КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы. 2 страница
Трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем (атомов, планет и т.п.). Можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру. Возможны материальные образования с многомерным пространством, со временем, текущем либо в обратном нашему направлению, либо текущем в двух направлениях. Идея неисчерпаемого многообразия мира методологически не исключает обнаружения миров с пространственно-временными свойствами, не представляемыми наглядно. Следует отметить, что каждый уровень структурной организации материи обладает своей пространственно-временной структурой. Например, для биологического пространства-времени характерна пространственная ассиметрия, т.е. неравенство «левого» и «правого» в группировках атомов, что несвойственно для неживой природы. Здесь различают три шкалы времени: филогенез, онтогенез и конкретная ситуация, а также «биологические часы», жизненные ритмы. Социальное пространство функционально расчленено на ряд подпространств, характер и взаимосвязь которых исторически меняются по мере развития общества. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно замедляется или ускоряется по мере характера жизнедеятельности людей. Пространство-время индивидуального бытия человека определяется конкретной значимостью для него событий.
18. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития. Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность. Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический. И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением. Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия. Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие закона диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания отрицания.
19. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ. Проблема генезиса сознания систематически разрабатывалась в рамках социокультурного подхода, и прежде всего, в марксистской философии. Сознание здесь определяется как высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание представлено как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. В рамках данного подхода выделяют четыре аспекта сущности сознания: онтологический, гносеологический, исторический и праксеологический. Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного мозга, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга. Гносеологический аспект утверждает, что сознание – субъективный образ объективной реальности. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения. Исторический аспект утверждает, что сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Праксиологический аспект утверждает, что формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику. Сознание – это высшая форма отражения.Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы возникновения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня структурной организации ее. В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика. На уровне психики, присущей высшим живым организмам, под влиянием различных факторов, таких как природно-биологического, так и социального характера, сформировалось сознание как высшая форма психического отражения мира в идеальных образах.
Появлению сознания человека уже предшествовала: 1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков; 3) стадная форма обитания животных; 4) звуковая сигнализация для передачи информации. Сравнительный анализ антропологических артефактов выявил зависимость между усложнением предметно-орудийной деятельностью предков человека и увеличением объема мозга, что привело исследователей к выводу о роли коллективного труда в формировании сознания человека.
. Биологическая эволюция создает предпосылки перехода к труду как предметно-практической деятельности, основанной на производстве и систематическом применении орудий труда. Но труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, сложная система взаимоотношений, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее. Во-первых, коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию. Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. В-третьих, возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. Как следствие, развивается и совершенствуется психика, формируются способности образования понятий, логического мышления, рационального постижения мира с помощью абстрактно-логических средств. Развитие трудовой деятельности, историческое разделение труда порождают мораль, искусство, религию, науку, формируют социальные программы поведения человека, приводят к культуре как сфере специфически человеческой жизнедеятельности.
20. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ. Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей. В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения. В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания. Функциональный подход сформировался в трудах материалистов-метафизиков XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Ламетри, Гольбах) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. В рамках этого подхода разрабатывалась психофизиологическая обусловленность сознания, зависимость его от телесной организации человека и внешней среды. Крайней формой функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат – мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания. Социокультурный подход первоначально был разработан в немецкой классической философии, где сознание рассматривалось как обусловленная универсалиями культуры индивидуальная способность мышления, представления и воли (Кант). Либо как дух, обусловленный историческими формами общественной жизни (Гегель). Еще один вариант этого подхода был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей. Постклассическая философия предлагает различные программы исследования сознания, заданные главным образом экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традициями. В рамках первой традиции возникает интенционалистская программа исследования сознания. Сторонники этой программы отказываются от традиционного “субъект-объектного” объяснения сознания и обращаются к анализу интенциональности как направленности сознания на объект (предмет, явление, процесс) и способов данности объекта посредством актов и операций субъекта. Иначе говоря, интенциональная программа направлена не на объяснение сознания, а на обнаружение условий и возможностей осуществления сознательных процессов. Психоаналитическая традиция создает кондиционалистскую программу (conditio – условие), которая ориентируется на обнаружение скрытых факторов телесной и психической организации человека, а также анализ социальной среды и культуры, которые обуславливают поведение человека и влияют на его сознание, хотя и не присутствуют в нем (у Фрейда, Юнга, Фромма – персональное и коллективное бессознательное). В структурализме (Фуко) и философской герменевтике (Гадамер) проблема существования сознания решается на основе анализа структур языка, механизмов продуцирования и трансляции безадресных сообщений по каналам коммуникации. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ:
Развитие психологии, физиологии высшей нервной деятельности, медицины позволило обнаружить наиболее существенные структурные элементы сознания: интеллект, эмоции, волю, внимание, память. Под интеллектом обычно понимают способность к мышлению и познани на основе понятий. Важную роль в структуре сознания выполняют эмоции. Эмоциональные процессы отражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру, к другим людям и к самому себе. Природа эмоций амбивалентная: они одновременно выступают и как познавательно-информационное средство, и как инструмент оценки. Воля обеспечивает регуляцию человеческой жизнедеятельности и преодоление препятствий на пути достижения целей. Воля придает человеку способность и готовность действовать, порождает настойчивость в достижении целей. Память, как фактор сознания, позволяет человеку сохранять и воспроизводить свой жизненный опыт, связывать себя со своими предшественниками, включаться в культуросозидательный процесс. Но память нельзя интерпретировать как обращение к прошлому. Память – это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего. Память придает сознанию единство и целостность. Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека. В этом широком значение сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека. Познавательная функция проявляется в способности человека добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе. Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия. Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.
21. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. Проблема сущности и бытия человека – одна из ключевых проблем философии. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе. Все философские концепции человека можно разделить на две части: объективистские и субъективистские. В концепциях первой части человек. Способ его существования и жизненное предназначение обусловлены внешним миром и познаются через него. Иначе говоря, объективисты идут от мира к человеку, при этом человек рассматривается как существо, зависимое от объективных сфер космоса, космической разумности, божественной воли, исторической необходимости. В теориях другой части человек предстает как существо автономное, а его постижение – это, прежде всего, самопостижение, которое одновременно является и условием постижения мира. Путь здесь противоположный объективистскому: от человека к миру во имя человека. К объективистам принадлежали Демокрит, Платон, Фома Аквинский, французские просветители-материалисты, Гегель, Маркс. К субъективистам относятся софисты, Беркли, Кант, экзистенциалисты, персоналисты. Первоначальные представления о человеке формируются значительно раньше, чем рождается религия, а тем более философия. Древняя мифология не расчленяет мир: природа, человек и бог в мифологическом сознании слиты вредино. В этом сознании человек не рассматривается в качестве самостоятельного существа, человек и космос здесь едины. Вопрос о происхождении мира является одновременно и вопросом о происхождении человека. Космос – это прообраз, человек же выступает как его несовершенное отражение. Что есть в космосе, то есть и в человеке, а человеческое присутствует в космосе. В мифологическом сознании космос человечен, а человек космичен. Между космосом и человеком нет посредников, связи между ними прямые и непосредственные. Человек – это “микрокосм”мир же – “макрокосм”.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |