Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изложение нового материала: 70 мин. 1 страница




В группе профессиональной подготовки пожарных

Для проведения занятия со слушателями Учебного пункта

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Начальник УП ФГКУ «5 отряд ФПС

УЧЕБНЫЙ ПУНКТ

УТВЕРЖДАЮ

по Чувашской Республике – Чувашии»

майор внутренней службы

А.М. Михатайкин

«___» _______ 2013 г.

 

по дисциплине «Пожарная тактика и противопожарная служба гражданской обороны»

Тема 3.2 «Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях».

 

 

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол №___ от «___» ________ 2013 года


Время занятия: 2 учебных часа.

I. Цель занятия:

1. Образовательная: Изучить со слушателями действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ.

2. Воспитательная: Воспитать у слушателей чувство ответственности при ведении поисково-спасательных работ при ЧС.

II. Метод проведения: урок.

III. Место проведения: аудитория №203.

IV. Учебные пособия: нормативная документация, мультимедийный проектор, учебная доска.

V. Литература:

1. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».

2. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразде­лений Войск ГО Российской Федерации, под общей редакцией генерал-полковника Г.Н. Кириллова. - М.:1997

3. Учебник спасателя / Шойгу С.К. и др., под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - М.: 1997

4. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке пожарных подразделе­ний Войск ГО Российской Федерации. - М.: МЧС России, 1997.

 


VI. Расчет учебного времени:

1. Организационный момент: 5 мин.

2. Опрос по пройденному материалу: 5 мин.

№ п/п Учебные вопросы Время, мин
  Поисково-спасательные работы при ДТП 30 мин
  Этапы поисково-спасательных работ. Поиск пострадавших. 20 мин
  Способы спасения людей, оказавшихся в воде 20 мин
Задание на самостоятельную подготовку: 5 мин.
  Конспект Учебник спасателя / Шойгу С.К. и др., под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - М.: 1997  
         

 

Разработал

Заместитель начальника УП

ФГКУ «5 отряд ФПС

по Чувашской Республике-Чувашии»

майор внутренней службы С.П. Трифонов

«___» ____________ 2013 г.

 


Конспект для проведения занятия по теме: «Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях».

 

№ п/п Изучаемый материал Методические рекомендации
  Поисково-спасательные работы при ДТП Виды ДТП Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; Все ДТП подразделяются на 9 видов. 1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Основные виды столкновений: Лобовое (фронтальное) столкновение — столкновение транспортных средств при встречном движении. При данном виде столкновений на высоких скоростях кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы. Боковое столкновение — столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС. Имеют высокую степень смертности из-за малого расстояния между наружным корпусом ТС и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей. Эвакуация пострадавших при таком виде столкновений более эффективна с неповрежденной стороны ТС. Касательное столкновение — столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений является опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или придорожным препятствием.   2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий. Опрокидывание — падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов. Дополнительными осложняющими АСР факторами являются деформация конструкции крыши ТС в результате чего осложнен оперативный доступ к пострадавшим, процесс стабилизации и подъема ТС сложен и продолжителен по времени. 3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Примечание. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению. 4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.). 5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.). 6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. 7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. 8. Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб. 9. Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим видам происшествий относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падения пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения. Спасательные работы при ДТП включают: 1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании. 2. Оценка обстановки; 3. Осмотр места ДТП вокруг ТС и пространство под ними; 4. Организация зоны проведения АСР и ее обозначение; 5. Предотвращение вторичных факторов; 6. Стабилизация ТС; 7. Отключение аккумуляторной батареи; 8. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшим; 9. Деблокирование пострадавших; 10. Оказание первой помощи пострадавшим; 11. Извлечение пострадавших из поврежденного ТС; 12. Эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи. 1.Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании. - При наличии возможности подход пожарных-спасателей должен выполнятся спереди автомобиля. Это гарантирует, что любые возможные пострадавшие в автомобиле наименее вероятно будут поворачивать головы для контакта с приближающимися спасателями. После установления контакта с любыми из пострадавших внутри автомобиля этот контакт не должен прерываться вплоть до передачи пострадавшего вниманию членов бригады скорой помощи. 2. Оценка обстановки Сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств.   3. Осмотр места ДТП вокруг ТС и пространство под ними; Производится осмотр места аварии автомобилей вокруг, над и под ними, выявляя возможные скрытые источники опасностей, такие как силовые кабели, утечки топлива, (или других пострадавших). Обо всех находках следует незамедлительно сообщать старшему, который примет решение о необходимых действиях по исключению опасности. 4. Организация зоны проведения АСР и ее обозначение   5. Предотвращение вторичных факторов а) ограничение или прекращение дорожного движения; б) локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ; в) локализацию и ликвидацию пожара; г) срабатывание подушек безопасности где возможно, следует избегать направлений и путей развертывания подушек безопасности. Если в Вашем арсенале есть защитный чехол подушки безопасности водителя, необходимо установить его д) удаление остатков стекол и осколков (см.п.8) 6. Стабилизация ТС • Цель: Минимизация перемещений автомобиля, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать пожарных-спасателей. • Внимание: Эта часть аварийно-спасательных работ должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП. 7. Отключение аккумуляторной батареи Система зажигания автомобиля должна быть полностью отключена и обесточена, а аккумуляторная батарея отсоединена. Очень важно, чтобы в первую очередь был отключен отрицательный провод, это устранит вероятность искрового разряда, вызванного случайным заземлением положительного контакта. При невозможности отключения АКБ, силовые провода перекусываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некоторых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отключения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме. В большинстве случаев на автомобиле устанавливается одна АКБ, которая размещается под капотом двигателя. Однако в современных автомобилях может быть не один аккумулятор (например, на BMW, Mersedes), и места их установки могут быть разными — под капотом, под задним сидением, в багажнике, в арке переднего колеса, в ногах переднего пассажира, под водительским сидением. Объясняется это тем, что конструкторы автомобилей пытаются поместить батарею в более комфортное место, чем моторный отсек, для которого характерны высокая температура и вибрации. В ряде случаев аккумулятор может быть недоступен. Это происходит из-за того, что конструктивно доступ к аккумулятору предусмотрен только в сервисных условиях, либо из-за того, что аккумулятор расположен под сидением, на котором находится пострадавший в тяжелом состоянии. Для таких автомобилей под капотом обычно предусмотрен разъем, позволяющий обесточить автомобиль. 8. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшим. 8.1. Удаление остатков стекол и осколков все пострадавшие в автомобиле должны быть надежно защищены перед началом операции по разбиванию стекол. Может оказаться необходимым использовать одного из пожарных-спасателей внутри автомобиля для помощи пострадавших и их защиты. в некоторых случаях для доступа к пострадавшему необходимо разбить стекло. В таком случае первым следует разбить стекло, наиболее удаленное от пострадавшего. Выполнить необходимые операции по удалению стекла. Следует помнить о том, что стекло, которое может разбиться при последующих работах, должно быть удалено на данном этапе операции. удаление остатков стекла должно выполняться изнутри наружу. В некоторых случаях перед разбиванием рекомендуется опустить окно в дверь как можно глубже. Однако для этой цели может потребоваться подсоединение аккумуляторной батареи. если численность аварийно-спасательной команды позволяет, необходимо убрать осколки стекла под автомобиль или за пределы рабочей зоны. 9. Деблокирование пострадавших 9.1. Удаление двери 9.2. Создание третьей двери 9.3. Удаление крыши 9.4. Сдвиг приборной панели 10. Оказание первой помощи пострадавшим 11. Извлечение пострадавшего   Направления извлечения пострадавшего (Меньшая цифра означает наиболее легкий и предпочтительный путь извлечения пострадавшего из автомобиля.)     Правила безопасности при работе с АСИ   • При работе с АСИ необходимо соблюдать следующие правила: • все работы с АСИ ведутся только в специальных перчатках и шлеме (каске) с пластиковым противоударным забралом (очками); • не находиться между инструментом и объектом резания; • постоянно контролировать устойчивость ТС; • по возможности проводить рез под углом 90 градусов; • не препятствовать возможному движению инструмента и не пытаться удерживать его в первоначальном положении, так как это может привести к возникновению нежелательных усилий на режущих кромках; • обязательно следить за работой инструмента и его перемещениями; • если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или окружающих, следует немедленно прекратить работу, вернуть его в исходное положение, и начать резание под другим углом в другом месте; • если лезвия отклоняются более чем на 1,5 мм, процесс резания немедленно прекратить, поскольку существует возможность повреждения лезвий; • резание массивных стальных элементов или прутка должно производиться в специальной выемке лезвий; • обязательно закреплять крышу или другие части ТС, если разрезаются их опоры; • особое внимание следует уделять острым краям разрезаемых элементов ТС, осколкам разбитого стекла, поскольку они представляют опасность для пострадавших и оказывающих помощь; • острые кромки закрываются специальными защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; • необходимо постоянно следить за положением инструмента и не допускать перекосов штоков гидроцилиндров; • при ведении АСР постоянно контролировать обстановку, состояние пострадавших. Поисково-спасательные работы. Этапы поисково-спасательных работ. В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели обязаны при выполнении аварийно-спасательных работ активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению и эвакуации, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи, неукоснительно соблюдать технологию проведе­ния аварийно-спасательных работ. Спасательные работы включают следующие этапы поиск пострадавших, деблокирование пострадавших, оказание пострадавшим первой помощи, эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направ­ленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи. Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, из­влечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факто­ров и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание медицинской помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и бы­строй доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учрежде­ния. Способы и приемы поиска пострадавших Поиск пострадавших способом сплошного визуального обследования участка спаса­тельных работ. а) Поиск пострадавших в разрушенных зданиях. Поисковые работы способом сплошного визуального обследования производятся подразделениями (группами, расчетами) специально организованными для этой цели. Состав назначенного подразделения определя­ется исходя из площади и высоты обследуемого завала, характера разрушения здания, его функциональной принадлежности, метеорологической обстановки, времени года и суток в момент проведения поиска и целого ряда других причин. В среднем следует исходить из расчета: одна поисковая группа в количестве 20 человек на одно многоэтажное здание. На группу зданий может выделяться поисковое подразделение, численностью до 60 человек, ко­торое для непосредственного обследования территории разбивается на расчеты из 2...3 че­ловек. Участок поиска делится на полосы, назначаемые каждому расчету. Ширина полосы поиска зависит от ряда факторов (характера завала, условий движения, видимости и т.д.) и может составлять 20...50 м. Расчет оснащается шанцевым инструментом, средствами обозначения мест нахождения пострадавших (флажки, фонарики, сигнальные ракеты), средствами связи и индивидуальной защиты и средствами оказания первой медицинской помощи. В некоторых случаях поисковые группы могут ос­нащаться средствами альпинистского и пожарного снаряжения. Обследование разрушенного, полуразрушенного или поврежденного здания должно начинаться с осмотра его внешних сторон в границах его проектной застройки или по пери­метру образовавшегося завала. В первую очередь обследуются окна, сохранившиеся балко­ны и этажи в провалах стен. В этих местах могут находиться люди, лишенные возможности самостоятельно покинуть опасную зону из-за отсутствия путей к эвакуации. Осмотр внутренних помещений производится по отдельным секциям (подъездам, це­хам) зданий последовательным перемещением расчетов с этажа на этаж с одновременным обходом всех сохранившихся помещений на обследуемом уровне здания, включая те, доступ в которые может быть обеспечен силами поискового расчета. В местах, где есть реальная уг­роза обрушения неустойчивых элементов конструкций, продвижение и осмотр должны про­изводиться с соблюдением соответствующих обстановке мер безопасности б) Поиск пострадавших в районе схода снежных лавин. При поиске пострадавших в районе схода снежной лавины следует учитывать их положение до начала схода лавины: если лавина сорвалась на человека сверху - искать его на периферии конуса выноса; при срыве лавины из-под ног человека - искать его надо по верхнему краю лавины; если человек некоторое время удерживается на поверхности лавины, а затем исчез -искать его следует ниже последнего места нахождения на значительной глубине. В начале поиска необходимо тщательно осмотреть поверхность конуса лавины и ме­сто вокруг него с целью установления признаков засыпанных пострадавших (предметов одежды, снаряжения и т.п.). При осмотре поверхности спасателям необходимо останавли­ваться через каждые 3-4 шага и подавать звуковые сигналы, затем прислушиваться к звукам из-под лавины. Зондирование лавины следует проводить в местах предполагаемого нахождения лю­дей, а при натыкании зонда на мягкие предметы - раскопать это место. Если люди не обнаружены, необходимо зондировать всю лавину вдоль осевой линии стока в полосе 15 - 20 м. Для этого спасатели становятся шеренгой возможно плотнее друг к другу и лицом к склону, затем поднимаются от подножья вверх, зондируя каждые 25 -30 см. Зонд вводится строго вертикально и осторожно, вначале у носка левой ступни, затем между ступнями и у носка правой ступни. После зондирования склона перед собой шеренга по команде «Марш» поднимается на 25 - 30 см и зондирует склон далее. При обнаружении пострадавшего в первую очередь делаются скважины для облегче­ния доступа воздуха к пострадавшему. При большой глубине снежного покрова, когда зонд не достигает грунта, после пер­вого зондажа роются траншеи параллельно сходу лавины «снизу - вверх» несколько ниже места остановки лавины. Траншея прокладывается двумя спасателями, один из которых ве­дет наблюдение. Траншеи роются шириной 1,5 м с интервалом 2м, в них зондируются дно и стены. В очень плотном снегу применяются лавинные пилы. В случае безуспешных поисков лавина покрывается сетью траншей. Обнаруженные пострадавшие опрашиваются об их состоянии, полученных травмах, условиях, в которых они оказались, и о наличии рядом с ними других пострадавших. По возможности им оказывается первая медицинская помощь, после чего поиск продолжается. Месторасположение обнаруженных пострадавших и погибших обозначается специ­альными указателями, размеры, форма и содержание которых устанавливается командиром подразделения. После завершения поиска подразделение может приступить к выполнению других спасательных работ или продолжить поисковые работы на другом объекте. Поиск пострадавших с помощью специально обученных собак (кинологический способ). Кинологический поиск осуществляется расчетом поисково-спасательной службы (ПСС), состоящим из инструктора-кинолога (вожатого) и собаки. Он основан на использова­нии высокой чувствительности органов обоняния животных, с помощью которых они уста­навливают места выхода запаха пострадавших на поверхность завала. Подготовленная соба­ка ПСС обозначает эти места характерным поведением, например, лаем, поскуливанием или выполнением команды «сидеть». Наиболее рациональная организация кинологического поиска предполагает три ос­новные периода работы расчетов: в ходе разведки зоны разрушений до начала основных спасательных работ; в ходе спасательных работ с целью уточнения и корректировки спасательных опера­ций; по завершению спасательных работ для контроля их результата. В зависимости от сложности зоны поиска ее размеров, фракционности и пустотности кинологический поиск может быть организован одиночным, групповым и последовательным образом. При одиночном поиске для обнаружения пострадавших используется один расчет. Однако такой способ является достаточно ненадежным приемом, так как собака может быть травмирована или ей потребуется отдых после работы в задымленном или загазованном по­мещении. Все это может затянуть поиск или вообще не дать результата. В связи с этим ведение поисковых работ с применением специально обученных собак должно осуществляться групповым или последовательным образом, так при групповом ва­рианте поиска в завалах на территорию завала должны выпускаться все имеющиеся расче­ты, которые, разбив завал на отдельные участки, постепенно обследуют весь объем завала. Такой подход целесообразен при большом количестве кинологических расчетов, относи­тельно малых объемах завалов (один-два здания) и сжатых сроках поиска. При крупномасштабных разрушениях, когда возможные сроки поисковых работ пре­высят одну смену (10..12 ч), следует применять последовательный вариант организации по­иска. С этой целью весь личный состав поисковых подразделений разбивается на группы по 3...5 расчетов в каждой. Поиск ведется по скользящему графику, согласно которому расчеты сменяют друг друга примерно через 40...45 мин, при этом постоянно в работе находятся 2...3 расчета, а 1...2 вожатых отдыхают. Такой подход позволяет поддерживать высокий темп по­иска за счет свежего отдохнувшего резерва. Расчет сил и средств должен производиться исходя из следующих основных показа­телей производительности расчетов ПСС: - время обнаружения пострадавшего на территории завала 100х100 м при высоте за­вала 3...5 м - не более 30 мин; - время непрерывной работы расчета - не более 45 мин; - продолжительность рабочей смены - не более 12ч. Поиск пострадавших с использованием специальных приборов поиска. Принци­пиальная возможность обнаружения и идентификации человека в завале с помощью тех­нических средств основана на регистрации приборами характерных для жизнедеятельности человека проявлений, таких как дыхание, сердцебиение, движение, электромагнитное излу­чение и т.д. Перечисленные факторы легли в основу создания приборов поиска нескольких типов, различающихся по способу фиксирования человека акустические; оптические; радио­волновые; регистрирующие продукты метаболизма. В настоящее время при поисках пострадавших используют акустические, индукцион­ные и тепловые приборы. Наибольшее развитие и распространение нашли акустические приборы, принцип дей­ствия которых основан на регистрации оператором акустических и сейсмических сигналов, издаваемых пострадавшими (крики, стоны, удары по элементам конструкций). Приборы это­го типа, как правило, состоят из трех основных элементов: приемного устройства (микрофо­на, датчика); усилителя-преобразователя; выходного устройства (головных телефонов, инди­каторов и т.д.). К акустическим приборам поиска пострадавших относятся акустические системы Пе­ленг-1 и Пеленг-3, предназначенные для автоматического поиска пострадавших в завалах. Возможности акустического прибора Пеленг-3 таковы: глубина обнаружения - до 9 м; площадь одновременно обследуемой поверхности - 25-100 м2; точность обнаружения: по поверхности - 0,5 м; по глубине -1м; габариты - 490х280х170 мм. Индукционные приборы поиска используют свойства электрического проводника из­менять свою индуктивность при изменении магнитного поля внешней среды, в которой на­ходится этот проводник. В свою очередь изменение магнитного поля внешней среды вызы­вается влиянием тела пострадавшего. К приборам индукционного обнаружения относится «Магнус». Он предназначен для определения местонахождения пострадавшего под однородным по составу слоем грунта, грязевого слоя селевого потока, в пресной воде, под снегом, в завалах деревянных, кирпич­ных и других разрушенных строений. Технические характеристики этого прибора следующие: глубина обнаружения - не менее 3 м; время непрерывной работы от автономных источников питания - не менее 8 час.; внешний диаметр поисковой рамки- 0,6 м; масса переносного блока - 2,5 кг; габариты приемного блока- 180х200х180 мм. Тепловые приборы основаны на улавливании теплового излучения, распространяю­щегося от тела пострадавшего. К приборам, основанным на улавливании собственного теплового излучения постра­давшего, относится поисковый прибор аварийно-спасательных служб «Спасатель». «Спасатель» используется для поиска открыто расположенных пострадавших, визуальный поиск которых затруднен ввиду слабой освещенности или задымления. Его технические характеристики: дальность обнаружения слабо нагретого объекта (310 кал) - не менее 80 м; поле зрения - 15 градусов; масса прибора - около 2 кг. Для визуального поиска путем наблюдения при пониженной естественной ночной ос­вещенности, а также в условиях полной темноты используется инфракрасный ночной би­нокль НБ-ЗМ. Его характеристики: увеличение - 8-кратное; поле зрения - 15 градусов; дальность наблюдения - 100-800 м; дальность инфракрасной подсветки- до 100 м; масса прибора - 1,2 кг. Организация поиска с помощью акустических приборов осуществляется командиром соответствующего подразделения. Район поиска (объект, здание) разбивается на отдельные участки. Перед началом поиска оператор проводит визуальный осмотр участка поиска, опре­деляя маршрут движения по завалу и места предполагаемых замеров. В ходе движения по завалу оператор устанавливает приемные устройства на поверхность земли или железобе­тонных плит, обеспечивая плотный контакт датчика и среды. В начале оператор производит несколько контрольных замеров, определяя места, где сигнал максимален. Затем в радиусе нескольких метров от этой точки проводятся еще не­сколько измерений с целью определения направления на поступающие сигналы. Выбрав на­правление, оператор перемещается по завалу (насколько это позволяют условия) в сторону увеличения сигналов и устанавливает точку, где сигнал максимален, что соответствует месту нахождения пострадавших. В случае применения приборов, оснащенных микрофонным зондом, оператор погру­жает его на глубину до 2 м вовнутрь завала, что обеспечивает возможность приближения микрофона к местам возможного расположения пострадавших и снижает в несколько раз на­ружные звуковые помехи. Желаемая громкость прослушиваемых сигналов устанавливается с помощью усилителя, имеющего один или несколько акустических фильтров. Получение ин­формации осуществляется либо непосредственно через головные телефоны по субъектив­ным ощущениям оператора либо с помощью индикаторов, регистрирующих максимальное звучание в точках измерений. Необходимо отметить, что акустическим приборам поиска присущи определенные ограничения по применению. Большое влияние на точность измерений и соответственно на результат поиска оказывают шумы, создаваемые работающими механизмами и оборудова­нием, перемещающимися по завалу спасателями, осыпанием грунта, капанием воды и т.д. Эти факторы должны быть учтены как при производстве поисковых работ, так и при подго­товке операторов. Кроме того, эффективное применение акустических приборов поиска возможно только тогда, когда пострадавший в состоянии заявить о своем существовании криком, сто­ном, стуком. Если же пострадавший находится в бессознательном состоянии, использование поиска в акустическом диагнозе вряд ли даст результаты. Необходимо использовать дру­гие приборы поиска, например, индукционные или тепловые. Поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев. Поиск пострадавших в усло­виях разрушения зданий по свидетельствам очевидцев представляет собой комплекс меро­приятий и действий, проводимых личным составом поисково-спасательных подразделений и органов управления ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Он заключается в опросе лиц, способных дать информацию о местонахождении пострадавших, которых они сами видели (слышали), или о наиболее вероятном их местонахождении в момент разрушаю­щего воздействия. Такими лицами могут быть: спасенные (деблокированные) пострадавшие, жильцы дома, подъезда соседи; работники предприятий и служащие учреждений, оказавшиеся вне зданий в момент их разрушения; представители администрации предприятия, работники ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домо­управления), учителя и воспитатели школьных и детских учреждений, а также другие лица, имеющие письменную и устную информацию о местах скопления людей в момент разруше­ния зданий; очевидцы (свидетели) - случайные прохожие и дети, оказавшиеся рядом с разрушен­ным зданием; личный состав подразделений, выполняющих АСДНР. Опросом очевидцев занимаются назначенные для этой цели подразделения или спе­циально сформированные группы спасателей. В ходе опроса очевидцев выясняются следующие данные: количество и места нахождения пострадавших, кратчайшие и наиболее безопасные пути (маршруты) доступа к ним; состояние пострадавших и требующаяся им помощь; условия обстановки в местах расположения пострадавших и наличие опасности воз­действия на них вторичных поражающих факторов. Результаты опроса включаются в донесение о результатах поиска пострадавших и ис­пользуются для уточнения и корректировки действий других поисковых и спасательных подразделений