КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Образование СоветскогоПлан План
1. Крестьянская реформа 1861 г. 2. Реформы государственного механизма (земская, городская, судебная, военная), произошедшие в 1860-1870 гг. XIX в. 3. Реакционные «контрреформы» 1880-1890 гг. XIX в. 4. Влияние I русской революции на изменения в общественном и государственном строе.
Изучение данной темы следует начать с того, что смерть императора Николая I - это конечный рубеж целого периода нашей истории. Объективные причины привели к началу модернизации страны. В первом вопросе необходимо изучить информацию о главной реформе того периода – отмене крепостного права. В годовщину вступления на престол 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал знаменитый «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей и об устройстве их быта» и утвердил «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. В этой связи под влиянием разных местных условий и приходилось определять размеры крестьянского полевого надела особо для каждой «полосы» государства (нечерноземной, черноземной и степной) и для отдельных губерний, уездов. Система выплат была четко определена. Однако результаты реформы были не однозначны. В рамках второго вопроса темы необходимо рассмотреть особенности судебной реформы 1864 г, которая была наиболее последовательной из реформ: прежний сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Указом от 20 ноября 1864 г. были объявлены судебные уставы - уставы, вводившие новые принципы судопроизводства и судоустройства. Судебные уставы состояли из четырех законодательных актов: Учреждения судебных установлений, Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местнымотносились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим - окружные суды, учрежденные для нескольких уездов, судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Третий вопрос предполагает выявление особенностей земской и городской реформ. Так, 8 марта 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них. Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства. Также 16 июня 1870 г. утвердили Городское положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Избирательное право хотя и не основывалось на сословности, но имущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решающее значение. Начало военных реформ относится к 1861 г., когда военным министром стал генерал Д.А. Милютин. В августе 1864 г. страна была разбита на военные округа. Во главе округа стоял главный начальник, он же - командующий войсками. Ему подчинялись все войска и военные учреждения на территории округа. А с 1874 г. рекрутские наборы были отменены и устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола, достигших 21 года, независимо от сословий. Вооруженные силы делились на постоянные войска и государственное ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет. Начало финансовых реформ относят к 1862 г., а конец - к 1868. Финансовые реформы заключались, прежде всего, в централизации финансового хозяйства в руках Министерства финансов и финансировании всех государственных расходов через Министерство финансов. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов и утверждался Государственным советом. Пятый вопрос предполагает отражение характеристики контрреформ 1880 - 1890-х гг. XIX в., к которым относятся: введение института земских участковых начальников, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г., «Городовое положение» 1892 г., «Положение об охране государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 г., создание Особого совещания при министре внутренних дел как органа внесудебной расправы, закон о военном положении 1892 г. При этом студенту необходимо более подробно остановиться на земской и судебной контрреформах, так как они были самыми значительными. В частности, надо иметь в виду, что в 1889 г. ликвидируется мировая юстиция. Вместо упраздненного мирового суда вводится институт участковых земских начальников. Земские начальники, назначавшиеся министром внутренних дел из числа дворян, пользовались административными и судебными полномочиями в отношении крестьян. Было также осуществлено резкое сужение компетенции суда присяжных, существенно ограничены гласность, состязательность, право на защиту. Необходимо также отметить, что новое положение о земских учреждениях 1890 г. фактически лишило крестьян избирательных прав по выборам в уездные собрания. В шестом вопросе необходимо раскрыть влияние I русской революции на изменения в общественном и государственном строе. А именно правовой статус основных социальных групп российского общества, формирование буржуазии и рабочего класса, основные государственные преобразования: Манифест от 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Думу, а также Закон о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г., образование политических партий, их программы по важнейшим государственным вопросам. Следует обратить внимание на полномочия Государственной Думы, ее превращение из законосовещательного в законодательный орган. Реорганизация Государственного совета и учреждение Совета министров. Взаимоотношения Государственной Думы и Государственного совета. Манифест от 17 октября 1905 г. и «Основные государственные законы Российской империи 1906 г.- первая «российская конституция». Ограничение абсолютной власти императора. Права и обязанности российских подданных по основным законам Российской империи. ТЕМА 9. ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ТЮРЕМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЦАРСКОЙ РОССИИ. 1. Возникновение «регулярной» полиции в России в XVIII в. и ее развитие в первой половине XIX в. 2. Основные изменения в деятельности политической и общей полиции во второй половине XIX в. 3. Развитие русской полиции в начале XX в. (до октября 1917 г.). 4. Тюремные учреждения царской России. Как известно, в государствах полиция представляет собой систему государственных органов и подчиненных им отрядов вооруженных людей, осуществляющих в интересах господствующего класса охрану установленного в государстве общественного порядка и действующих методами прямого принуждения. В русском государстве в течение нескольких веков полицейские функции осуществлялись различными государственными органами. Анализируя информацию по первому вопросу, студенту необходимо перечислить особенности полиции и тюремных учреждений России в период феодализма. В первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII вв.), а затем в Киевском государстве (IX-XII вв.) права и интересы феодалов охранялись главным образом при помощи войска - княжеской дружины и дружин крупных феодалов, которые в случае необходимости выполняли и полицейские функции. По мере развития феодального общества полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации. Так, Русская правда упоминает о мечниках и вирниках, осуществлявших исполнение судебных приговоров путем взыскания с осужденных штрафов – вир, продаж, а также судебных пошлин. В дальнейшем сеть органов, выполняющих функции полиции, расширяется. В конце XVII в. возникает Преображенский приказ - как орган, управлявший Преображенским и Семеновским потешными полками. Затем Преображенскому приказу было предоставлено исключительное право следствия и суда по политическим делам, «которые в государственных делах, а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного порядка в Москве. В 1718 г. в связи с расследованием дела о побеге за границу сына Петра царевича Алексея была создана Тайная канцелярия. Компетенция Тайной канцелярии по существу ничем не отличалась от компетенции Преображенского приказа. Во второй половине ХVIII в. функции политической полиции В начале XVIII в. в России наряду с органами политической полиции возникает обще-уголовная полиция. Ее задачи определялись Регламентом Главному Магистрату, изданным в 1721 г.Изданный в 1782 г. Устав благочиния вносил ряд изменений в организацию полиции в городах. По Уставу благочиния в городах создавались Управы благочиния - полицейские органы. В столицах они возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах – городничими. Новым витком в развитии полицейских органов стало событие 14 декабря 1825 г. Особым царским указом от 3 июля 1826 г. было создано третье отделение императорской канцелярии, основной задачей которого являлось «охранение устоев русской государственной жизни», которое было поставлено под личный надзор императора и получило широкие права. Для выполнения возложенных на него задач третьему отделению был придан жандармский корпус. Главный начальник отделения занимал одновременно пост шефа корпуса жандармов. При рассмотрении второго вопроса нужно выяснить особенности развития полиции России в период капитализма. Реорганизация полиции в 1860—1880-е гг. проводилась по следующим направлениям: 1) назначение полицейских чиновников от правительства; 2) соединение городской полиции с уездной; 3) отделение от полиции частей следственной, судебной, хозяйственной. Чтобы добиться роста численности полиции и обеспечить ее надежными кадрами, правительство увеличило денежное содержание полицейским, установило для них повышенные пенсии, ввело медали за выслугу лет. К концу ХIХ в. повсеместно упраздняются Управы благочиния. Они заменяются канцеляриями обер-полицмейстеров (градоначальников), полицейскими управлениями. Как и прежде, города подразделялись на части во главе с частными приставами. Части в свою очередь делились на участки и околотки во главе с участковыми и околоточными надзирателями. В составе Министерства внутренних дел был образован департамент полиции. Ему были переданы дела третьего отделения и департаментов государственной и исполнительной полиции. Шефом корпуса жандармов становится министр внутренних дел. Таким образом, Департамент полиции сосредоточил в своих руках управление всеми полицейскими органами, что означало завершение централизации всего полицейского аппарата России. В целях усиления борьбы с революционным движением одновременно с расширением сети жандармских органов происходит изменение форм и методов их деятельности. В ведение жандармерии переходит следствие по политическим делам, ранее находившееся в руках судебных следователей. При канцеляриях обер-полицмейстеров Москвы и Петербурга и градоначальника Варшавы возникают «Отделения по охране общественной безопасности и порядка». Процессе реформирования полиции в начале XX в. необходимо раскрыть в рамках третьего вопроса. Так с начала XX в. охранные отделения получили широкое распространение, особенно активизировались они накануне и в период революции 1905-1907 гг. Изданным в феврале 1907 г.специальным «Положением об охранных отделениях» устанавливалось, что они занимаются негласным расследованием «по делам о государственных преступлениях». Каждое охранное отделение имело свою агентуру наблюдений - так называемых филеров и негласных агентов. Для борьбы с крестьянским движением наряду с имевшимся в сельской местности аппаратом исправников, становых приставов, урядников и сельской стражи в апреле 1905 г. были созданы временные уездные комиссии. При рассмотрении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на то, что в Русском государстве тюрьма как средство наказания преступников появляется довольно рано. Уже в правовых актах XII—XIII вв. говорится о заключении в погреба или порубы, сопровождавшиеся заковыванием преступника в кандалы. Управление тюремной системой в Русском государстве в XVII веке было децентрализовано. Тюрьмы находились в ведомстве Стрелецкого, Земского, Разбойного и некоторых других приказов. На местах тюрьмами управляли воеводы и губные старосты. Тюрьмы подразделялись на постоянные и временные. В первой половине XIX в. в качестве политических тюрем вРоссии продолжали сохраняться Петропавловская и Шлиссельбургская крепости. В этот период помимо государственных тюрем существовали монастырские, долговые тюрьмы. Положение тюрем в России, как и прежде, оставалось чрезвычайно бедственным Реформы 1860-х гг. мало отразились на состоянии мест заключения. Ни внутренний распорядок, ни режим и тюрьмах не изменились. Централизация управления местами заключения была осуществлена лишь в 1879 г., когда в составе Министерства внутренних дел было создано Главное тюремное управление. В 1895 г. оно было включено в состав Министерства юстиции и просуществовало до свержения царизма. Местными органами Главного тюремного управления являлись учрежденные в 1890 г.губернские тюремные инспекции. В 1870-е гг. стали создаваться крупные тюрьмы, находившиеся в центральном подчинении (то есть в подчинении Главного тюремного управления), - централы. Главное тюремное управление за время своего существования издало несколько сот различных циркуляров и подготовило множество других нормативных актов. Однако вопросам режима в местах заключения в этих актах отведено незначительное место. В подобном положении тюрьмы России находились вплоть до свержения царизма в феврале 1917 г.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |