Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура России первой половины XIX в




Россия при Николае I. Общественное движение 30-50-х гг. Крымская война (1853-1856).

Движение декабристов

ТЕМА V. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

1. Александр I: трагедия реформатора

Методические рекомендации

1. Необходимо сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер, рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского. Необходимо показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; сформировать представление о силах и планах сторон, характере Отечественной войны 1812 г., её основных этапах, следует показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.

Вспомним, что Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчет Нового времени. Обычно историки разделяют Новое время на два периода. Начальный – середина XVII – последняя треть XVIII в. Второй период закончился к 1870 году. Следует подчеркнуть, что первая половина XIX века развивается под знаком так называемой двойной революции – французской политической и английской промышленной. Двойная революция привела к установлению нового индустриального общества.

Что касается политических процессов, то следует заметить, что французская революция конца XVIII века завершилась военной диктатурой Наполеона. Революция «умерла» в империи. Но империя, в сущности, закрепила ее достижения. Наполеоновские войны (1797 – 1815 гг.) составили целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента.

Охарактеризуйте расширение территории и рост населения Российской империи в первой половине XIX в. Чем, на ваш взгляд, Россия территориально и демографически отличалась от других стран? Охарактеризуйте сословный и социальный состав населения России изучаемого периода.

Анализируя экономическое развитие, следует отметить, что для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Обновление – расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности – сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внешнеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники.

В первой половине XIX в. выявилось быстрое отставание российской промышленности от западной. В 30-40-е годы XIX в., позднее, чем в Западной Европе, в России начался промышленные переворот, переход от мануфактуры к фабрике. С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих. Постепенно складывались династии российской буржуазии.

Назовите новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половины XIX в. Какие характерные черты были присущи российской буржуазии?

12 марта в результате переворота на российский престол вступил Александр I (1801 - 1825). Приход к власти старшего сына Павла I – Александра I означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Легарп, республиканец и демократ по убеждениям. Как в первые годы правления Александра I проявились личные качества Александра I, особенности его воспитания? Какие этапы внутренней политики выявляются в годы правления Александра I? Охарактеризуйте первый период в деятельности вступившего на престол Александра I.

Отметим, что Александр I вернулся к принципам просвещенного абсолютизма, ограничив попечительные элементы во внутренней политике, сделав ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования. Он высказывался за конституционную монархию и ограничение крепостничества. Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль играл «Негласный комитет» либералов – единомышленников Александра I. Какова направленность в работе Негласного комитета? Каково значение указа о «Вольных хлебопашцах» (1803 г.)? Проанализируйте мероприятия правительства в области просвещения.

Большую роль в подготовке преобразований в области государственного устройства сыграл выдающийся чиновник-разночинец М.М. Сперанский (1772 - 1839). Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал в 1807 г. статс-секретарем и ближайшим советником императора. Дайте оценку деятельности М.М. Сперанского (1772 – 1839 гг.) по модернизации государственной машины Российской империи. Какие проекты крупномасштабных реформ разрабатывались в 1801 – 1812 гг.? Какие из них были реализованы?

Далее отметим, что реформистские планы Александра I нарушила война с Францией. Чем определялась внешняя ситуация в Европе в начале XIX в.? С чем связан противоречивый характер внешней политики России в начале XIXв.? Поясните невыгодность Тильзитского мира для России. В чем заключались причины Отечественной войны 1812 года? Покажите особенности франко-русских противоречий, подготовку войны, соотношение сил и планы сторон. Далее обратите внимание на характер войны и, вследствие этого, на массовое народное движение в защиту Отечества.

Выделите и охарактеризуйте основные этапы войны. Почему Россия выиграла войну с Францией? В чем состоит значение Отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России? Каковы итоги заграничного похода русской армии?

Следует подчеркнуть, что внешнеполитическое могущество России достигло апогея: разбив наполеоновскую, т.е. революционную в своей основе, армию, она превратилась в основного гаранта Венской международной системы. В чем заключались решения Венского конгресса?

Отметим, что важнейшим событием послевоенной истории стало дарование в 1815 г. императором Конституции Царству Польскому и отмена крепостного права в 1816 – 1819 гг. на территории Прибалтики. Подумайте, почему же Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно? Какие причины обусловили усиление реакционных черт в политике Александра I к концу первой четверти XIX в.?

 

2. Необходимо показать причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.; на примере восстания декабристов показать нали­чие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ; оценить историческое значение восстания декабристов.

Следует отметить, что история декабризма начинается с 1810 – 1811 гг., когда в гвардейских полках стали возникать офицерские артели. Что они собой представляли? Почему декабристы с полным основание называли себя «детьми 1812 года»? В чем заключались причины возникновения тайных обществ?

Говоря о первых тайных обществах – Союзе спасения и Союзе благоденствия, необходимо раскрыть идеологию декабризма. Важно подчеркнуть утопичность проектов декабристов, поскольку для осуществления радикальных реформ в России еще не было социальной силы.

Единственной силой, которая могла в принципе рискнуть пойти на реформы, было самодержавие. Но для декабристов оно было не союзником, а противником. (Сам же император старался не обращать на революционеров внимания).

Далее необходимо отметить, что распад Союза Благоденствия и образование в 1821 – 1822 гг. Южного и Северного обществ углубил противоречие между радикальными и умеренными декабристами. Каковы политические цели и программы Северного и Южного тайных обществ?

Важно уяснить, почему неожиданная смерть Александра I на 48-м году жизни в Таганроге в середине ноября 1825 г. повлекла обострение политической ситуации в столице, и как изменились в связи с этим планы декабристов. Объясните неудачу их выступления 14 декабря 1825 г., каковы были его последствия и в чем значение декабристского движения?

 

3. Следует выявить особенности внутренней политики Николая I, ее основные направления.

Необходимо оценить международное положение России в указанные годы, показать истоки кризиса в отноше­ниях между Россией и ведущими странами Запада в эти годы. Следует раскрыть причины и характер Крымской войны; показать ее основные этапы.

Необходимо показать исторические причины активизации общественного движения в 30 –50-е гг. XIX в. и его особенности.

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Время его правления «стало апогеем самодержавия», периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Охарактеризуйте взгляды Николая I. Сравните их со взглядами Александра I.

В чем проявилось усиление бюрократических тенденций в государственном устройстве и управлении, во второй четверти XIX в.? Какое влияние на их развитие оказали особенности политической системы Николая I? Сравните отношения и конкретные дела Александра I и Николая I в крестьянском вопросе.

Поражение декабристов и усиление полицейско–репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Во второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Поясним, что консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Особое звучание эти идеи приобрели после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. Каким образом Н.М. Карамзин в начале XIX в. обосновал необходимость сохранения «мудрого самодержавия»?

Раскройте содержание теории официальной народности (лозунг самодержавия, православия и народности), сформулированной в 1832 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым. О чем говорит сам факт ее появления в «Философических письмах»? Почему идеи, высказанные П.Я.Чаадаевым вызвали большой общественный резонанс?

Подчеркнем, что жаркие дискуссии, разгоревшиеся вокруг философско – исторических выводов Чаадаева, способствовали кристаллизации двух внутренне неоднородных течений, западников и славянофилов.

В чем суть противоречий славянофилов и западников? Их называли «друзья – враги». Как вы это понимаете? Как понимали проблему исторической самобытности России:

1) П.Я.Чаадаев;

2) Славянофилы;

3) Западники?

Как Вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России?

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально- реформистского направления в общественном движении. Обратите внимание на зарождение революционно – демократической идеологии, на своеобразие идей утопического социализма в России, на нигилистические элементы в мировоззрении революционных демократов. В начале 50-х гг. А.И. Герцен выдвинул теорию «русского» или общинного социализма. В чем смысл этой теории?

Характеризуя внешнюю политику Николая I следует отметить, что она сохранила прежние ориентиры: поддержание стабильного порядка в Европе и экспансия на Востоке.

В результате войн с Ираком и Турцией было завершено присоединение Закавказья к России. В связи с этим неизбежным становилось подчинение России Кавказа. Наступление России на горный Кавказ вызвало к жизни сепаратистское движение горцев – мусульман. Каким образом было завершено присоединение Кавказа к России? Проанализируйте международное положение России в середине XIX в. Объясните почему Россию называли в это время «жандармом Европы». Подумайте, каковы причины Крымской войны 1853-1856 гг.? Определите ее характер. Выделите основные события Крымской войны. Почему Россия потерпела поражение в этой войне? Можно ли было его избежать?

Следует подчеркнуть, что именно поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

 

4.Необходимо выявить роль и значение образования в ходе реформ; показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку; доказать, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры.

Необычный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком», если в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень, но и часто опережала.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

Что явилось причинами культурного подъема начала XIX в.? Можно ли говорить о том, что культурный подъем начала XIX в. во многом определялся предшествующим культурным развитием России? Чем характеризуется политика «просвещенного абсолютизма» в области культуры?

В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Какое развитие получила система образования? Выявите ее сословный характер.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М.В Ломоносова остались неизвестными в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Перечислите основные достижения российской науки в рассматриваемый период.

Складывание России как великой евроазиатской державы,ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Покажите достижения путешественников И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Значительными были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание Н.М. Карамзиным 12-ти томной «Истории государства российского». Этот труд стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом.

Отметим, что именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы.

Назовите самые значительные, на Ваш взгляд, достижения в области архитектуры и живописи первой половины XIX в. Обратите внимание на новые явления в музыке и театре, на развитие культуры народов России.

И в заключении, подчеркнем, что в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирование национальной культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ V:

1. Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 года //Отечественная история, 1993, № 2.

2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII в. - первой половине XIX в.: История. Историк. Документ. М, 1994.

3. Блиев М.М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994.

4. Боханов А.Н. А.С. Пушкин и национально-государственная самоидентификация России. // Отечественная история.2002. №5.

5. Виноградов В.П. Николай I в «Крымской ловушке» // Новая и новейшая история, 1992, №4.

6. Вернадский Г. Два лика декабризма // Свободная мысль, 1993, № 5.

7. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. Л.. 1989.

8. Государственные деятели России XIX - начала XX в.. Биографический справочник. М., 1995.

9. Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX вв. М., 1997.

10. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: История географических открытий. М., 1988.

11. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. М., 1985.

12. Земцов В.Н. «Французское» Бородино (французская историография Бородинского сражения) // Отечественная история. 2002.№6.

13. Ильин П.В. – Новое об истории декабристского движения (по страницам неизвестной рукописи записок С.П. Трубецкого).//Отечественная история. 2003. №6.

14. Иосифова Б. Декабристы. М., 1989.

15. Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I. // Новая и новейшая история. 2001. №1,2.

16. Киянская О.И. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин. // Отечественная история. 2001. №6.

17. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1986.

18. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. M., 1996.

19. Очерки русской культуры XIX века. М., 1998.-Т.1.

20. Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. M., 1998.

21. Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX в. М.,1997.

22. Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России. М., 1992.

23. Российские самодержцы (1801 – 1917). М., 1994.

24. Спаситель отечества. Кутузов – без хрестоматийного глянца. // Родина. 1995.№9.

25. Тарле ЕВ. Наполеон. Любое издание

26. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. М., 1991.

27. Троицкий Н.А. 1812 Великий год России. М., 1988.

28. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

29. Федотов В.А. Александр I / Вопросы истории. 1990. №1.

30. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. M., 1986.

31. Черняк Е.Б. История XIX в.: проблемы и размышления // Новая и новейшая история. 1991.№1.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.