и формирований. Представители подразделений (групп), занимающихся опросом очевидцев, должны работать: в местах (на объектах) ведения поисково-спасательных работ; в пунктах сбора пораженных; в медицинских пунктах и в лечебных учреждениях; в палаточных городках и в местах временного размещения людей; в пунктах посадки эвакуируемых на транспорт. В случаях, когда в зону ответственности такого подразделения (группы) входит под­вергшееся разрушению жилое здание, командир подразделения (группы), по возможности, должен иметь список его жильцов с указанием их точного адреса (номера подъезда, этажа, квартиры) и места работы (учебы). Этот список может быть получен от работников ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домоуправления) и дополнен с их участием необходимой информацией. При проведении спасательных работ в зоне разрушения зданий промышленных пред­приятий и административных зданий подобные списки, кроме фамилий рабочих и служа­щих, должны содержать информацию о точном месте работы и времени работы каждого. Списки могут быть получены от должностных лиц или администрации (начальников) цехов и отделов, мастеров, руководителей других штатных подразделении, директоров школ и за­ведующих детскими учреждениями, других лиц. По результатам поиска любым из рассмотренных способов командир подразделения (группы, расчета) составляет донесение в виде схемы (плана) района или участка с легендой, включающей необходимые сведения о местах и условиях нахождения пострадавших (в том числе - погибших), их количестве и состоянии, опасности воздействия на вторичных пора­жающих факторов, а также о возможных способах и ориентировочных объемах оказания по­страдавшим необходимой помощи. Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий Способы деблокирования пострадавших Деблокирование пострадавших при проведении поисково-спасательных работ в раз­рушенных зданиях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспе­чения допуска к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конст­рукций, организации путей их эвакуации из мест блокирования. Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конст­рукций, осуществляется способами: последовательной разборки завала; устройством лаза в завале; устройством галереи в грунте под завалом; устройством прохода в блокированное помещение. Разборка завала производится с целью обеспечения доступа к пострадавшим, нахо­дящимся в завале под обломками конструкций. Процесс разборки завала может включать в себя следующие операции: расчистка рабочей площадки для установки средств механизации и подготовка тех­ники к работе; извлечение из завала крупных обломков конструкции; резка металлических конструкций и арматуры; извлечение крупногабаритных обломков конструкций из завала со складированием в отвал или погрузкой в транспортные средства; подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции; фиксация элементов завала от смещения; освобождение пострадавшего от обломков в месте его расположения. При разборке завалов необходимо принимать меры по недопущению смещения эле­ментов завала и сохранения их в устойчивом положении. С этой целью вначале выполняют­ся операции с ограниченным применением средств механизации, работа которых сопровож­дается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и обвалом или падением обломков. Затем, когда начинаются работы в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасательный инструмент. Если человек находится в завале, состоящим из мелких обломков, то разборка завала осуществляется сверху. В работе участвуют звено из 5 человек, производящих разборку вручную. При этом трое спасателей разбирают завал, а двое относят обломки в сторону (в отвал). Если человек находится вблизи поверхности завала, то в первую очередь спасатели освобождают от обломков его грудь и голову, затем освобождаются остальные части тела пострадавшего и после оказания первой медицинской помощи он извлекается из завала. Если завал состоит из крупных обломков железобетонных конструкций и кирпичных глыб, под которыми находится пострадавший, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 человек. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной резки арматуры (если это необходимо). При этом вначале убираются мел­кие обломки, а затем, после расчленения обломков конструкции, убираются ниже лежащие крупные обломки. Данные операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден по­страдавший. Если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на по­верхности завала, то его освобождают с использованием домкратов, гидравлических поду­шек и т.п. Сплошная горизонтальная разборка завала осуществляется после обнаружения зава­ленных людей или по направлению наиболее вероятного нахождения их в завале, при этом в завале устраивается горизонтальный проход шириной, обеспечивающей работу техники, и глубиной от поверхности земли до поверхности завала. Вначале с помощью автокрана из за­вала выбираются находящиеся на его поверхности железобетонные плиты межэтажных пе­рекрытий и другие крупногабаритные обломки. При необходимости обломки расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Затем фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Подобные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пострадавшим. Далее осуществляется освобож­дение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их из завала. Устройство лаза в завале производится в основном методом расширения имеющих­ся в завале полостей и пустот. Сущность данного метода заключается в увеличении объемов естественных полостей и пустот в теле завала за счет перемещения обломков конструкций на нужное расстояние в заданном направлении с последующей их фиксацией при помощи эле­ментов крепления. При этом создается прямолинейный или криволинейный ход (лаз), позво­ляющий перемещаться спасателям и осуществлять извлечение пострадавших. Сечение лаза должно составлять не менее 0,5-0,6 м на свету при углах поворота не более 90° и обеспечивать возможность перемещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахождения пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м2 в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему первой ме­дицинской помощи и подготовки его к эвакуации. Устройство галереи в грунте под завалом представляет совокупность действий спа­сателей по деблокированию пострадавших, находящихся на поверхности земли под завалом вне разрушенных зданий. Оно применяется, когда точно известно место расположения по­страдавшего, а применение другого способа его деблокирования неэффективно. Вначале откапывается приямок (место заглубления в грунт) размером в плане 1,2х1,7 м2 и глубиной 1,5 м. При этом используется шанцевый инструмент с разрыхлением грунта вручную. Проходка галереи заключается в разрыхлении грунта, откидывании грунта в при­ямок и далее в отвал и установка креплений. Разрыхление грунта в галерее и откидывание его в приямок выполняется малой саперной лопатой, а откидывание в отвал - большой са­перной или совковой лопатой. При проходке галереи в плотных грунтах для рыхления при­меняется инструмент ударного или ударно-поворотного действия. Установка крепления обычно осуществляется после откопки 2 м галереи (в слабых грунтах - 1м). Затем цикл ра­бот повторяется. После обнаружения пострадавшего устраивается окончательная галерея длиной до 2 м. Все работы выполняются расчетом из 3 человек. Устройство прохода в блокированное помещение осуществляется с целью беспре­пятственного и относительно удобного проникновения через проход внутрь блокированного помещения спасателей и эвакуации пораженных, в основном тех, которые утратили способ­ность к самостоятельному передвижению. Проходы в блокированное помещение устраиваются в виде проемов в перекрытиях, стенах (перегородках), входных дверях как снаружи здания, так и из соседних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предварительно подготовлен. Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м2 в свету со сторонами 0,6(1,0)х0,8(1,0) м2. Пробивка проема осуществляется с использовани­ем соответствующих технических средств (гидромолота, бетонолома или отбойного молота и т.п.). Требования безопасности при деблокировании пострадавших из - под завалов При устройстве лаза в завале разрушенного здания Спасатели обязаны выполнять работы в шахтерских касках, защитных очках, рабо­чих перчатках, и при наличии пыли - в респираторах; страховка осуществляется с помощью спасательного пояса, конец веревки от спасательного пояса должен постоянно находиться в руках страхующего спасателя, находящегося вне завала, в слегка натянутом состоянии. Работу следует проводить в установленной технологической последовательности, обеспечивающей поочередную локализацию опасных факторов и включающей: ограждение рабочей площадки и участка завала по направлению устройства лаза; подготовку рабочей площадки, установку техники, механизмов и подготовку их к работе; закрепление неустой­чивых строительных элементов и обломков в завале по направлению устройства лаза в зава­ле параллельно с ведением крепежных работ; соблюдение мер безопасности при пользова­нии механизмами и страховка спасателей. Размещение аварийно-спасательных средств на рабочей площадке должно осуществ­ляться с учетом последовательности их использования, исключать необходимость много­кратного перемещения этих средств. Проделывая лаз, спасатели обязаны: внимательно следить за состоянием завала: выбрав направление прокладки, убедиться в устойчивости окружающих конструкций и обломков, не допускать продвижения до их надежного закрепления; при установке подпор убедиться в достаточной прочности используемых конструк­ций или материалов (при закреплении гибкими или жесткими связками необходимо убе­диться в устойчивости элементов, которым крепится связка); при расширении пустот домкратами большой грузоподъемности или домкратами по­душками выбирать наиболее безопасное направление расширения, не нарушающее устойчи­вости завала; при работе в стесненных условиях в положении лежа или на коленях использовать мягкие налокотники или наколенники; при одностороннем направлении расширении полости установить домкрат на жест­кой основании или на плотно уложенной конструкции, обеспечить его устойчивое положе­ние во время работы (запрещается устанавливать домкраты на скользкие поверхности, а также допускать эксцентрические нагрузки на домкрат); расширенную полость немедленно закрепить распорками; расширение лаза путем раздвижки элементов завала в боковые стороны производить только в случае отсутствия угрозы обрушения обломков сверху; элементы завала, перекрывающие проходное сечение лаза и являющиеся опорными для других элементов, полностью не разрезать и не удалять; перерезание арматуры производить при условии, что это не приведет к самопроиз­вольной подвижке завала; удаление обломков, а также боя бетона и кирпича из лаза с помощью волокуши и ручной лебедки производить только после выхода спасателя из лаза или размещения его в боковой полости (при ее наличии); при использовании электрических машин для резки элементов завала и арматуры не допускать механического повреждения электропроводов (проверку исправности машин производить вне лаза); немедленно прекратить использование машин при искрении щеток и появлении кругового огня вокруг коллектора, вытекании смазки через вентиляционные от­верстия, появлении дыма или характерного запаха горящей изоляции, появлении перебоев в работе машины; вести работу посменно, продолжительность смены определяется условиями работы, температурой в завале, применяемой технологией; при возникновении непосредственной угрозы смещения обломков завала, появлении воды, запаха газа или дыма немедленно прекратить работы до уточнения обстановки и принятия меры по укреплению лаза, обрушению неустойчивых элементов или локализации источников вторичных поражающих факторов. При устройстве галереи в грунте под завалом разрушенного здания. Работы производятся в технологической последовательности, обеспечивающей лока­лизации опасных факторов: ограждение места работы, укрепление или обрушение здания, нависающих над уча­стком работ; укрепление элементов завала; расчистка площадки для размещения средств механизации и складирования материа­лов; отрывка приямка; проходка галерее. Работы при отрывке приямка и проходки галереи начинаются только после отключе­ния или локализации повреждений на всех расположенных на данном участке КЭС, откачки воды, фекалий, а также после укрепления нависающих конструкций. Не допускается нахождение людей при отрывке приямка экскаватором на участки его работы. Размеры приямка должны обеспечивать установку и условия для работы техники, складирования необходимых материалов и отвала вынимаемого грунта, не создавая при этом опасности для обслуживающего технику персонала и проходчиков галереи. Складирование вынутых из завала конструкций обломков (при невозможности одно­временного их вывоза в отвал) осуществляется не ближе 2 м от кромки оборудуемого прохо­да в завале без нарушения его устойчивости; исключается обвал вынутых обломков. Завер­шение разборки завала и устройство прохода непосредственно к пострадавшему с примене­нием средств малой механизации начинается после вывода из завала инженерной техники и закрепления оставшихся неустойчивых конструкций. При использовании для проходки галереи раскаточной машины глубина приямка должна быть не менее 2.5 м, а ширина - не менее чем на 0.5 м больше ширины машины. Проходку галереи необходимо осуществлять циклично по схеме: проходка забоя, погрузка и вывоз грунта, крепление выработки. Запрещается осуще­ствлять проходку до завершения цикла надежного крепления пройденного участка. При ручной разработке грунта спасатели должны размещаться на расстоянии, позво­ляющем не задевать друг друга при работе с инструментом. При работе на откосах приямка глубиной более 2.5-3,0 м и крутизне откоса 1:1 (при влажной почве 1:2) спасатели должны обеспечиваться спасательными поясами и принимать повышенные меры безопасности; запрещается подъем по неукрепленным откосам без стре­мянок. При транспортировке грунта из забоя и выемке его из приямка экскаватором запре­щается нахождение людей у вытяжных тросов и у отвала, а также перевозка их на вагонет­ке с грунтом При длине галереи более 10 м необходимо оборудовать вентиляцию с принудитель­ной подачей воздуха с наращиванием рукава подачи воздуха через каждые 5 м проходки галереи (количество свежего воздуха должно быть не менее 10 куб. м в час). Длительность непрерывного пребывания спасателя в забое не должна превышать 1 час; интервалы между рабочими циклами - не менее 30 мин. Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий Спасение с использованием автолестниц. Эвакуация людей с верхних этажей разрушенных зданий может успешно осуществ­ляться с помощью пожарной автолестницы типа АЛ-30 (131). Автолестница смонтирована на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 и применяется для обслу­живания зданий и сооружений высотой до 30 м. Боевой расчет состоит из 5 человек. Спасение людей с помощью автолестницы осуществляется после обнаружения по­страдавших, выбора места площадки и оборудования ее для установки автолестницы (при необходимости). Автолестница устанавливается на площадке размером 11,5 х 4,5 м2 на рас­стоянии около 10 м от здания в местах наибольших завалов. Площадка для установки авто­лестницы не должна иметь уклон более 12%. При углах наклона лестницы до 60° разрешает­ся подъем только одного спасателя, при углах наклона выше 60° допускается подъем двух человек с интервалом 10м. При прислоненной лестнице одновременно может перемещаться любое количество людей с интервалом не менее 3 м. При подъеме и опускании по лестнице во избежание ее раскачивания необходимо, чтобы люди ступали не в такт. Эвакуация по­страдавших по лестнице осуществляется в зависимости от их состояния спасателем или са­мостоятельно. Спасение с использованием автоподъемников Для доступа спасателей к пострадавшим на уровень 10-го этажа и выше применяются автомобильные подъемники и строительные вышки. Основными условиями их использова­ния являются: наличие необходимой площадки для установки подъемника и соответствие расстоя­ния до стены здания радиусу рабочей зоны подъемника. Для выполнения работ автовышку устанавливают на заранее подготовленной ровной горизонтальной площадке (с уклоном не более 3°) размером, соответствующим габаритам базовой машины с учетом радиуса рабочей зоны. Для обеспечения устойчивости машины под ее колеса подкладывают инвентарные упоры. Перед подъемом телескопа в рабочее по­ложение устанавливают боковые упоры, под них подкладывают инвентарные деревянные подкладки. При установке автовышки типа АП-17А в рабочее положение телескопическую часть обязательно выверяют по откосу. Перед подъемом спасателей проводят опробование вышки на холостом ходу, при котором проверяют плавность движения рабочей платформы при подъеме и опускании, устойчивость машины и действия предохранительных устройств. Во время пробного подъема рабочую площадку поднимают на полную высоту колена мачты до крайних положений, пока она автоматически не выключится. При срабатывании семафора подъем прекращают. После проведения контрольного подъема и спуска пустой ра­бочей платформы начинают осуществлять подъем спасателей и спуск пострадавших, кото­рые могут находиться на рабочей платформе сидя, лежа и стоя. Спасение с использованием вертолетов Существует несколько вариантов использования вертолетов: - выброска линя на крышу (верхний уровень сохранившейся части здания); - зависание на большой высоте (до 30-40 м), спуск спасателей и необходимого оборудования, эвакуация пострадавших; - посадка (зависание на малой высоте 1...1,5 м), доставка спасателей и необходимого оборудования и эвакуация пострадавших. В первом варианте с помощью вертолета перебрасывают линь (веревку, веревочную лестницу) через крышу или через верхний уровень сохранившегося здания для дальнейшего закрепления одного конца линя и подъема спасателей и спуска (самоспасения) пострадавших по другому концу. Во втором варианте при зависании вертолета на большой высоте (до 30-40 м) спуск спасателей и доставка необходимого оборудования, а также эвакуация пострадавших и гру­зов осуществляется при помощи спускового устройства роликового типа СУ-Р. Подъем пострадавших в вертолет можно осуществлять по веревочной лестнице или с использованием бортовой лебедки. При зависании вертолета на малой высоте пострадавшие могут подняться в вертолет самостоятельно или с помощью спасателей. Спасение людей по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам Эвакуация людей с устройством проемов из соседних помещений или секций (подъ­ездов) с сохранившимися лестничными маршами осуществляется при блокировании людей в помещениях разрушенного здания в случае сохранения лестничных маршей. Расположение и размеры проема должны обеспечивать возможность беспрепятственного и относительно удобного проникновения через него спасателей и эвакуацию пострадавших. Выбор способа эвакуации пострадавших зависит от состояния пострадавшего, степе­ни внешней угрозы для пострадавшего и спасателя, а также от имеющихся средств для транспортирования. Эвакуация с верхних этажей зданий осуществляется по сохранившимся лестничным маршам своей лестничной клетки или через устроенный проем по лестничному маршу другой лестничной клетки; пострадавшие эвакуируются на носилках двумя (четырьмя) спасателями или своим ходом с помощью сопровождающего. Эвакуация пострадавших вниз через проемы в перекрытии осуществляется с помощью спасательного пояса, веревки, горизонтально подвешенных носилок с пострадавшим. Для укрепления (временного восстановления) поврежденных элементов конструкций лестничных клеток используются два основных способа. 1) Установка дополнительных опор (в виде деревянных или металлических стоек с подкладками и клиньями) под поврежденный лестничный марш или плиту лестничной пло­щадки, которая включает: оценку несущей способности конструкции и выбор варианта ее укрепления; доставку дополнительных опор (стоек) или их заготовку на месте из подручных мате­риалов; установку и закрепление дополнительных опор; проверку устойчивости и несущей способности укрепленной конструкции. После визуального обследования выбирается вариант укрепления лестничных мар­шей. Укрепление лестничного марша или плиты лестничной площадки осуществляется при помощи стоек диаметром 10-12 см. В качестве стоек используются стойки забойщицкие. Ра­боты по укреплению лестничного марша выполняются расчетом из 3 человек: двое устанав­ливают стойку в нужное положение, один забивает клин между стойкой и маршем. Если стойка устанавливается в конце марша, то укладывается прокладка и вбивается клин под низ стойки. При установке стойки в середине лестничного марша укладывается прокладка и за­бивается клин в верхней части между маршем и стойкой. В случаях, когда стойки не за­готовлены заранее, используется подручный материал (трубы, бревна и т.п.). Для работы по укреплению лестничного марша достаточно иметь комплект шанцевого инструмента. 2) Усиление соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки установ­кой дополнительных крепежных деталей, которое включает: оценку состояния и целостности соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки и выбор варианта его укрепления; сверление (пробивку) отверстий под установку дополнительных крепежных деталей, установку и закрепление дополнительных армированных шпонок (металлических скоб) или болтов; проверку устойчивости дополнительного крепления. Для сверления отверстий в местах установки дополнительных креплений применять инструмент ударного или ударно-поворотного действия рекомендуется ограниченно. Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена дополни­тельными сварными соединениями проектных деталей. Для эвакуации пораженных при обрушении лестничного марша или плиты (плит) ле­стничной площадки на их место устанавливаются временные переходы в виде трапов, мос­тиков или настилов из досок и бруса, изготовленные на месте из подручных материалов или заготовленные заранее. Технология работ по устройству временных переходов может вклю­чать: установку элементов лесов (подкосов, схваток, прогонов и пр.) скреплением их гвоздя­ми, арматурой, болтами, хомутами и т.п.; расшивку стоек для укрепления их с другими эле­ментами; укладку и укрепление настила, установку ограждений. Работы проводятся вручную двумя спасателями и двумя их помощниками. Для выполнения работ потребуется комплект шанцевого инструмента, а также топор и пила — ножовка. Спасение людей с верхних этажей зданий с использованием канатных дорог Для спуска (эвакуации) людей с верхних этажей зданий и сооружений применяют специальные канатноспускные устройства. В состав устройств входят катушка с намотан­ным на нее несущим элементом (тросом или лентой), ручка для возврата несущего элемента, тормозной механизм для обеспечения безопасной скорости спуска, дублирующий ручной тормоз. Подготовка к спуску заключается в закреплении катушки канатноспускного устрой­ства к конструкциям здания (сооружения) и фиксировании несущего элемента с карабином спасательного пояса, предварительно надетого на пострадавшего. После этого осуществля­ется осторожный, медленный спуск пострадавшего. Все операции выполняются силами 4 спасателей, из которых двое располагаются на­верху, а двое - внизу, на земле. Располагающиеся внизу принимают пострадавшего и транс­портируют его за пределы рабочей площадки на пункт сбора пострадавших. Спасение людей с верхних этажей зданий с использованием спасательных рука­вов. Для спасения людей с верхних этажей зданий и сооружений могут использоваться спасательные рукава. Эффективным спасательным устройством является эластичный спаса­тельный рукав (чулок). Неоспоримым преимуществом спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств являются возможность его использовать для людей любого возраста и комплекции, физического и психического состояния, а также высокая пропускная способность - 15-36 человек в минуту. В процессе спуска возможна остановка спускающего­ся в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирования скорости спуска путем закручивания рукава вокруг вертикальной оси либо оттягиванием его в сторону стоящим на земле человеком. Немаловажное свидетельство больших возможностей спасательного рукава - высокая этажность зданий, где он может быть применен (до 25 этажа включительно). Ха­рактеристики спасательного рукава приведены в таблице. Тактико-техническая характеристика спасательного рукава (СР)  
Этажность Длина, м Время готов­ности, с Время спуска, с Скорость спуска, м/с
1-2 чел. 3-4 чел.
    около 22     1,3-1,0
    -“-     1,4-1,1
    -“-     1,32-1,06
    -“-     1,43-1,2

