КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольные задачи.
Вариант (репродуктивный уровень) Тема: «Изучение сил поверхностного натяжения» Цель работы: обнаружить опытным путем наличие сил поверхностного натяжения, научиться сравнивать силы поверхностного натяжения различных жидкостей, изучить явление смачивания и несмачивания, научиться определять краевой угол в случаях смачивания и несмачивания жидкости
Приборы и материалы: стаканы с холодной водой, мыльный раствор, спирт, кусочек сахара, кусочек мыла, пипетка, тальк, свеча, стеклянная пластина, медная проволока, нить.
Контрольные вопросы: 1.Какие силы называются силами поверхностного натяжения? 2.Объясните причину возникновения сил поверхностного натяжения с молекулярной точки зрения. 3.Какую форму принимает капля жидкости под действием сил поверхностного натяжения? 4. Какую роль играют силы поверхностного натяжения в природе? 5. Что называется коэффициентом поверхностного натяжения. 6. Запишите единицу измерения коэффициента поверхностного натяжения. 7. Какие явления можно наблюдать на границе жидкости с твердым телом? 8. При каких условиях возникает явление смачивания и несмачивания? 9. Какой угол называется краевым? 10. Под действие какой силы поднимается жидкость в капиллярных трубках.
Ход выполнения работы:
1.Опыт №1.Для обнаружения сил поверхностного натяжения проведите следующий эксперимент: Изготовьте из медной проволоки кольцо диаметром 2 см, укрепите на нем нить, как показано на рис 1. рис.1 Опустите кольцо в мыльный раствор так, чтобы оно было полностью затянуто мыльной плёнкой. Проколите мыльную плёнку острым предметом с одной стороны нити, наблюдайте за поведением нити. Повторите опыт, проколов пленку с другой стороны нити. Сделайте рисунок к опыту №1, укажите направление действия сил поверхностного натяжения
2. Опыт №2.Возьмите стакан с холодной водой, насыпьте тальк по поверхности воды очень тонким ровным слоем. Капните с помощью пипетки на середину поверхности каплю спирта. Наблюдайте за поведением частиц талька. Выполните рисунок, на котором укажите направление сил поверхностного натяжения воды и спирта, сравните эти силы, пользуясь таблицей 1 и результатами эксперимента.
Коэффициент поверхностного натяжения жидкостей.Таблица 1.
3. Опыт №3.Налейте в стакан чистую воду. Поместите в центр поверхности две спички на небольшом расстоянии друг от друга. Коснитесь кусочком мыла поверхности воды между плавающими спичками. Объясните наблюдаемое явление. На рисунке укажите направление действия сил поверхностного натяжения обычной и мыльной воды. Сравните эти силы, пользуясь таблицей
4. Опыт №4.Налейте в стакан чистую воду. Поместите в центр поверхности две спички на небольшом расстоянии друг от друга. Коснитесь кусочком сахара поверхности воды между плавающими спичками. Объясните наблюдаемое явление. На рисунке укажите направление действия сил поверхностного натяжения сладкой и обычной воды. Сравните эти силы и сделайте вывод о различии коэффициентов поверхностного натяжения этих жидкостей
5. Опыт №5.На стеклянную пластинку нанесите каплю воды. Поднимите пластинку до уровня глаз и определите приблизительную величину краевого угла. Смачивает ли вода стекло? Сделайте пояснительный рисунок, на котором отразите приблизительное значение краевого угла. 6. Опыт №6.Зажгите свечу и нанесите на стекло небольшой тонкий слой парафина. На охлажденную твердую поверхность парафина нанесите каплю воды и определите величину краевого угла. Смачивает ли вода парафин? Сделайте пояснительный рисунок, на котором отразите приблизительное значение краевого угла. 7. Сдайте лабораторное оборудование и приведите рабочий стол в порядок. 8. Выполните контрольное задание. 9. Сдайте работу преподавателю. 1. Почему маленькие капли росы на листьях некоторых растений имеют форму шариков, тогда как листья других растений роса покрывает тонким слоем? 2. Как объяснить происхождение народной поговорки: «Как с гуся вода»? 3. Почему, прежде чем покрыть штукатурку масляной краской, предварительно производят грунтовку олифой? 4. Почему острые края стекла при нагревании до плавления становятся закругленными? 5.Если с помощью узкой трубкивыдуть мыльный пузырь и поднести другой ее конец к пламени горящей свечи, пламя свечи будет отклоняться при этом в сторону. Почему? 6. Какая зубная паста лучше — с большим или малым поверхностным натяжением (при прочих равных условиях)? Почему? 7. Мыльная пленка, затягивающая отверстие воронки, поднимается вверх, если держать воронку отверстием вниз. Почему? 8. Если мыло уменьшает поверхностное натяжение воды, то почему мы выдуваем мыльные пузыри, а не водяные? 9. Вода легче песка. Почему же ветер может поднятътучи песка, но очень мало водяных брызг? 10. Почему волейбольная сетка сильно натягивается последождя? 11. У двух концов изогнутой стеклянной трубки выду ты два мыльных пузыря разного диаметра (рис. 105). Будут ли меняться и как размеры пузырей, если кран К закрыт? 12. После выхода космического корабля на орбиту оказалось, что в закупоренном чистом стеклянном сосуде с водой весь воздух собрался внутри воды в виде шара. Почему? 13. Приведите примеры проявления капиллярных явлений в природе 14. Приведите примеры использования капиллярных явлений в быту и технике. 15. Можно ли принести воду в решете?
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |