КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы, воздействующие на преступность
Цели воздействия на преступность
Цель - идеальная модель (характеристика) того или иного феномена. Рациональные цели разрушающего воздействия на преступность находятся в диапазоне между полным уничтожением преступности и уменьшением темпов ее роста, улучшением структуры. Теоретически в качестве цели воздействия на преступность можно моделировать любые параметры криминального феномена. В политической деятельности обычно в качестве целей рассматривают преодоление неких пороговых параметров преступности (когда количественные изменения трансформируются в ощутимые качественные перемены). Такими пороговыми параметрами преступности являются: - социально неприемлемый уровень преступности (вызывающий социальный кризис, смещение государственных руководителей, революционный переворот, утрату государственной самостоятельности); - рациональный уровень (не подрывающий государственной и общественной стабильности, обеспечивающий нормальное функционирование социального организма в целом и отдельных областей социальной жизни); - социально приемлемые параметры (когда люди субъективно перестают воспринимать преступность как закономерность - перестают пользоваться замками, устанавливают стеклянные входные двери, не боятся ночных улиц, отпускают детей из дому одних, верят честному слову и т.п.); - практически полное искоренение преступности. Применительно к политическим деятелям целесообразно выделять декларируемые цели и цели, к достижению которых реально стремятся. Цели могут выражать осознанные потребности общества, а могут лишь выполнять функцию инструмента политической борьбы. Для завоевания политического авторитета могут декларироваться самые радужные цели (например, большевики в 1917 году гарантировали полное уничтожение преступности, аналогичные обещания давали в ходе предвыборной кампании многие претенденты на пост президента Чечни в 1996 году). Реально же задачи политиков, пришедших к власти, редко выходят за рамки преодоления первого порога: избавление общества от кризисного состояния преступности и удержание криминала от скатывания к этому уровню.
Совокупность субъектов, воздействующих на преступность различными способами, образует социальную систему антикриминального воздействия. В каждой стране в силу различных обстоятельств (культурных традиций, экономических возможностей, политических режимов и господствующей идеологии) формируется национальная система воздействия на преступность. Антикриминальные системы в разных государствах весьма различны, но в то же время, они имеют и общие черты, что позволяет выделять среди них определенные типы. По результатам воздействия на преступность выделяют оптимальные, удовлетворительные и неудовлетворительные системы. Оптимальная система позволяет в практике разрушающего воздействия на преступность реализовать весь антикриминальный потенциал общества. Критерием удовлетворительности системы является ее способность стабилизировать криминал на социально терпимом уровне. Если антикриминальная система не способна ни на первое, ни на второе, ее следует признать неудовлетворительной. По характеру воздействия можно выделить следующие типы систем: - культурно-традиционная, в которой доминируют относительно мягкие меры воздействия на преступность, основанные на сохранении и развитии здоровых национальных культурных традиций (наиболее яркими представителями этого типа являются Швейцария и Япония); - теократические или религиозные, в которых доминируют достаточно жесткие меры религиозного контроля, в том числе и религиозная карательная практика (такие системы функционируют в Иране, Саудовской Аравии и ряде других исламских государств); - идеократические, основанные на жестком идеологическом прессинге, который с определенной долей условности можно назвать идеологическим насилием (ярким представителем такой системы является Северная Корея, в значительной мере эта система еще сохранилась и в Китае); - полицейские, основной акцент в которых делается на пресечение преступлений и развитие полицейских сил (такая система функционирует, например, в США). Культурно-традиционалистский тип относится к числу наиболее эффективных систем. Есть немало оснований считать систему воздействия на преступность в Японии и Швейцарии приближающейся к оптимуму. Исследования криминологов показали, что к числу причин, препятствующих росту преступности в Швейцарии, относятся: - медленные процессы урбанизации (в этой стране нет городов с миллионным населением); - децентрализация промышленности и отсутствие крупных промышленных центров с сопутствующими трущобами и нищетой; - низкая мобильность населения, преобладание коренных жителей (тех, у кого несколько поколений прожили в одном месте) с устоявшимися традициями поведения и социального контроля; - высокое чувство гражданской ответственности у населения за социальные процессы, происходящие в стране, в том числе и за преступность (швейцарцами владеет глубоко укоренившаяся в общественном сознании вера в необходимость взаимной помощи и солидарности. Среди местных жителей распространена поговорка: в Швейцарии каждый сам себе полицейский); - децентрализация полиции и ориентация ее на интересы общины; - отсутствие чрезвычайных реакций на преступления (лишь незначительное число правонарушителей берется под стражу, альтернативой лишения свободы очень часто является условное осуждение - 2/3 приговоров к лишению свободы швейцарские суды выносят условно); - замужние женщины в Швейцарии меньше всех в мире заняты профессиональным трудом, отсюда крайне низкий уровень преступности среди молодежи (возрастные группы до 18 лет практически не поражены преступностью); - школьное воспитание исключает вседозволенность, содержит много запретов, учитель имеет очень высокий социальный и экономический статус.* * См.: Шнайдер Г. Криминология. М., 1994. С. 36-37.
К этому можно добавить, что среди молодежи в Швейцарии нет безработицы и семейное воспитание в стране, где велика роль сельской общины, весьма патриархально.* * См.: Преступность в Швейцарии // Проблемы преступности в капиталистических странах 1979. № 8 С.4.
Японская система воздействия на преступность более специфична, однако ее анализ также представляет несомненный практический интерес. Главными в ней являются фундаментальные факторы: - традиционная послушность японцев, готовность подчиняться, строго придерживаться установленных правил поведения. Для них характерно благоговение перед иерархичностью жизни; - низкий уровень разводов (на тысячу браков приходится один развод); - традиционная общинность и семья из нескольких поколений; - мононациональность страны и монорелигиозность; - система пожизненного найма в японских фирмах; - уровень безработицы в стране низок, разрыв между богатыми и бедными незначителен, людям гарантированы равные права в получении работы и обеспечении социального статуса; - огнестрельное оружие и наркотические вещества находятся под строгим контролем.* * См.: Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 95.
Идеократические и теократические системы достаточно эффективны в плане воздействия на преступность, но они нередко оказываются тормозом общественного развития. Полицейские системы недостаточно эффективны и дорогостоящи. Отнесение антикриминальной системы того или иного государства к определенному типу имеет некоторую условность, поскольку в классическом проявлении они сохраняются лишь определенный период. Например, в 80-х годах в США и Англии системы воздействия на преступность были классическими полицейскими. Поскольку практика доказала их низкую эффективность, они стали трансформироваться, и сейчас значительное место в них занимают идеологические меры, а также развитие здоровых культурных традиций. В нашей стране в 30-х - 50-х годах система воздействия на преступность была в значительной мере идеократической. В 70-х - 80-х годах к основным элементам системы воздействия на преступность в СССР относились: - мощнейшее идеологическое воздействие; - относительное социальное равенство (как реальное, так и мнимое - основанное на блокировании информации об образе жизни высокопоставленных лиц); - относительно низкие стандарты потребления у основной массы населения как результат соответствующего идеологического воздействия (образ жизни в странах с высокими стандартами потребления подвергался основательной критике, что вызывало у большинства советских людей по отношению, например, к американцам не зависть, а сочувствие); - жесткая система наказаний, в том числе и уголовных; - создание средствами массовой информации правоохранительным органам имиджа высокоэффективных; - подавление межнациональных противоречий (как мягкими идеологическими мерами, так и жесткими, силовыми); - значительная активность общественности в воспитании подрастающего поколения, профилактике преступлений, предупреждении рецидива; - достаточно эффективная система воспитания (в школах, общественных организациях, центрах досуга), относительно развитая система педагогического просвещения родителей. Сегодня идеологическая компонента в нашей социальной системе практически отсутствует, основной акцент все больше и больше делается на полицейские меры. Одной из актуальных задач совершенствования антикриминальной практики в России является гармонизация системы воздействия на преступность с использованием положительного отечественного и зарубежного опыта. Гармоничная система должна решать ряд задач: - устранение у людей желания совершить преступление; - лишение возможности реализовать мотивы преступного поведения; - пресечение преступлений на ранних стадиях. Устранение желания совершить преступление - наиболее перспективное направление воздействия. Основой этого воздействия должен быть не идеологический прессинг, а обеспечение удовлетворенности людей, развитие позитивных национальных традиций. Конечно, без идеологических мер сформировать гармоничную систему воздействия на преступность не удалось ни в одной стране мира, важно лишь, чтобы идеологическое воздействие не трансформировалось в идеологическое насилие.
ГЛАВА IX. Онтология воздействия на преступность.
Онтология (от греч. ontos - сущее) дословно означает учение о сущности. Отрицание зла - сущность бытия. В данной главе речь пойдет о социальном отрицании преступности как одной из фундаментальных закономерностей общественной жизни, об истоках, движущей силе и принципах воздействия на преступность.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |