КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексические категории, осложняющие понимание
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ Учебное пособие Лексикология для речевых действий И КУЛЬТУРА РЕЧИ В настоящем пособии лексика русского языка рассматривается с двух позиций: 1) с точки зрения человека, воспринимающего письменные или устные сообщения; 2) с точки зрения человека, создающего речевые произведения в устной или письменной форме. Изучение лексических средств, связанных с пониманием чужих высказываний и созданием собственных речевых произведений, способствует эффективности общения между коммуникантами. Предлагаемое учебное пособие предусматривает такое представление лексического материала, которое ориентировано на формирование умений видеть в языках универсальное и специфическое, сравнивать лексические возможности языков по разным параметрам, выделять национально-культурный компонент в семантическом пространстве языка. Данное учебное пособие может быть рекомендовано для подготовки широкого круга специалистов: преподавателей иностранных языков, переводчиков, специалистов в области межкультурной коммуникации, регионоведов, культурологов, журналистов, экономистов-международников и др. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Вступительная записка 6 Общие сведения о современном русском языке 7
ЧАСТЬ I. ЛЕКСИКОЛОГИЯ ДЛЯ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Введение Предмет и задачи лексикологии 9 Особенности лексики как объекта лексикологии 10 Системность лексики и проблемы понимания и говорения 14 Слово, его формальные и содержательные характеристики Проблема определения слова 18 Функции слова 19 Функциональные типы значений 20 Предикатная лексика. Актантная структура слова 21
Лексическое значение слова 22 Слово и знания о мире 25 Значение и смысл 27 Компонентный анализ 28 Социально ориентированные значения 31 Ассоциативный потенциал слова 32 Понятие коннотации 34 Два подхода к описанию лексики 35 Глава I. Описание лексики от формы – к значению Сущность подхода 36 Соотношение формы и значения в слове 36 Многозначность (полисемия) Понятие полисемии 38 Значение многозначного слова и контекст 40 Полисемия и коммуникативные неудачи 41 Типы многозначности 42 Метафорическая многозначность 42 Понятие метафоры42 Функциональные типы языковой метафоры 43 Разновидности метафорических значений 44 Сферы использования метафоры 45 Метафора в аспекте понимания 47 Метафора и проблема переводимости 48 Метонимическая многозначность 48 Понятие метонимии 48 Виды метонимических переносов 48 Сферы использования метонимии 50 Метонимия в аспекте понимания 50
Омонимы Понятие омонимии 52 Типы омонимов 52 Омонимия и многозначность 53 Омонимия в аспекте понимания 54 Паронимы Понятие паронимии 56 Паронимы и виды речевой деятельности 56 Глава II. Описание лексики от значения – к форме Сущность подхода 58 Основные понятия 58 Отбор слов из лексического ряда с общим значением (селекция) 59 Соединение слов в речи (комбинация) 59
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |