Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы, воздействующие на преступность




Цели воздействия на преступность

 

Цель - идеальная модель (характеристика) того или иного феномена. Рациональные цели разрушающего воздействия на преступность находят­ся в диапазоне между полным уничтожением преступности и уменьшением темпов ее роста, улучшением структуры.

Теоретически в качестве цели воздействия на преступность можно модели­ровать любые параметры криминального феномена. В политической деятель­ности обычно в качестве целей рассматривают преодоление неких пороговых параметров преступности (когда количественные изменения трансформиру­ются в ощутимые качественные перемены). Такими пороговыми параметрами преступности являются:

- социально неприемлемый уровень преступности (вызывающий соци­альный кризис, смещение государственных руководителей, революционный переворот, утрату государственной самостоятельности);

- рациональный уровень (не подрывающий государственной и общест­венной стабильности, обеспечивающий нормальное функционирование со­циального организма в целом и отдельных областей социальной жизни);


- социально приемлемые параметры (когда люди субъективно перестают воспринимать преступность как закономерность - перестают пользоваться замками, устанавливают стеклянные входные двери, не боятся ночных улиц, отпускают детей из дому одних, верят честному слову и т.п.);

- практически полное искоренение преступности.

Применительно к политическим деятелям целесообразно выделять декла­рируемые цели и цели, к достижению которых реально стремятся. Цели мо­гут выражать осознанные потребности общества, а могут лишь выполнять функцию инструмента политической борьбы. Для завоевания политического авторитета могут декларироваться самые радужные цели (например, больше­вики в 1917 году гарантировали полное уничтожение преступности, анало­гичные обещания давали в ходе предвыборной кампании многие претенден­ты на пост президента Чечни в 1996 году). Реально же задачи политиков, пришедших к власти, редко выходят за рамки преодоления первого порога: избавление общества от кризисного состояния преступности и удержание криминала от скатывания к этому уровню.

 

 

Совокупность субъектов, воздействующих на преступность различными способами, образует социальную систему антикриминального воздействия. В каждой стране в силу различных обстоятельств (культурных традиций, эко­номических возможностей, политических режимов и господствующей идео­логии) формируется национальная система воздействия на преступность. Ан­тикриминальные системы в разных государствах весьма различны, но в то же время, они имеют и общие черты, что позволяет выделять среди них опреде­ленные типы.

По результатам воздействия на преступность выделяют оптимальные, удовлетворительные и неудовлетворительные системы.

Оптимальная система позволяет в практике разрушающего воздействия на преступность реализовать весь антикриминальный потенциал общества. Критерием удовлетворительности системы является ее способность стабили­зировать криминал на социально терпимом уровне. Если антикриминальная система не способна ни на первое, ни на второе, ее следует признать неудов­летворительной.

По характеру воздействия можно выделить следующие типы систем:

- культурно-традиционная, в которой доминируют относительно мягкие меры воздействия на преступность, основанные на сохранении и развитии здоровых национальных культурных традиций (наиболее яркими представи­телями этого типа являются Швейцария и Япония);

- теократические или религиозные, в которых доминируют достаточно жесткие меры религиозного контроля, в том числе и религиозная каратель­ная практика (такие системы функционируют в Иране, Саудовской Аравии и ряде других исламских государств);

- идеократические, основанные на жестком идеологическом прессинге, который с определенной долей условности можно назвать идеологическим насилием (ярким представителем такой системы является Северная Корея, в значительной мере эта система еще сохранилась и в Китае);

- полицейские, основной акцент в которых делается на пресечение пре­ступлений и развитие полицейских сил (такая система функционирует, на­пример, в США).

Культурно-традиционалистский тип относится к числу наиболее эффек­тивных систем. Есть немало оснований считать систему воздействия на пре­ступность в Японии и Швейцарии приближающейся к оптимуму.

Исследования криминологов показали, что к числу причин, препятству­ющих росту преступности в Швейцарии, относятся:

- медленные процессы урбанизации (в этой стране нет городов с милли­онным населением);

- децентрализация промышленности и отсутствие крупных промышлен­ных центров с сопутствующими трущобами и нищетой;

- низкая мобильность населения, преобладание коренных жителей (тех, у кого несколько поколений прожили в одном месте) с устоявшимися тради­циями поведения и социального контроля;

- высокое чувство гражданской ответственности у населения за социаль­ные процессы, происходящие в стране, в том числе и за преступность (швей­царцами владеет глубоко укоренившаяся в общественном сознании вера в необходимость взаимной помощи и солидарности. Среди местных жителей распространена поговорка: в Швейцарии каждый сам себе полицейский);

- децентрализация полиции и ориентация ее на интересы общины;

- отсутствие чрезвычайных реакций на преступления (лишь незначитель­ное число правонарушителей берется под стражу, альтернативой лишения свободы очень часто является условное осуждение - 2/3 приговоров к лише­нию свободы швейцарские суды выносят условно);

- замужние женщины в Швейцарии меньше всех в мире заняты професси­ональным трудом, отсюда крайне низкий уровень преступности среди молоде­жи (возрастные группы до 18 лет практически не поражены преступностью);

- школьное воспитание исключает вседозволенность, содержит много за­претов, учитель имеет очень высокий социальный и экономический статус.*

* См.: Шнайдер Г. Криминология. М., 1994. С. 36-37.

 

К этому можно добавить, что среди молодежи в Швейцарии нет безрабо­тицы и семейное воспитание в стране, где велика роль сельской общины, весьма патриархально.*

* См.: Преступность в Швейцарии // Проблемы преступности в капиталистических стра­нах 1979. № 8 С.4.


 

Японская система воздействия на преступность более специфична, одна­ко ее анализ также представляет несомненный практический интерес. Глав­ными в ней являются фундаментальные факторы:

- традиционная послушность японцев, готовность подчиняться, строго придерживаться установленных правил поведения. Для них характерно бла­гоговение перед иерархичностью жизни;

- низкий уровень разводов (на тысячу браков приходится один развод);

- традиционная общинность и семья из нескольких поколений;

- мононациональность страны и монорелигиозность;

- система пожизненного найма в японских фирмах;

- уровень безработицы в стране низок, разрыв между богатыми и бедны­ми незначителен, людям гарантированы равные права в получении работы и обеспечении социального статуса;

- огнестрельное оружие и наркотические вещества находятся под стро­гим контролем.*

* См.: Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 95.


 

Идеократические и теократические системы достаточно эффективны в плане воздействия на преступность, но они нередко оказываются тормозом общественного развития. Полицейские системы недостаточно эффективны и дорогостоящи.

Отнесение антикриминальной системы того или иного государства к опре­деленному типу имеет некоторую условность, поскольку в классическом про­явлении они сохраняются лишь определенный период. Например, в 80-х годах в США и Англии системы воздействия на преступность были классическими полицейскими. Поскольку практика доказала их низкую эффективность, они стали трансформироваться, и сейчас значительное место в них занимают иде­ологические меры, а также развитие здоровых культурных традиций.

В нашей стране в 30-х - 50-х годах система воздействия на преступность была в значительной мере идеократической. В 70-х - 80-х годах к основным элементам системы воздействия на преступность в СССР относились:

- мощнейшее идеологическое воздействие;

- относительное социальное равенство (как реальное, так и мнимое - ос­нованное на блокировании информации об образе жизни высокопоставлен­ных лиц);

- относительно низкие стандарты потребления у основной массы населе­ния как результат соответствующего идеологического воздействия (образ жизни в странах с высокими стандартами потребления подвергался основа­тельной критике, что вызывало у большинства советских людей по отноше­нию, например, к американцам не зависть, а сочувствие);

- жесткая система наказаний, в том числе и уголовных;

- создание средствами массовой информации правоохранительным орга­нам имиджа высокоэффективных;

- подавление межнациональных противоречий (как мягкими идеологи­ческими мерами, так и жесткими, силовыми);

- значительная активность общественности в воспитании подрастающего поколения, профилактике преступлений, предупреждении рецидива;

- достаточно эффективная система воспитания (в школах, общественных организациях, центрах досуга), относительно развитая система педагогичес­кого просвещения родителей.

Сегодня идеологическая компонента в нашей социальной системе прак­тически отсутствует, основной акцент все больше и больше делается на поли­цейские меры. Одной из актуальных задач совершенствования антикрими­нальной практики в России является гармонизация системы воздействия на преступность с использованием положительного отечественного и зарубеж­ного опыта.

Гармоничная система должна решать ряд задач:

- устранение у людей желания совершить преступление;

- лишение возможности реализовать мотивы преступного поведения;

- пресечение преступлений на ранних стадиях.

Устранение желания совершить преступление - наиболее перспективное направление воздействия. Основой этого воздействия должен быть не идео­логический прессинг, а обеспечение удовлетворенности людей, развитие по­зитивных национальных традиций. Конечно, без идеологических мер сфор­мировать гармоничную систему воздействия на преступность не удалось ни в одной стране мира, важно лишь, чтобы идеологическое воздействие не транс­формировалось в идеологическое насилие.


 

ГЛАВА IX. Онтология воздействия на преступность.

 

Онтология (от греч. ontos - сущее) дословно означает учение о сущности. Отрицание зла - сущность бытия. В данной главе речь пойдет о со­циальном отрицании преступности как одной из фундаментальных закономерностей обществен­ной жизни, об истоках, движущей силе и прин­ципах воздействия на преступность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.