КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортное обслуживание и его качество
УСЛУГИ ТРАНСПОРТА
В связи с внедрением логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспорт играет ключевую роль в системе товародвижения. В частности, в документе «Транспортная стратегия РФ до 2030 г.» указано следующее: Снижение издержек во многом зависит от совершенствования технологий и транспортной техники, интеграции производственных и транспортных процессов, развития транспортной логистики, интермодальных технологий и контейнеризации системы товародвижения.
Прежде чем говорить о развитии транспортной логистики, необходимо иметь представление об основных понятиях, в частности, о понятиях «услуга», «транспортная услуга» и «транспортное обслуживание». В общепринятом понимании к услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы, и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях народного хозяйства. В соответствии со стандартами ISO под услугой понимается результат деятельности или процессов (услуга как нематериальная продукция), деятельность или процесс (предоставление услуги) по удовлетворению потребностей потребителей этой услуги. Услуги транспорта связаны с доведением материального потока до конечного потребителя: 1) услуги, предшествующие процессу материального производства; 2) услуги, обеспечивающие производство (внутренний транспорт); 3) услуги, обеспечивающие продвижение готовой продукции на рынок. Под транспортной услугой подразумевается не только перевозка грузов или пассажиров, но и любая операция, связанная с подготовкой и осуществлением перевозочного процесса. Таким образом, к операциям доставки груза относятся все операции перевозочного, транспортно-экспедиционного и складского процессов. К услугам автомобильного транспорта относятся: Ø перевозка грузов и пассажиров; Ø транспортно-экспедиционные услуги и дополнительные услуги, выполняемые при перевозке грузов по обслуживанию предприятий, организаций и населения; Ø услуги складов и терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов (погрузка, разгрузка, перегрузка, внутрискладские операции, кратковременное хранение грузов, упаковка, маркировка, пакетирование и пр.); Ø операции по информационному и финансовому обеспечению перевозочного процесса (предоставление информации грузовладельцу, контроль за движением груза, проведение расчетов за услуги т.п.); Ø предоставление транспортных средств на условиях аренды (лизинг); Ø услуги по подготовке товароносителей (транспортная тара, контейнеры и др. средства); Ø ТО и ремонт подвижного состава; Ø другие.
Перевозка грузов и пассажиров является основной услугой, которая, как правило, сопровождается предоставлением нескольких видов других услуг. Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет классифицировать услуги следующим образом: 1. по характеру взаимосвязи с основной деятельностью предприятия услуги делятся на перевозочные и неперевозочные. 2. по виду потребителя, которому предоставляется услуга, – на внутренние и внешние. К внутренним относятся услуги, предоставляемые другим транспортным организациям (например, предоставление транспортным предприятием подвижного состава экспедиторскому предприятию для выполнения перевозки). Внешние услуги предоставляются нетранспортным организациям. 3. по характеру деятельности, связанной с предоставлением услуг, – на коммерческие и некоммерческие. Например, услуга по ремонту автомобилей (техническая услуга). Если она осуществляется в рамках одной организации, то она будет относиться к некоммерческой услуге.
