Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая деятельность ООН и других международных организаций




Политику ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды определила Резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962). В рамках реализации решений этой конференции была принята одна из крупнейших научных программ экологических исследований «Человек и биосфера».

Обеспокоенность мирового сообщества состоянием окружающей среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения Земли и техногенной нагрузки на природу планеты стали в центре внимания Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде в 1972 г., которая стала историческим этапом в развитии международных программ с участием почти всех государств мира.

Значимость исторических решений конференции, которые хотя и носили рекомендательный характер, но создали предпосылки формирования комплекса международно-правовых норм, регулирующих различные аспекты охраны окружающей среды, подтверждает тот факт, что день открытия Стокгольмской конференции – 5 июня – был объявлен Всемирным днем окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура ООН – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – центральное учреждение ООН в данной области, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы. ЮНЕП занимается наиболее острыми проблемами глобального экологического кризиса: изменением климата, опустыниванием земли, деградацией почв, вырубкой лесов, сокращением запасов пресной воды, загрязнением океана, сокращением биологического разнообразия.

Одно из начинаний ЮНЕП – создание всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Она состоит из следующих подсистем: ИНФОТЕРРА (Глобальная информационная сеть, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц указателями источников информации по окружающей среде); ГСМОС (глобальная система мониторинга окружающей среды для координации замеров глобального загрязнения); МРПТХВ (Международный регистр потенциально токсичных химических веществ для раннего оповещения об ущербе окружающей среде от химических загрязнений).

Информация о Земле (ИНФОТЕРРА) пока является единственной, полностью функционирующей частью Глобальной системы наблюдений.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92). На ней встретились 114 глав государств, дипломаты из 178 стран, представители 1600 неправительственных организаций.

На конференции главной целью человечества названо «устойчивое развитие» общества. Были поставлены вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» в качестве сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если первая Конференция ООН (1972) положила начало интенсивному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то вторая (1992) подвела первые итоги и приняла несколько очень важных документов. Среди них такие, как «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов», Рамочная Конвенция по проблемам изменения климата, «Конвенция о биологическом разнообразии» и «Повестка дня на XXI век» – суперпрограмма, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем ближайшего будущего.

«Повестка дня на ХХІ век» – документ, который призван служить планом практических мероприятий по обеспечению экологически гармоничного и устойчивого социально-экономического развития. Обширный документ включает более 100 программ, охватывающих широчайший диапазон проблем – от преодоления нищеты до усиления роли общества в решении проблем охраны природы.

Рекомендации «Повестки дня на ХХІ век» сводятся к следующим направлениям:

1. Борьба с нищетой.

2. Снижение потребления ресурсов в современной техносфере.

3. Сохранение устойчивости биосферы.

4. Необходимость учета природных закономерностей при принятии решений в политической, экономической и социальной сфере.

Документы, принятые на Конференции 1972 г. (кроме Повестки дня), приобрели законодательный характер (в отличие от рекомендательного характера Стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государство-участник конференции должно было отрегулировать свое национальное законодательство в соответствии с принятой мировым сообществом концепцией устойчивого человеческого развития.

Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над сугубо экономическими целями.

Специализированные учреждения ООН, образованные по секторальному принципу, также включают вопросы охраны природы в сферу своей деятельности. Такими специализированными отделениями ООН являются:

- ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

- ПРООН – Программа ООН по развитию. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресуров. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание для их проведения материально-технической базы.

- ЮНИДО – Программа ООН по промышленному развитию.

- ЕЭК – Европейская экономическая комиссия ООН.

- ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, цели которой: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека, обеспечение безопасности использования химических препаратов; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

- ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – занимающаяся вопросами продовольственных ресурсов, развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях.

По договору с ООН осуществляет свою деятельность Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ).

Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО, и Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF).

По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, среди них – созданный еще в 1922 г. Международный совет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.

С решением глобальных экологических проблем связана деятельность международных общественных партий, организаций, групп, движение так называемых «зеленых», или экологистов.

