются руины средневековых замков (Логлйск, Барбаров, Высокое, Славгород), овеянных легендами и преданиями. Идеализация эпохи средневековья выражалась путем включения в парковые ландшафты зданий кузниц (Высокое), контилен (Щорсы, Лынтупы), мельниц (в усадьбе Горки около д. Новодворцы Слуцкого района имелось даже две мельницы). Мотивы сельской жизни – хутора, фольварки, деревни, фермы, луга и пастбища со стадами коров и табунами лошадей были объектами дольних перспектив. В парках особо почитались памятники, эпитафии на камнях, памятные валуны (Старая Белица, Видзы Ловчинские, Турлы Островецкого района).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.