Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономика, ее цели и задачи




Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое доходы и какие виды доходов вы знаете?

2. Что понимают под располагаемым доходом?

3. Изобразите кривую Лоренца и дайте характеристику индексу Джини.

4. В чем отличие прожиточного и социального минимумов?

5. Что входит в состав потребительской корзины?

6. Чем отличается реальная заработная плата от номинальной?

7. Каковы функции заработной платы?

8. Назовите основные формы заработной платы.

9. Дайте характеристику понятию уровня жизни.

10. Охарактеризуйте понятие качества жизни.

 

 

ГЛАВА 10. Введение в макроэкономику. Национальная экономика: результаты и их измерение

 

 

Макроэкономика – учение об экономическом состоянии страны в целом. Предметом ее является механизм функционирования народного хозяйства и факторы, которые оказывают влияние на изменение этого механизма, а также пути и способы воздействия государства на происходящие экономические процессы. Объектом макроэкономики выступают доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и др.

Макроэкономика не противостоит микроэкономике. Напротив, объективные и полные знания о механизме функционирования народного хозяйства в целом можно получить на основе вывода микроанализа в единстве с макроэкономическими исследованиями.

Современная макроэкономическая теория в своем развитии прошла несколько этапов. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. вызвал необходимость глубоких макроэкономических исследований. Исходным моментом развития макроэкономики стали экономические идеи Дж. Кейнса. Концепция Кейнса относится к 30-ым годам XX века, считается, что с этого момента макроэкономика оформилась в особый раздел. Основу этому разделу положила работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в 1936 году. Суть теории заключалась в том, что была доказана связь между ростом потребления и ростом объема производства; между ростом инвестиций или их сокращением и ростом или сокращением производства. Макроанализ, по Кейнсу, затрагивал следующие вопросы:

¨ чем определяется общий уровень занятости в экономике?

¨ в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень?

В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики связывается потребительским и инвестиционным спросом, а исходным пунктом является проблема занятости населения. Кейнс первым пришел к выводу о необходимости государственного вмешательства в экономику. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования. В той или иной степени правительства почти всех развитых стран в своей экономической политике использовали концепцию кейнсианства. Более полно они воплощены в практике госрегулирования США, где в 1946 г. был принят закон о занятости, который утвердил кейнсианские методы регулирования экономики. Законодательства, провозгласившие достижение полной занятости целью государственной экономической политики, были приняты в Англии, многие элементы этой концепции использовались в экономике Франции, Японии, ФРГ.

Разработанная Кейнсом теория госрегулирования экономики, известная как «теория полной занятости», после второй мировой войны получила развитие в концепции антициклического регулирования экономики и в неокейнсианских теориях экономического роста.

Поскольку макроэкономика имеет дело со свойствами системы как единого целого, все величины в макроэкономике рассматриваются в агрегированном, совокупном виде. Основными макроэкономическими величинами являются национальный объем производства, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.

Цели макроэкономики можно представить так:

1. Рост производства и его высокие темпы.

2. Высокий уровень занятости и низкая вынужденная безработица.

3. Стабильный уровень цен на свободном рынке.

4. Внешний баланс: экспортное и импортное равновесие стабилизации обменного курса.

Рост объемов производства как основной показатель экономического роста страны характеризует способность страны много производить и быстро наращивать выпуск прибыльных товаров и услуг, тем самым удовлетворять постоянно возрастающие потребности.

Вторая цель, а именно достижение высокой занятости, выступает не только главной экономической проблемой, но и является важной социальной задачей общества.

Задачей третьей цели является поддержание в обществе стабильных цен и низкого уровня инфляции.

Общей, главной задачей макроэкономики является содействие установленного общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках.

Современной экономической наукой выработаны инструменты для достижения этой задачи:

¨ правительственные расходы и налоговая система;

¨ контроль над денежным предложением;

¨ регулирование доходов от свободного установления зарплаты и цен до контроля над ними;

¨ внешнеэкономическая торговая политика и регулирование обменного курса.

Макроэкономика как любая наука располагает широким спектром методов в решении макроэкономических проблем. К таким методам относятся метод научной абстракции, индукции и дедукции, единства исторического и логического и другие. Особое значение в макроэкономических исследованиях имеет метод экономико-математического моделирования, построения моделей.

Макроэкономические модели позволяют определить результаты развития национальной экономики, структурные изменения в национальной экономике, понять смысл происходящего в национальной экономике, определить перспективы развития, выбрать оптимальные направления развития.

До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика рассматривалась как категория буржуазной политической экономики. Однако некоторые ученые все же проводили макроэкономические исследования. Значительный вклад в разработку теории экономического роста внесли Н.Д. Кондратьев, Л.В. Конторович, В.С. Немчинов, Л.И. Анчишкин и другие.

Отечественные ученые при исследовании макроэкономических проблем нерыночной экономики успешно использовали метод "затраты-выпуск", именуемый межотраслевым балансом народного хозяйства, экономико-статистический аппарат производственной функции и другие.

Отечественная макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает период с тридцатых до пятидесятых годов. На этом этапе имело место представление о том, что высокие темпы экономического роста характерны только для плановой системы хозяйства.

На втором этапе - начало шестидесятых и первая половина восьмидесятых годов - сформировались основы теории интенсификации и эффективности производства. Считалось, что только в результате углубления интенсификации и повышения эффективности производства возможно ускорение экономического роста.

Третий этап начался со второй половины восьмидесятых годов. В это время была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой проблема экономического роста не может быть сведена только к его количественной оценке.

Современный этап развития макроэкономики представлен научными исследованиями, направленными на решение проблем перехода России к рынку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.