Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма гос устройства




Унитарное государство – это элемент формы госва, характеризующий внутреннюю структуру госва, способ его политического и территориального деления с определёнными органов всего госва с органами его составных частей.

Унитарная форма (от лат. «unitas» – единство) является наиболее простой и характеризуется следующими признаками.

Унитарная форма государственного устройства – способ территориальной организации государственной власти, при котором в состав государства не входит других государственных образований.

Признаки унитарного государства:

1. в состав государства не входят каких–либо государственные образования. Территория унитарных государств обычно делится на административно-территориальные единицы (края, области, губернии, районы, города и т.д.), которые не обладают суверенитетом и другими признаками государственности, а территория наиболее мелких государств (Мальта в Средиземном море, Бахрейн в Азии, Аруба в Карибском бассейне, Науру в Океании и др.) не имеет и административно-территориального деления.

2. существует только одна, единая для всей страны система высших органов государственной власти, непосредственно осуществляющих руководство местными органами.

3. действует только одна конституция, а также единая для всей страны система законодательства.

4. все внешние межгосударственные сношения в унитарном государстве осуществляют центральные органы, которые и представляют страну на международной арене.

5. в унитарном государстве существует единое гражданство.

В литературе обращают внимание и на некоторые другие признаки унитарного государства.

Несмотря на наличие общих черт, унитарные государства обладают вместе с тем и особенностями, что позволяет их классифицировать на определенные виды. Так, в зависимости от наличия в унитарных государствах автономий их делят на простые и сложные.

Простые – это унитарные государства, в составе которых нет автономий. Территория таких государств либо вообще не имеет административно-территориального деления (в наиболее мелких государствах), либо делится только на административно-территориальные единицы (Алжир, Колумбия, Польша, Франция и др.).

Сложные унитарные государства- это государства, имеющие в своем составе одно или несколько автономных образований (Азербайджан, Дания, Испания, Китай и др.). Автономия (от греч. «autonomia» – самоуправление, независимость) в государственном смысле – это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Различают территориальную и экстерриториальную автономию.

Территориальная автономия представляет собой учет вышеназванных особенностей путем выделения определенных территорий, населению которых предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы местного значения. При этом нередко учитывается этнический признак, в связи с чем различают собственно территориальную (областную) и национально-территориальную (этнотерриториальную) автономию. Собственно территориальная автономия предоставляется населению, не имеющему этнических отличий, но имеющему особенности в области хозяйства и культуры, которые обусловлены историческими или географическими факторами. Национально-территориальная автономия предоставляется компактно проживающим на определенной территории национальным меньшинствам (этносам) и является реализацией их права на самоопределение, на выбор государственных форм организации своей жизни.

Территориальную автономию подразделяют также на политическую и административную. Основное их различие, носящее, правда, несколько относительный характер, видят в том, что политическая автономия имеет право на собственное законодательство, а административная автономия таким правом не обладает.

Экстерриториальная автономия (ее называют также этнокультурной или национально-культурной автономией) в отличие от территориальной не связана с обособлением территории. Такая автономия может быть предоставлена этническим меньшинствам, разрозненно проживающим в различных частях страны. В этом случае подобные меньшинства вправе создавать на общегосударственном уровне свои представительства, органы, обладающие консультативными (совещательными) полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и позволяющие защищать интересы данных меньшинств.

Унитарные государства принято подразделять также на централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные. Основанием такого деления является степень зависимости административно-территориальных единиц государства и их органов от центральной государственной власти. В централизованных унитарных государствах степень зависимости административно-территориальных единиц и их органов от центральной власти является достаточно высокой. В таких государствах существует жесткая вертикальная система управления, при которой местные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми центральной властью. В настоящее время такая система управления существует, как принято считать, только в условиях военных режимов. Для децентрализованных унитарных государств характерно местное самоуправление во всех административно-территориальных единицах. Органы местного самоуправления формируются здесь непосредственно населением и не относятся к органам государственной власти.

Федеративное государство.

Федерация - это сложная форма государственного устройства, при которой в состав государства входят административно-территориальных единицы, обладающие статусом государственных образований и определенным суверенитетом.

Исторические первые федерации возникли на основе союза их субъектов, которые ранее были независимыми государствами (США, Швейцария).

В настоящее время около трети населения земного шара проживает в федеративных государствах. К современным федерациям относятся: Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Россия, США, ФРГ, Швейцария и другие государства.

Признаки федерации:

1. федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований, которые именуются субъектами федерации. Субъекты федерации обладают определенным суверенитетом, но собственно государствами их называть нельзя. Субъекты Федерации, как правило, не являются субъектами международного права

2. в федерации существуют двухуровневая система высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные - только на территории соответствующих субъектов федерации. При этом большое значение имеет разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных органов и органов субъектов федерации. А.Б. Венгеров отмечал, что возможны три принципа разделения полномочий: принцип исключительной компетенция федерального центра, принцип исключительной компетенция субъектов федерации и принцип трех сфер полномочий (наряду с исключительной компетенцией федерации и ее субъектов закрепляется совместная компетенция центра и субъектов).

3. в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации. Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.

4. в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы этих субъектов федерации.

5. в федерациях формируется двухканальная система налогов. Федеральные налоги поступают в бюджет федерации, налоги субъектов федерации поступают в их бюджет и расходуются субъектами самостоятельно.

6. важным признаком федерации, отличающим его от межгосударственных образований, является отсутствие (как правило) права одностороннего выхода субъекта федерации из состава федерации (права сецессии). В некоторых федерациях такое право существовало (СССР).

Федерации не являются однотипными и подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан). Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.).

Чиркин в зависимости от того, на какой основе создается федерация, выделяет федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.).

Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные - это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычаями и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т.е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехословакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные - это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства - это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные - это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие - по территориальному. Примером такой федерации может служить современная Российская Федерация.

С учетом правового положения субъектов, федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные - это федерации, состоящие из субъектов обладающих одинаковым правовым статусом. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные - это федерации, в которых один или несколько субъектов федерации отличаются по своему статусу от других субъектов. К таким федерациям можно отнести, например, Индию, Россию. Чиркин «Основы сравнительного государствоведения»,

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

В современном мире отмечается стойкая тенденция к межгосударственной интеграции. Стремление государств к объединению обусловлено экономическими, политическими, военными, экологическими и иными причинами. Действую совместно, государства получают возможность более эффективно реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику.

Межгосударственные объединения формируются уже в далеком прошлом. Это были, как правило, временные военные союзы, основными целями которых были либо военная экспансия, либо наоборот - защита от внешнего вторжения. Следует отметить. что формирование подобных союзов зависело во многом от воли и интересов правителей.

Межгосударственное объединение - это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью согласования действий государств политической, экономической, военной и (или) иных сферах, а также их дальнейшей интеграции.

Межгосударственные объединения могут приобретать самые разнообразные формы - конфедерации, сообщества, содружества, союза и пр. Но для всех их характерны определенные признаки, позволяющие отличить ее от сложных государств. К числу таких признаков относятся:

1. государства, входящие в межгосударственные объединения сохраняют свой суверенитет. Субъекты межгосударственного объединения - полноправные субъекты международного права. Они продолжают оставаться суверенными государствами. Но вхождение их в межгосударственное объединение, накладывает на данные государства определенные обязательства, которым государство должно следовать. Так факт вхождения России в Совет Европы наложил на государство обязанность отказаться от применения смертной казни, в связи с чем был введен мораторий на ее применение.

2. субъекты межгосударственного объединения имею право одностороннего выхода из состава данного объединения.

3. действие правовых актов межгосударственного объединения на территории входящих в него государств возможно только с согласия данных государств. Данное согласие, как правило, выражается в форме ратификации данных правовых актов.

4. добровольный характер образования межгосударственных объединений. Как правило, союзы государств функционируют на основе международного договора или иного документа, его заменяющего. В данном договоре определяются цели и задачи объединения, органы управления межгосударственным объединением и их компетенция, права и обязанности участников объединения и другие вопросы.

Межгосударственные объединения отличаются друг от друга степенью интеграции. Наиболее тесной формой интеграции государств является конфедерация. История знает примеры, когда конфедерации преобразовывались в федеративные государства (США, Швейцария), но чаще конфедерации распадаются, достигнув тех целей, ради достижения которых они были созданы.

Классификация межгосударственных объединений:

- в зависимости от преследуемых целей межгосударственные объединения подразделяются на экономические, политические, военные, гуманитарные и пр.

- в зависимости от характера интеграции межгосударственные объединения можно классифицировать на координационные и интеграционные. Первые не преследуют цели объединения государственных образований. Их задача сводится к простой координации действий государств на международной арене (ООН, СНГ, ОПЕК, АСИАН и пр.) Вторые возникают для глубокой экономической, политической и прочей интеграции и предполагают в дальнейшем возможность объединения государств (Европейский Союз, Союз России и Беларуси и пр.)

Межгосударственные объединения могут подразделяться на открытые и закрытые. Открытые межгосударственные объединения предполагают возможность свободного присоединения к ним других участников (ООН). Членство в закрытом межгосударственном объединении требует от государств-кандидатов выполнения определенных условий. Вступление в подобное объединение возможно только с согласия всех или большинства стран-участниц (НАТО, Евросоюз).

Межгосударственные объединения не следует путать с международными организациями.

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем.

 

Политический режим и его виды.

В качестве одного из элементов формы государства большинство ученых рассматривают политический режим. Сразу следует отметить, что вопрос о включении данной категории в состав формы государства вызывает дискуссии среди правоведов. например В.Н. Протасов, не рассматривают политический режим в качестве элемента формы государства. Другие считают, что категория «политический режим» не в полной мере отражает сущность данного элемента формы государства. Чиркин указывает, что в форму государства входит не политический режим, а государственный режим, который является частью политического режима. Вместе с тем в науке встречаются и другие мнения. В частности для характеристики функциональной стороны государства ряд ученых употребляют термины государственно-правовой режим или политико-правовой режим, указывая, что акцент следует делать на правовые методы осуществления власти.

Безусловно, категории «политический режим» и «государственный режим» не следует рассматривать как тождественные. Но их соотношение не может быть рассмотрено как соотношение части и целого.

Политический режим - совокупность приемов и методов осуществления политической власти, характер взаимоотношений между субъектами политической системы общества по поводу реализации данной власти.

Политический режим - это функциональная сторона политической системы. Данная категория показывает какими средствами субъекты политической системы реализуют политическую власть. В то же время государственный режим выражает функциональную сторону государства, как центрального элемента политической системы общества. Государственная власть распространяется не только на субъектов политической системы, но и на участников иных общественных отношений - экономических, культурных, этнических и прочих. В связи с этим можно говорить о существовании экономического, культурного и прочих социальных режимов, характеризующих взаимоотношения участников данных отношений.

Государственный режим характеризует методы и способы осуществления государственной власти не только в политической сфере, но и в других подсистемах общества.

Государственный режим - это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти.

Государственный и политический режимы, складывающиеся в конкретном обществе, зависят от множества факторов: уровня политической и правовой культуры субъектов общества, политических традиций, внешнеполитической ситуации (например, агрессии по отношении к государству), даже в какой-то степени и от размеров и расположения территории государства.

Все многообразие политических режимов можно свести к двум основным разновидностям: демократические режимы и антидемократические режимы.

К демократическим принято относить режимы, основанные на широком и реальном участии народа в управлении делами государства. То есть это режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» - народ, «cratоs» - власть).

Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредственной, или прямой, а может быть и представительной. При непосредственной демократии народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть, напрямую решая вопросы государственной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через представителей, которых он выбирает.

В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть.

К признакам современного демократического режима можно отнести:

1. выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).

2. участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Прямая демократия может также осуществляться в формах митингов, шествий, собраний, пикетов и других форм непосредственного народного волеизъявления. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

3. реализация принципа разделения властей. В соответствии с указанным принципом единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов.

4. государственная власть осуществляется преимущественно методами убеждения, поиска компромиссов, достижения консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

5. провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.

6. политический и идеологический плюрализмом. Политический плюрализм выражается, главным образом, в многопартийности, а также в наличии политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.

Одной из разновидностей демократического режима можно считать либеральный режим. Хотя некоторые авторы (Чиркин) относят либеральный режим к полудемократическим, переходным режимам. Либерализм характеризуется минимальным вмешательством государства в протекающие социальные процессы. Слабая социальная защищенность личности, большое социальное расслоение общества - характерные признаки либерального режима.

К антидемократическим относят режимы, прямо противоположные демократическим. Такие режимы основаны на использовании различных антидемократических методов и способов осуществления государственной власти и при них либо нет демократии, либо создается только ее видимость. Среди антидемократических режимов особо можно выделить два: тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

1. преобладание методов принуждения при осуществлении государственной власти. Активно используется насилие, террор, внесудебная расправа с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции. 2.государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. 3. отсутствует разделение властей. 4. отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.5. полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. 6. политический и идеологический монизм. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой - либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

Авторитарный режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.).

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический.

К наиболее важным признакам авторитарного режима можно отнести следующие:

1. государственная власть концентрируется в руках правящей верхушки (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

2. игнорируется разделение властей. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы.

3. преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

4. допускается ограниченный политический и идеологический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

5. демократические права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод.

Основным отличием авторитарного режима от тоталитарного является отсутствие тотального контроля со стороны государства за всеми сферами социальной жизни. При авторитарных режимах допускается определенная автономия личности в экономической, культурной, духовной сфере, личной жизни.

Надо сказать, что вопрос о классификации демократических и антидемократических режимов является непростым и требует основательной научной проработки. Поэтому вполне можно понять авторов учебников по теории государства и права, которые, раскрывая содержание отдельных видов политических режимов, ориентируются в целом на современные режимы. В то же время история знает и иные виды политических режимов (тиранический, деспотический, клерикальный и пр.)

 

Понятие и классификация функций государства.

Под функциями государства в современной теории государства и права понимаются главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Профессор М.И. Байтин дает следующее определение функций государства:

Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общесоциальная сущность и назначение.

Считается, что функции государства зависят от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Со своей стороны цели и задачи государства также зависят от реальных условий. Л.А. Морозова в качестве подобных условий выделяет:

- потребности и интересы населения;

- экономические возможности общества;

- нравственное и культурное развитие общества;

- профессионализм государственных структур и др.

В современном понимании функций государства можно особо выделить несколько моментов.

Во-первых, под функциями государства всегда понимают деятельность, которую данное государство осуществляет. Во-вторых, указанная деятельность государства всегда имеет целенаправленный характер.

В.Н. Протасов отмечает ряд важных моментов в понимании природы функций государства. Так, он отмечает, что категория «функция» является категорией системного подхода и применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических. Назначение данной категории состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее целей. Функция - это образец работы системы.

В связи с этим В.Н. Протасов делает вывод о необходимости отличать функции государства, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед государством, и, с другой стороны, от реальной, фактической деятельности государства. Реальная деятельность государства может отклоняться от его функций. Поэтому далеко не любую деятельность государства можно рассматривать в качестве его функции. Одна из важных проблем государства состоит в том, чтобы направить свою реальную деятельность на осуществление функций государства. Суть бюрократизма состоит именно в том, что деятельность властной системы отклоняется от осуществления государственных функций.

Функции государства требуют определенного построения государства, соответствующего способа организации системы властных отношений, то есть формы государства. Например, система исполнительных органов государственной власти во многом отражает те направления деятельности, которые фактически осуществляет государство (социальное, экономическое, внешнеполитическое и пр.).

Функции государства подвержены эволюции. На разных этапах существования государства перед ним могут вставать различные проблемы, могут меняться представления о способах решения, стоящих перед государством проблем, что неизбежно сказывается на характере деятельности государства и содержании этой деятельности. Так, например, научно-технический прогресс привел к появлению новых, ранее несвойственных для государства направлений деятельности (экологическая функция, функция поддержания ядерной безопасности и пр.).

Государство выполняет множество разнообразных функций, в связи с чем необходима их научная классификация. Классификация функций государства может быть проведена по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние. Внутренние - это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории, а внешние - это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран.

Несмотря на достаточно широкое распространение, данная классификация, тем не менее, некоторыми современными исследователями оспаривается. По их мнению, деление функций государства на внутренние и внешние является во многом условным, так как деятельность государства внутри страны зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами.

Некоторые авторы проводят классификацию функций по их значимости и выделяют основные и не основные функции. Основные функции - это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Государство, решая эти задачи, мобилизует весь свой потенциал, реализуя его в выполнении соответствующих функций. Не основные функции - это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач. В.Н. Протасов не считает подобную классификацию обоснованной, отмечая, что в реализации любой функции существует объективная социальная необходимость и все они одинаково важны для общества.

Большое значение имеет для уяснения природы государства классификация функций на классовые и общесоциальные. Большинство современных государствоведов отмечают двойственность природы государства, его сущности. Государство как орган социального управления всегда выполняет функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Наряду с общесоциальными государство может выполнять (и очень часто выполняет) классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового господства. Тем не менее, вопрос о том, следует ли считать деятельность по выражению классовых интересов функцией государства остается дискуссионным.

По продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные - это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные - это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях чрезвычайных ситуаций).

Морозова «Функции государства на современном этапе»

Внешние функции государства.

Внешние функции - это направления деятельности, которые государство осуществляет в отношении других стран.

К числу внешних функций государства традиционно относятся:

Функция обороны. Функция предполагает выработку определенной оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, защиту государственной границы, заключение оборонительных союзов с другими государствами и пр.

