Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 36 страница




Субъекты хозяйствования устанавливают и согласовывают с покупателями (заказчиками) отпускные цены (тарифы) на продукцию (товары, работы, услуги), поставляемую на территории республики, в белорусских рублях (кроме продукции (товаров, работ, услуг), расчеты за которую могут осуществляться в валюте в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе при наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение таких расчетов).

Согласно пункту 1 ст. 298 ГК в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах ("специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон. Это общее правило для всех субъектов гражданского права.

Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости утверждает и пересматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, за исключением товаров (работ, услуг), выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, а также перечень товаров (работ, услуг), изменение отпускных цен (тарифов) на которые не ограничивается предельными индексами.

Экономически обоснованное повышение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) может осуществляться при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) они обязаны произвести регистрацию таких цен (тарифов) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

 

4. Контроль за соблюдением дисциплины цен и ответственность за ее нарушение

 

В соответствии с Указом N 510 субъектами контроля выступают:

- Комитет государственного контроля;

- Департамент ценовой политики Минэкономики;

- управления ценовой политики Мингорисполкома и облисполкомов.

Согласно ст. 14 Закона о ценообразовании юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:

- нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

- применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;

- нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

- нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).

К юридическим лицам, предпринимателям, допустившим такие нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложения штрафа в таком же размере.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой выручки (суммы средств).

Указанные штрафы не подлежат уменьшению на сумму налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со: ст. 12.4 КоАП:

Нарушение должностным лицом (руководителем) юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) -

влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -

влечет наложение штрафа в размере до восьмидесяти базовых величин.

Отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в Республике Беларусь, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме "выпуск товаров для свободного обращения", ввозимые из Российской Федерации, а также непредставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, -

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение.

Ст. 12.6 КоАП:

Превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и юридического лица при совершении сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", а также индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, кроме индивидуального предпринимателя, оказывающего платные медицинские услуги, установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке -

влечет наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода с конфискацией дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов).

Реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и юридического лица при совершении сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", а также индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, кроме индивидуального предпринимателя, оказывающего платные медицинские услуги, с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) -

влечет наложение штрафа в размере до тридцати процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и юридического лица при совершении сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", а также индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом Республики Беларусь на переработку, подлежащих вывозу за пределы Республики Беларусь), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), -

влечет наложение штрафа в размере до тридцати процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Указанные действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

 

Тема 13. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИИ КОНКУРЕНЦИИ

То, что я приемлю в рыночных отношениях без всякой альтернативы, возражений – это конкуренция. Если есть честная конкуренция, не будет застоя в обществе, экономике (А. Лукашенко)

 

Литература

1. Орлова, Л.М. Недобросовестная конкуренция в современных экономических усло­ви­ ях / Л.М. Орлова // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2011. – № 11. – С. 156–161.

2. Паращук, С.А. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъ­ек­тов конкуренции и монополий): учеб. – практ. пособие / С.А. Паращук. – М.: Городец, 2002. – 416 с.

3. Сидорчук, В.К. Введение в европейское конкурентное право: учебное пособие / В.К. Си­дор­чук; под ред. Х.Херманна, С.А. Балашенко, Т. Борича. – Мн.: Зорны Верасок, 2010. – 180 с. – (Европейское экономическое право).

4. Тотьев К.Ю. Антимонопольное законодательство в свете принципов ex post и ex ante (по факту и заранее) // Законы России. – 2012. – № 7. – С. 52 – 57.

5. Янович, И.С. Антимонопольное законодательство зарубежных стран: общая харак­те­рис­тика / И.С. Янович // Вестник Московского государственного университета. – Серия 6. Право. – 2010. – № 6. – С. 102– 112.

6. Журнал «Закон» 2013. Июль.Антимонопольная ответственность: публичное регулирование или частная инициатива?. – С. 8 – 87.

 

1. Понятие монополистической деятельности

и конкурентного права

 

Законодательство о конкуренции и монополиях - сравнительно новое явление в правовой системе Беларуси. В условиях советской власти идея антимонопольного регулирования вообще не имела смысла, ибо государство было монополистом в экономике, политике, идеологии. Конкуренция считалась источником хаоса и кризисов перепроизводства и была заменена бесконфликтным соцсоревнованием. Демонополизация наряду с приватизацией составляет ядро реформы.

Корни антимонопольного регулирования уходят вглубь веков, к декретам римских императоров (о ценах). Впервые в законе термин "монополия" упоминается в 483 г. н.э. в Конституции о ценах Зенона (Рим). "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или рыбу, или на какую-либо иную вещь". В Англии в средние века сложилась доктрина "о недействительности монополии". Монополии были, как правило, результатом благосклонности государства. Монополизм возникает на основе преувеличения роли хозяйственной или политической власти, обычно при сговоре нескольких предпринимателей с властью.

Монополии стремятся к приобретению чрезмерной экономической власти, поэтому антимонопольное регулирование представляет одну из ведущих функций государства. Она включает три основных направления деятельности:1) активизация конкурентных структур, противостоящих монополии; 2) государственное регулирование монополий путем контроля за ценами и уровнем рентабельности; 3) предотвращение либо ликвидацию монополий. Антимонопольное законодательство представляет собой набор запретов, направленных на защиту конкуренции посредством применения исключений к принципу свободы договора.

В США антимонопольное регулирование осуществляет антитрестовское управление Министерства юстиции; в Японии - Комиссия по справедливым сделкам; во Франции - Совет по делам конкуренции. В Европейской комиссии имеется должность комиссара по конкуренции. Конкурентное право показывает, что хозяйственные отношения очень многогранны. Экономическая конкуренция - это не война бизнесов, а соперничество в интересах друг друга.

Термин «конкуренция» (competition, concurrence, Konkurrenz) происходит от лат. «concurrentia» и означает «столкновение», «состязание». Конкуренция существует везде: в науке, политике, спорте (в любых социальных, производственных, биологических системах). Первостепенное значение конкуренция имеет в экономике после ликвидации на рубеже 18-19 веков средневековых наследственных и сословных привилегий. Конкуренция в экономике может быть определена как соперничество предпринимателей за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на рынке товара. Самостоятельное конкурентное право берет начало с появлением первых законов о защите свободы конкуренции в конце 19 в. (в США - Закон Шермана 1890 г.; в Германии – Закон о недобросовестной конкуренции 1896 г.). Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется Antitrust Law (антитрестовское право). Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны («жертвы» в виде банкротств и безработицы).

Конкуренция - это прежде всего не правовые, а фактические отношения. Роль права - обеспечить добросовестную конкуренцию с помощью закона. Правовой порядок предоставляет в распоряжение участников рынка нормы, которые призваны на практике гарантировать возможность каждому субъекту участвовать в конкуренции, для чего необходимы производственная и профессиональная свобода, беспрепятственный доступ на рынок. При этом в максимальной мере исключается возникновение и укрепление такого влияния, которое не может нейтрализоваться конкурентами и соответствующими участниками рынка. Система права в целом и специальные законы государств должны обеспечивать свободную конкуренцию между предпринимателями.

Осуществление общей политики в области конкуренции является одним из приоритетных направлений деятельности Европейского союза. В соответствии со ст. 2 Договора об основании Европейского сообщества от 25 марта 1957 г. Европейское сообщество имеет одной из своих задач содействие высокому уровню конкурентоспособности условий хозяйствования. Общий рынок, экономический и валютный союзы строятся на принципе открытой рыночной экономики и свободной конкуренции (ст. 4 абз. 1 и ст. 108 Лиссабонского договора).

Ф.Хайек в работе "Дорога к рабству" подчеркивал, что законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Рынок - это место, где встречаются предложение и спрос. Он ограничен пространством и временем (сезонные артикулы), а также видом товара. На территорию влияет стоимость перевозки: чем выше цена перевозки, тем меньшая территория необходима, и наоборот. Рынок для кафетерия - это территория в несколько сот метров; для цемента - регион; для телефона - весь мир. В законодательстве различаются республиканский товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь; местный товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на части территории Республики Беларусь (область, район, населенный пункт), которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Рынок имеет следующие фазы: первое предложение; рост производства; полное удовлетворение спроса.

Выделяют 4 типа рынков:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего по потребительским свойствам товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Рынок монополистической конкуренции состоит из ряда покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то предприятие снизит свои цены на 10 процентов, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Как отмечает С. Левин проблема не в том, что монополия зарабатывает деньги, а в том, что она, как пылесос, высасывает вокруг себя любую предпринимательскую инициативу (Белорусы и рынок, 2012, 19 нояб.)

Монопсония - рынок с доминирующим покупателем. В соответствии с Инструкцией по выявлению монопольных цен, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 N 10 (ред. от 23.04.2010), монопсонически низкой ценой признается цена, устанавливаемая субъектом хозяйствования, доминирующим на рынке данного товара (группы товаров) в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца (поставщика).

Конкуренция - это доминирующий в рыночной экономике процесс решения следующих проблем: что должно производиться (определение структуры производства); как должно производиться (выбор процесса); где и для кого должно производиться. Конкуренция - это динамический процесс, ведущий к совершенствованию характера рынка, в рамках которого предприниматель предлагает лучший продукт для достижения своих целей. Отсюда конкуренты должны реагировать на угрозу и улучшать свой продукт, чтобы преодолеть отрицательные черты конкуренции. Средства, которые применяют предприниматели для укрепления своих рыночных позиций, разнообразны: цены, качество, сервис, срок поставки, обширность ассортимента. Предприниматели, которые создают новые рынки через введение инноваций, именуются пионерами. Благодаря монопольному скачку пионеры могут в какой-то период иметь легитимное монопольное положение и получать монопольную ренту. Однако здоровая конкуренция характеризуется тем, что это монопольное положение пионера теряется, потому что его существование вызывает интерес других (имитаторы) и на пионера оказывается конкурентное давление. Все предлагают новый, лучший продукт, и вследствие конкуренции выигрывает продавец. Растущий спрос при неизменном предложении ведет к росту цен; отсюда возникает реакция на новую ситуацию, состоящая в стремлении повысить предложение до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся (рыночное равновесие). Это свойство рыночного механизма как анонимного, неперсонифицированного и отсюда непредвзятого управленца, контролера.

При этом конкуренция выполняет следующие важные функции. Во-первых, она дает возможность выбора – при существовании конкуренции потребитель может с большей вероятностью удовлетворить свои предпочтения. Во-вторых, конкуренция создает мотивацию: конкурирующие предприятия в своем желании привлечь клиентов стараются найти такое сочетание услуг и товаров, которое лучше удовлетворяет потребности потребителя. Конкуренция создает основу для сравнения: когда существует только одна организация, довольно трудно определить, является ли она эффективной или нет. В результате конкуренции эффективные и способные произвести удовлетворяющие запросы потребителей товары и услуги будут развиваться, а неэффективные в перспективе просто исчезнут. Большая часть ресурсов будет переходить под контроль предприятий, принимающих более эффективные решения, что служит общественным интересам.

Однако конкуренция может достичь своих целей, когда имеются для этого предпосылки, которые исключают ее ограничения.

Конкуренция действует благодаря шансу получить доход, который она открывает, а также через угрозу потерь, которые наступают при неэффективной работе как общественная санкция.

Конкуренция существует в рыночной экономике как ее естественное свойство, но она также стимулируется, насаждается извне, через антимонопольное регулирование, т.е. целенаправленную государственную деятельность в соответствии с законодательством с целью защиты добросовестной конкуренции. Законодательство включает нормативное и организационное регулирование на принципах свободы экономической деятельности; свободного перемещения товаров и денег, поддержки конкуренции и ограничения монополий, в том числе естественных. Конкуренция - состязательность, соревнование субъектов хозяйствования через улучшение качества товаров, обновление и расширение товарного ассортимента, предоставление покупателю (пользователю) комплексных услуг (доставка, обслуживание, ремонт и т.д.), совершенствование системы сбыта и т.п.

9 декабря 2010 г. в г. Москва подписано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Беларусь, Казахстан, РФ).

В ст. 9 ГК установлено общее правило о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Согласно ст. 1 Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции":

монополистическая деятельность - противоречащие Закону "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей;

государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

правомерная монополия - государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Анализ конкурентного законодательства позволяет выделить в качестве его предмета регулирования:

- отношения, возникающие в связи с монополистической деятельностью;

- отношения, возникающие в связи с недобросовестной конкуренцией;

- отношения, возникающие в связи с неблагоприятным воздействием иностранной конкуренции;

- отношения, возникающие в связи с деятельностью правомерных монополий.

Конкурентное право включает положения о запрете картелей и злоупотребления доминирующим положением, о слиянии предприятий, а также о государственной помощи (субсидиях) предпринимателям.

Приоритетным методом регулирования для конкурентного права выступает диспозитивный. Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают вопросы конкурентной политики. Метод субординации (императивного воздействия) применяется при властном антимонопольном регулировании предпринимательской деятельности (например, выдача предпринимателю предписания антимонопольного органа, привлечение к ответственности).

Различают общие и специальные принципы конкурентного права.

Принцип свободы экономической деятельности включает:

возможность для субъекта начинать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной законом области и форме;

защиту от необоснованного вмешательства со стороны других субъектов, в том числе государственных органов;

право на судебную защиту.

Принцип государственного регулирования конкурентных отношений.

Принцип законности.

Специальные принципы:

принцип поддержки добросовестной конкуренции (гарантируются конкурентные основы рынка, пресекаются противоправные монополистические проявления, стимулируется численный рост производителей и потребителей).

Пресечение деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Специальное регулирование деятельности естественных и государственных монополий.

Принцип единого экономического пространства и запрета искусственных барьеров на пути движения товаров, капиталов.

Принцип сочетания публичных и частных интересов.

Сочетание предварительного и последующего контроля.

В Беларуси существует необходимость в создании антимонопольного органа. Его отсутствие является особым недостатком в условиях единого экономического пространства. Не вполне согласуется с конкуренцией мода на создание холдингов.

 

2. Антимонопольное регулирование хозяйственной деятельности

 

Антимонопольное регулирование направлено не против монополий, а против монополистической деятельности, основными видами которой являются:

- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

- соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции;

- соглашения и акты государственных органов, ограничивающие конкуренцию.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 N 229 (ред. от 23.04.2010) утверждена Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Установление факта доминирующего положения осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета при:

принятии решения о включении (исключении) в (из) Государственный(ого) реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр);

изучении уровня монополизации товарных рынков;

рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений;

выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29.04.2003 N 98 (ред. от 23.04.2010) утверждено Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий. Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 N 13 (ред. от 23.04.2010) утверждено Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Целью формирования и ведения указанного реестра являются определение перечня хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственный контроль за их деятельностью со стороны антимонопольных органов, а также выработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности.

Формирование реестра осуществляется в Министерстве экономики Республики Беларусь Департаментом ценовой политики, а также управлениями ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.