Самой известной в настоящее время является экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»). В 1971 г. это была небольшая группа энтузиастов, главное направление деятельности которой была борьба с радиоактивным загрязнением биосферы. В 90-х гг. «Гринпис» привлекал внимание общественности к проблеме загрязнения воздуха и разрушения озонового слоя. В 1996 г. начал компанию против генетически модифицированных продуктов питания.

Сегодня «Гринпис» – это крупная международная экологическая организация, у которой более 2,5 млн. сторонников по всему миру. Представительства ее существуют в более чем 40 странах мира.

В числе наиболее молодых общественных организаций следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Московский международный энергетический клуб (1990).

Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят международные финансовые организации – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

- оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;

- содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;

- поощрение развития в странах рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;

- организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров: и т. д.;

- проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.

Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т. д.

Специалистами банка в настоящее время разрабатывается «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов «генной инженерии», связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР способствует реализации экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внимание уделяется инвестированию энергетических объектов, обеспечивающих «положительный экологический замещающий эффект» благодаря переходу электростанций с бурого угля на газ.

Необходимо отметить также специальный международный механизм, в рамках которого может выкупаться часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств. Для этой цели в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.

Помощь богатых европейских стран и международных финансовых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды – в отношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других государств Центральной и Восточной Европы.

Участие Республики Беларусь в международном
экологическом сотрудничестве

Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:

- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

- Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30 % к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

- Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;

- Рамочная Конвенция ООН об изменении климата;

- Конвенция ООН о биологическом разнообразии;

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и фло­ры, находящимися под угрозой исчезновения;

- Конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления;

- Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель и др.

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха»). С учетом выполнения Белоруссией международных обязательств установлены критические нагрузки на экосистемы республики под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др. Предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в Республике Беларусь и т. д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских государств обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основные функции экосети –выявление наиболее важных (ключевых), с точки зрения сохранения биоразнообразия, территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк. В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.

В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта «Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг», выполняемого совместно с Польшей и Украиной.

В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь – последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачи МЭС определяются следующим образом:

- осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

- проведение совместных экологических экспертиз проектов;

- оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

- ведение межгосударственной Красной книги.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды.

Беларусь развивает также двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего, со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

В рамках двустороннего сотрудничества регулярно проводятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологического сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотрудничеству в приоритетных направлениях охраны природы.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.

Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи, деятельность по созданию трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье» и др.

В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и Данией развернута работа по таким приоритетным направлениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др.

В частности, совместно с Датским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бассейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы работы по двум проектам, финансируемым Датским правительством: «Обследование и утилизация старых, накопленных пестицидов в Республике Беларусь» и «Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь».

По линии сотрудничества с Австрией продолжается работа в области содействия реализации совместных проектов по сохранению климата, альтернативной энергетике, обращению с отходами и др.

Республика Беларусь участвует в Программе добровольного сотрудничества Всемирной метеорологической организации, на условиях безвозмездности получая из региональных центров ВМО прогностические карты и материалы. В 2004 г. стране был передан комплекс ТВИМ-Терминал, обеспечивающий прием гидрометеорологической информации через спутник Земли RETIM.

В соответствии с международными программами и конвенциями, в Республике Беларусь выполнены следующие мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

1. Начаты измерения концентрации приземного озона (в соответствии с Венской Конвенцией);

2. В Секретариат Монреальского протокола предоставляются ежегодные отчеты о потреблении регулируемых озоноразрушающих веществ субъектами хозяйствования РБ;

3. Произведена оценка источников поступления в окружающую среду стойких органических загрязнителей;

4. Создан механизм посредничества по биологическому разнообразию в Беларуси;

5. Разработан План по совершенствованию законодательства в области торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

6. Выполняется ряд международных проектов по грантовой помощи через ПРООН-ГЭФ по управлению и охране биоразнообразия в пределах Полесского региона;

7. В 2004 г. белорусскими и литовскими специалистами разработан план действий по сотрудничеству в области охраны и управления трансграничными водно-болотными угодьями и природоохранными территориями;

8. Подготовлен ряд проектов нормативных актов по обращению с медицинскими отходами, сжиганию отходов на суше, контролю над их передвижением и т. д.

Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн. дол. – на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы – на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти.

Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств – неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).

 


ТЕМА 9.2. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.