Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая государственная система экологического мониторинга




Мониторинг.

Лекция №3

В охране окружающей среды и экологическом управлении важная роль отводится формированию системы экологического мониторинга. Само понятие мониторинг сегодня рассматривается как

Система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуаций.

По масштабам обобщения информации различают

  • глобальный,
  • национальный,
  • региональный,
  • локальный,
  • импактный - “точечный” мониторинг объектов загрязнения.

По методам ведения:

  • биологический,
  • химический,
  • геофизический,
  • автоматический,
  • дистанционный (космический, авиационный и т.д.).

В России организационной формой экологического мониторинга является единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии со специальными постановлениями Правительства.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
  • мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
  • мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
  • социально – гигиенический мониторинг,
  • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

  • Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),
  • Росземкадастр (мониторинг земель),
  • Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
  • Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
  • Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
  • Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
  • Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
  • Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

  • разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
  • организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
  • обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
  • сбор и обработка результатов наблюдений,
  • организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
  • оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
  • организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
  • обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
  • информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
  • разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

Например:

Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов России. Это министерство вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России) принимает совместные решения по вопросам проведения мониторинга отдельных ресурсов, организации мониторинга источников антропогенного воздействия на объекты природной среды, мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса), а также создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов.

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ.

В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии на окружающую среду.

Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:

  • измерительная система (средства и методы измерения),
  • информационная система (базы и банки данных),
  • системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),
  • система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,
  • система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.

Построение измерительного комплекса систем экологического мониторинга основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили – лаборатории) технических средств измерений.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими:

  • фоновые показатели,
  • фактические концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды или в местах работы и проживания населения,
  • метрологические характеристики.

Система экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния ОС и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования деятельности промышленных объектов или регионов. Экологический мониторинг предусматривает также расчеты и разработку математических моделей промышленных объектов и территорий.

Моделирование обычно осуществляется на двух уровнях.

Первый уровень обеспечивает моделирование технологических процессов отдельных производств с учетом локальных влияний частных параметров этих процессов на окружающую среду.

Второй уровень обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы группы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду.

Экологический контроль определяется в ст. 68 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” (от 19.12.91) как наблюдение за состоянием ОПС и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также как проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС, осуществляемые системой экологического контроля, состоящей из государственной службы наблюдения (ЕГСЭМ), государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический мониторинг в ст. 39 Закона определяется как наблюдение за происходящими в окружающей среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, за последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также как обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Средства контроля окружающей среды (средства эко–аналитического контроля) – совокупность приборов и других технических приспособлений (устройств) для осуществления мониторинга загрязнений окружающей среды, к которым относятся: приспособления для отбора из объектов окружающей среды проб, их хранения, транспортировки, идентификации или непосредственного обнаружения загрязняющих веществ или физических факторов в контролируемой среде, а также устройств для обработки, отображения и передачи получаемой соответствующей информации.

Технология контроля окружающей среды – это совокупность методов (способов) и зафиксированная последовательность операций (процедур) осуществления наблюдений (измерений) показателей окружающей среды в процессе экологического мониторинга с помощью технических и иных средств для получения (производства) информации о состоянии окружающей среды и наличии в ней загрязнений, из характере, качественном составе и количественном содержании в объектах среды.

Загрязнение окружающей среды – это вызванное антропогенной деятельностью внесение (поступление) в окружающую среду или самопроизвольное возникновение (образование) в ней новых (нехарактерных) вредных химических веществ, физических факторов, биологических агентов, превышение за определенное время установленной нормы или естественного многолетнего среднего уровня их количественной характеристики в объеме окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.