В современных условиях предприятия транспорта должны пересмотреть характер своей коммерческой и производственной деятельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение спроса потребителей услуг. Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности услуг. Например, транспортно-экспедиционная компания (экспедитор) может выполнять следующие виды операционной логистической деятельности: • перевозка разнотипных грузов всеми видами транспорта; • перевозка продукции укрупненными грузовыми единицами (паллетами, контейнерами); • доставка груза «от двери до двери»; • организация транзитных, смешанных, мультимодальных, интермодальных перевозок; • предоставление складских услуг в порту, грузовом терминале; • предоставление собственных транспортных средств и транспортной тары (поддоны, контейнеры); • фрахтование подвижного состава всех видов транспорта (предоставление за определенную плату (фрахт) судна или его части для перевозки грузов и выполнения иных работ с целью совершения одного или нескольких рейсов); • бронирование места на транспортном средстве; • сбор/развоз грузов своим транспортом без участия клиента; • хранение/накопление груза до отправки; • мягкая и жесткая упаковка грузов; • нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и специальных обозначений. • доупаковка, окантовка, обшив грузовых единиц, утепление контейнеров; • накопление (консолидация) груза на собственном складе с необходимой проверкой; • страхование грузов и ответственности перевозчика (экспедитора); • погрузка, разгрузка, взвешивание и др. операции в ПРП и на складах; • отслеживание транспортных средств и оповещение о сроках прибытия груза клиенту; • консультации клиентам на стадии заключения контрактов на поставку, помощь при оформлении отгрузочных документов; • оформление договоров перевозки (экспедирования) и расчетно-платежные операции с контрагентами; • оформление внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок; • подготовка транспортных накладных, коносаментов и других сопроводительных документов согласно инструкциям клиента; • полная подготовка документов для таможенного оформления при импорте/экспорте продукции; • подбор кодов ТН ВЭД и режимов для оптимизации таможенной очистки грузов; • таможенное оформление и организация таможенной очистки; • получение всех необходимых сертификатов и разрешений, содействие в подготовке сертификатов и получении экспортных лицензий и т.д. Из приведенных примеров видно, какой большой спектр услуг в рамках операционной деятельности выполняется в настоящее время логистическими посредниками в цепях поставок торговых и промышленных компаний. В то же время сами предприятия промышленности, торговли и сферы услуг выполняют сегодня самостоятельно достаточно ограниченный набор видов операционной логистической деятельности (в основном, транспортно-складские операции), предпочитая в большинстве случаев передавать их на аутсорсинг.
Как было указано выше, исследования, проведенные за рубежом, показали, что транспортные расходы доходят до 1/3 цены конечного продукта (в России этот показатель еще выше). В связи с этим рационализация, а лучше оптимизация транспортных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. Изучение спроса на транспортные услуги показывает, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Это связано со стремлением грузовладельцев к сокращению запасов в сферах производства и обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции (вплоть до внедрения технологии JIT). В странах с развитой рыночной экономикой имеют место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: - Увеличение объемов перевозок грузов повышенной стоимости АТ и ВТ с одновременным сокращением и передачей на другие виды транспорта перевозок малоценных грузов. - Увеличение средних расстояний доставки и рост доли международных перевозок. - Повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей цепи поставок. - Рост объемов перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях. - Переход на аутсорсинг транспортного обслуживания; - Уменьшение объемов перевозок АТ массовых навалочных грузов и увеличение объемов перевозок штучных грузов в контейнерах и на поддонах. - Повышение коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава. - Увеличение объемов перевозок грузов специализированным подвижным составом. - Преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.
КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В настоящее время большое значение приобретают вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые тесно связаны с проблемой сервиса и качества услуг. Качество – совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг является дорогим удовольствием. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения (договора) влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Основные параметры качества транспортного обслуживания потребителей: 1. Время от получения заказа на перевозку до момента доставки (время выполнения заказа, время логистического цикла). 2. Надежность и возможность доставки по требованию. 3. Полнота выполнения заказов. 4. Удобство размещения и подтверждения заказов. 5. Возможность и эффективность переработки и хранения грузов на складах перевозчика. 6. Сохранность грузов в процессе доставки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок. 7. Объективность тарифов и регулярность информации о них. 8. Возможность предоставления кредитов (отсрочки/рассрочки платежа).
Выбор оптимального уровня обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Выявлено, что начиная с 70% и выше, затраты на обслуживание растут пропорционально уровню обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания с 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%. Для выявления рационального уровня обслуживания производят сопоставления расходов, доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирма достигает наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате находят некоторый оптимум уровня обслуживания.
где: n – количество услуг.
Рис. 1 Выявление рационального уровня обслуживания
С увеличением уровня обслуживания растут расходы по нему (2), но уменьшаются потери доходов от снижения уровня обслуживания (3). Линия (1) получается суммированием координат линий (2) и (3), минимальная точка данной линии соответствует оптимальному уровню обслуживания (nопт). В связи со значительными трудностями поиска и практической реализации оптимального уровня обслуживания предприятия, предоставляющие услуги, и их клиентура ориентируются на рациональное, «достаточное хорошее» решение (заштрихованная область на графике). Сервис оценивается показателем «уровень обслуживания»
где n – фактическое количество оказанных услуг; N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано; ti – время на выполнение i-той услуги. Приведем пример оценки качества системы доставки товара.
Рис. 2 Оценка качества системы доставки товара
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 4730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |