Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и формы девиантного поведения




Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества (убийство, терроризм и т. п.)

Социальные отклонения различаются по разным критериям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.): преступления (уголовные, административные и др.) и аморальные поступки (пьянство, наркомания и др.). Однако это деление может быть относительным, так как игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление; по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретристские); по субъекту(индивиды, социальные группы, социальные организации).

Основными формами девиантного поведения принято считать правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию и самоубийство.

В реальной общественной жизни девиации могут проявляться как в явной, открытой форме (пьянство, хулиганств), так и в скрытой (латентной) форме (угодничество, наушничество, карьеризм и т.д.).

В социологии выделяют по уровню и масштабности индивидуальные и групповые отклонения: например, в первом случае – это когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, мальчик из стабильной. благополучной семьи, проявляющий явные признаки деликвента, – это индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры – это индивидуальный девиант; это чудачество, экцентричность (гр. excentrique – странный с причудами, из ряда вон выходящий, чудаковатый); во втором случае – это групповое, рассматриваемое как комформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре, в каждом обществе есть много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества («подвальная жизнь» подростков, группа бюрократов …).

В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разделять на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

По ориентированности действий: экстравертивное – направленное на внешнюю среду, например, семейные ссоры, насильственные преступления, и интравертивное – ориентированное на себя: пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.

По характеру выделяют первичное и вторичное отклонение. Эта концепция впервые была сформулирована и детально разработана Г. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он не классифицируется как девиант. Для него и окружающих его поступки – это шалость, экцентричность, ошибки. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на максимально одобряемое и неодобряемое отклонение приходится примерно 10-15 %, а 70 % составляют люди – «твердые середнячки», люди с несущественными отклонениями. Каждый человек за всю свою жизнь совершает множество мелких нарушений. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они совершали один и более незаконных поступков, но при этом в большинстве случаев таких людей не считают девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичное отклонение – это поведение, нарушающее социальные нормы, в результате чего нарушителю наклеивается ярлык девианта и постепенно он сам начинает ощущать себя таковым.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Иногда в случае совершения даже первого отклонения к индивиду приклеивают ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и он может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклонения от норм могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому их принято делить на два вида: позитивные или культурно одобряемые девиации – средства прогрессивного развития, повышения уровня организованности системы, устранения устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения(самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант) и негативные или культурно осуждаемые девиации −это явления, нарушающие функционирование системы и подрывающие подчас ее основы, которые прежде всего вызывают внимание, так как они угрожают стабильности общества (например, преступления, наркомания, алкоголизм, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм и. т.д.). Носителями позитивных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры и др. Образцами негативных девиаций можно считать революционеров, террористов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Все вышеперечисленное уже является предметом социологии девиантного поведения.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

По эффекту для группы или общества в целом выделяют: культурно одобряемые отклонения (самопожертвование, выдающаяся роль, достижения, альтруизм и др.) и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, выдающиеся артисты, спортсмены и т.д.- это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется, например, во время войны – полководцы, а в другое время – политические деятели, ученые. Какие же качества и способности поведения необходимы для социально одобряемого отклонения?

Во-первых, сверхинтеллектуальность, возвеличивание на основе которого, правда, возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельность (культурный деятель, крупный ученый).

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого и культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы.

Во-вторых, особые склонности позволяют проявить уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности, т.е. делать работу лучше других.

В-третьих, сверхмотивация, одной из причин ее появления является групповое влияние (например, возвышение индивида в той области, где протекала деятельность его родителей). Очень интересна гипотеза русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например с солнечной активностью (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990). Безусловно, влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности.

Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, Наполеон – одиночество в детстве; Николо Поганини – нужда и насмешки сверстников …

В-четвертых, личностные качества, которые теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Например, смелость, отвага нужны солдату, а не художнику и поэту; общительность, умение общаться, твердость характера – политику и предпринимателю, а не писателю и художнику …

Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивидов в различных областях деятельности. Например, ученый – это отрешенный от окружающих, немного сумашедший, начитанный и оригинальный; артист – фантазер, темпераментный. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания и рекламы профессии, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.

Личностные качества – это, безусловно, важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

В-пятых, счастливый случай не может сделать из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Например, Наполеон и Великая Французская буржуазная революция. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Этот фактор, конечно же не научный, но его не стоит сбрасывать со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве таковых почти в равной степени оказывались герои и злодеи, ленивые и сверхтрудолюбивые. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В некоторых обществах малейшие отступления от традиций сурово карались. Все находились под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Например, Спарта в V в. до н.э., советские партийные органы ХХ в., в 60-70-е гг советская школа.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения вновь возрождаются в еще более яркой форме. В конце 80-х гг ХХ в. советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным, это чрезвычайно широкий круг явлений. К видам или формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Что же касается группы с максимально неодобряемым поведением, то в нее входят революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы …

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.