Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие системы. Системные принципы. Система как продукт человеческого мышления




Система — некоторая совокупность элементов — моделей объектов, взаимодей­ствующих на основе прямых и обратных связей, моделирующая достижение задан­ной цели.

Элементы системы взаимозависимы и только во взаимодействии, все вместе (системой!) могут достичь цели, поставленной перед системой (напр., некоторого состояния, т. е. сово­купности существенных свойств в определенный момент времени).

Что же такое системность? Что имеется в виду, когда говорят «системность мира», «си­стемность мышления», «системный подход»? Поиск ответов на эти вопросы приводит к фор­мулировке положений, которые принято называть системными принципами. Любые прин­ципы основаны на опыте и консенсусе (общественном соглашении). Опыт изучения самых различных объектов и явлений, общественная оценка и осмысление результатов позволяют сформулировать некоторые утверждения общего характера, приложение которых к созда­нию, исследованию и использованию систем как моделей неких реальностей определяют методологию системного подхода. Некоторые принципы получают теоретическое обоснова­ние, некоторые обоснованы эмпирически, а некоторые имеют характер гипотез, приложе­ние которых к созданию систем (моделированию реалий) позволяет получать новые резуль­таты, служащие, кстати, эмпирическим доказательством самих гипотез.

В науке известно довольно большое число принципов, они по разному сформулированы [3, 4], однако в любом изложении они являются абстракциями, т. е. обладают высокой степе­нью общности и пригодны для любых приложений. Древние схоласты утверждали — «Если нечто верно на уровне абстракций, оно не может быть неверным на уровне реалий». Ниже приведены наиболее важные с точки зрения автора системные принципы и необходимые комментарии к их формулировкам. Примеры не претендуют на строгость и призваны лишь наглядно показать смысл принципов.

Принцип целеполагания — цель, определяющая поведение системы, всегда задает­ся надсистемой.

Принцип обратной связи — реакция системы на воздействие должна минимизиро­вать отклонение системы от траектории к цели.

Принцип целеустремленности — система стремится к достижению заданной цели даже при изменении условий окружающей среды.

Принцип толерантности — система не должна быть «строгой» — отклонение в опре­деленных пределах параметров элементов, подсистем, окружающей среды или по­ведения других систем не должны приводить систему к катастрофе.

Принцип оптимального разнообразия — предельно организованная и предельно неорганизованная системы мертвы.

Принцип эмерджентности — система имеет свойства, не выводимые из известных (наблюдаемых) свойств ее элементов и способов их соединения.

Принцип согласия — цели элементов и подсистем не должны противоречить цели системы.

Принцип причинности — всякое изменение состояния системы связано с опреде­ленной совокупностью условий (причиной), порождающих это изменение.

Принцип детерминизма — причина изменения состояния системы всегда лежит вне системы.

Принцип «черного ящика» — реакция системы является функцией не только внеш­них воздействий, но и внутренней структуры, характеристик и состояний составля­ющих ее элементов.

Принцип многообразия — чем многообразнее система, тем она устойчивее.

Принцип энтропии — изолированная (закрытая) система погибает.

Принцип развития — живуча только развивающаяся система.

Принцип отсутствия лишнего — лишний элемент системы погибает.

Принцип агонии — ничто не гибнет без борьбы.

Принцип сохранения количества материи — количество материи (вещества и энер­гии), поступающей в систему, равно количеству материи, образующейся в результа­те деятельности (функционирования) системы.

Принцип нелинейности — реальные системы всегда нелинейны.

Принцип оптимальной эффективности — максимальная эффективность функцио­нирования достигается на грани устойчивости системы, но это чревато срывом си­стемы в неустойчивое состояние.

Принцип полноты связей — связи в системе должны обеспечивать достаточно пол­ное взаимодействие подсистем.

Принцип квалитета — качество и эффективность системы могут быть оценены только с точки зрения надсистемы.

Принцип выхода из системы — чтобы понять поведение системы необходимо выйти из системы в надсистему.

Принцип относительной случайности — случайность в данной системе может ока­заться строго детерминированной зависимостью в надсистеме.

Принцип оптимума — система должна двигаться по оптимальной траектории к цели.

Принцип асимметрии — всякие взаимодействия асимметричны.

113.Д.Дидро "Мысли к истолкованию природы".

ДИДРО ДЕНИ (1713-1784)

Дидро Дени, писатель, философ-просветитель, родился в 1713 г. во Франции в семье ремесленника. В 1732 г. стал магистром искусств. Из ранних философских трудов известны «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747).

Атеистическое сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) послужило причиной ареста писателя. Выйдя из тюрьмы, Дидро стал редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780) и сумел, вместе с другими просветителями, Энциклопедию системой научного знания той эпохи и оружием в борьбе с религиозной идеологией. В философских сочинениях «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор д»Аламбера с Дидро», «Сон д»Аламбера» (1769) «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774—1780) Дидро отстаивал материалистические идеи, рассматривая все сущее как различные формообразования единой несотворенной материи. Согласно его учениям, материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития. Задолго до Ч. Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Дидро высказывался за реализм итальянской оперы, выдвигал идею среднего жанра между трагедией и комедией, в котором отражались бы горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия, старался внести в драму будничность, чтобы приблизить происходящее на сцене к обыденной жизни: «Беседы о «Побочном сыне»«(1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758).

Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и нравственного. Герои его произведений «Монахиня» (1760), «Племянник Рамо» (1762), «Отец семейства» (1756), «Жак фаталист» (1773) дискутируют о философии и морали, в этих образах воплощен образ народа Франции с его жизнелюбием и житейской мудростью. Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические особенности. Главное в этом деле — выявить природные способности детей и развивать их.

По приглашению Екатерины II в 1773 г. он приехал в Россию, где по просьбе царицы написал «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем. Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности. Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Умер в 1784 г. в Париже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.