 

При применении спасательного рукава назначается группа спасателей из 3-4 человек, обученных способам его применения.

Перед началом спуска необходимо:

надежно закрепить верхний конец рукава к устойчивой конструкции здания;

убрать у подножия здания (в месте нахождения нижнего конца рукава) все обломки конструкций и посторонние предметы;

проверить прочность закрепления рукава путем спуска одного спасателя с примене­нием верхней страховки;

оградить подход к верхнему конусу рукава со стороны стены;

проинструктировать пострадавших по правилам поведения при спуске на рукаве.

В ходе спасательных работ соблюдаются следующие правила:

спуск малолетних детей осуществляется одновременно с их родителями или с одним из спасателей;

не допускается вход в рукав очередного спасаемого до тех пор, пока предыдущий не будет принят на земле;

не допускается прыжок спасаемого в рукав;

при подходе к верхнему концу рукава пожилых или психически неустойчивых людей им оказывается необходимая помощь;

страховка спасаемых при выходе из рукава (в нижнем конце) осуществляется 2-3 спа­сателями;

постоянно контролируется прочность закрепления рукава в верхней части;

все действия спасателей, обслуживающих рукав осуществляются с применением стра­ховочных средств.

Рукава размещаются в зданиях и сооружениях с входов с одного или нескольких уровней одновременно. Для спуска людей рукав закрепляется на спасательном устройстве с помощью разъемного металлического кольца, для которого в верхней части предусмотрено отверстие.

Пострадавшего, эвакуируемого с высоты, размещают в спасательном рукаве и на­правляют к земле. В ходе перемещения по полости рукава может регулироваться скорость спуска как спасаемым за счет изменения положения частей своего тела, так и спасателями, находящимися в здании, путем различных тактических действий, а также за счет различного конструктивного исполнения рукава.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.