Функция поддержания мирового правопорядка. Основы мирового правопорядка определяются, прежде всего, учредительными документами Организации Объединенных Наций, международными конвенциями и декларациями.

Функция сотрудничества с другими государствами. Данная функция проявляется в самой разнообразной деятельности государства в различных сферах: экономической, политической, культурной, информационной и пр. В экономической сфере функция сотрудничества направлена на интеграцию государства в мировую экономику, стимулирование экспорта и организацию импорта товаров с учетом экономических интересов государства и пр. Политическое сотрудничество государств предполагает выработку общей политики в отношении актуальных для современного мира проблем. Сотрудничество в области культуры сводится к укреплению культурных связей, обмену культурными ценностями, сближению основных мировых культур и пр.

функция по решению глобальных проблем современности.

Внутренние функции государства.

Внутренние функции - это направления деятельности, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. на территории, на которую распространяется суверенитет данного государства.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина. Большинство современных государств декларируют приоритет прав и свобод человека при осуществлении своей политики. Подобное положение закреплено и в статье 2 Конституции РФ. Деятельность по охране прав и свобод человека включает в себя охрану общественного порядка, укрепление законности, борьба с преступностью, установление правовых, организационных и иных гарантий, обеспечивающих соблюдение прав человека и пр.

Экономическая функция. Эта деятельность может быть самой минимальной, когда государство почти не вмешивается в экономическую жизнь страны и, наоборот, чрезмерной, когда происходит огосударствление экономики. Важными составляющими экономической функции государства являются налогообложение, защита всех форм собственности, создание единого внутригосударственного экономического пространства, государственное регулирование цен на отдельные товары и др.

Социальная функция. Осуществление социальных функций связано с решением социальных проблем прежде всего внутри страны (оказание различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т.д.). Содержание социальной функции включает в себя деятельность государства, направленную на охрану труда и здоровья граждан, поддержание семьи, социальное обеспечение нетрудоспособного населения (инвалидов, пожилых граждан и др.), развитие бесплатного здравоохранения, социальную защиту отдельных категорий граждан.

Функция развития культуры, науки и образования. Содержание данной функции составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры (сохранение историко-культурных памятников, финансирование музеев, библиотек, средств массовой информации и т.п.) В содержание функции включается государственная поддержка развития науки и образования (поддержка фундаментальных теоретических исследований, развитие новых технологий, финансирование общеобразовательной и высшей школы, создание благоприятных условий для развития творческого и научного потенциала и пр.).

Можно выделить и другие внутренние функции государства (экологическую функцию, функцию обеспечения народовластия, функцию налогообложения и пр.).

Формы и методы осуществления функций государства.

Функции государства осуществляются в специальных правовых и организационных формах и определенными методами. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. (М.И. Байтин). Правовые формы осуществления функций государства подразделяются на правотворческую, правоисполнительную и правоприменительную.

Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами. Правоохранительная же форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы осуществления функций государства и не влекут за собой юридических последствий, но тем не менее связаны с правом, так как осуществляются в пределах требований законности. Выделяются следующие организационные формы осуществления функций государства: организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая форма включает в себя оперативную текущую организационную работу по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная форма подразумевает оперативно-техническую, текущую хозяйственную работу по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (бухгалтерский учет, статистика, планирование, организация снабжения и пр.)

Организационно-идеологическая форма предполагает повседневную оперативно-разъяснительную, воспитательную работу по обеспечению различных функций государства (разъяснение проводимой государством политики, формирование общественного мнения и пр.).

Что касается методов осуществления функций государства, то под ними следует понимать те способы воздействия на социальные процессы, с помощью которых государство добивается реализации поставленных целей. К методам осуществления функции государства можно отнести: убеждение, понуждение и принуждение.

Метод убеждения предполагает воздействие на правосознание социальных субъектов, их гражданские чувства, мораль и пр. Воздействую на субъектов при помощи убеждения, государство пытается сформировать у них мнение о необходимости подчинения государственной политике.

Метод поощрения предполагает воздействие на социальные процессы при помощи установления мер поощрения за социально полезное поведение и мер ответственности за поведение, противоречащее реализации функций государства.

Что касается принуждения, то применение данного метода является исключительной прерогативой государства. Принуждение предполагает подчинение воли социальных субъектов воле государства. Государство, используя имеющийся в его распоряжении аппарат принуждения, заставляет членов общества подчиняться проводимой государством политике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.