Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История политических учений




Политика – сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния политика осуществляется внутри любой общественной группы.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как сфера общественной жизни; как один из видов активности социальных субъектов и как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и т.д.

В первом аспекте политика предстает элементом структуры общества, за которым закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.

Второй аспект связан с интерпретацией политики как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения.

Третий аспект – характеризует политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

Политический процесс – совокупность действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти; эти действия обусловливают формирование и функционирование политической системы общества. Различаются:

Базовые, основные политические процессы, характеризующие разнообразные способы включения масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения(государственное и местное управление);

Периферийные политические процессы, характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.). Причем, последние не оказывают существенного влияния на поведение власти.

Политический процесс может протекать в явной и латентной (скрытой) форме.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

- на низшем уровне решаются местные проблемы и политическая деятельность на этом уровне ведется в основном отдельными индивидами

- локальный уровень требует государственного вмешательства, наиболее активно политика проводится группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;

- национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;

- на международном уровне основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, те возможностью безграничного проникновения и, как следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.

Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, и которые характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:

1. Обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения;

2. Управление и регулирование социальными процессами;

3. Выражение властно-значимых интересов всех групп и слоев общества;

4. Авторитарное распределение ценностей в обществе;

1. Политическая социализация личности;

6. Мобилизация и достижение эффективности общей деятельности.

Политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ее следующих функций:

- выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

- распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

- интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

- социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы;

- обеспечение коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты

(СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшиз – особые техники связи с общественностью)

- созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

1.3. Методология познания политической реальности

 

Политология, как и любая научная дисциплина, имеет свои собственные методологию и методы исследования. Это совокупность средств и приемов, используемых исследователем при решении интересующих его проблем.

Методология представляет собой определенный способ видения и организации исследования, систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем.

Общественно-политические реальности слагаются из действий людей и характеризуются динамизмом и постоянной изменчивостью.Политика имеет дело с пониманием и толкованием человеческих целей. Исследование мира политического предполагает не только установление объективных причинно-следственных связей, но также признание правомерности суждений о вероятной сущности общественно-политических процессов.

Центральной методологической проблемой политологии, важнейшей ее социальной задачей является познание и определение политических закономерностей.

Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Как отмечалось выше, политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политического исследования. Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой составляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.

Широко используется в политологии исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как достижение цели. Важнейшая функция любой системы – устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем могут быть рассмотрены любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, религиозная и иные особенности. Дополнением системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Но политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений перешла на почву реальной жизни, а это требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить количественное выражение в измерении политических явлений, а следовательно и возможность использования математических методов и компьютерной техники.

Наиболее доступным является – контент – анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов(конституций,законодательств,партийных рограмм, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря – это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Факторный анализ – сводит множество эмпирических данных к основным. Этот прием позволяет создавать карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения.

Под наблюдением понимают метод сбора первичных данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: не включенным и включенным.

1) события и факты отслеживаются как бы со стороны

  1. организаций и т.д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав руководства партии, движения

Опрос – это устное или письменное обращение исследователя к определенной - предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности совокупности людей – респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.

В основе метода экспертных оценок лежит проведение экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Метод экспертных оценок наиболее эффективен для решения широкого круга проблем политической жизни – выработки управленческого решения, оценки политической ситуации прогноза политического развития.

Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Потребность в методе моделирования возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделирование политических процессов может осуществляться на основании не только проверенных данных, но и гипотез. Это позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой – выявить параметры модели.

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки. Системное моделирование активно применяется для анализа повторяющихся избирательных компаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент.

Значительное место в политологических исследованиях занимает политическая аналитика.

Прикладные исследования политики затрагивают не все ее пространство, а лишь те ее области, которые имеют важнейшее практическое значение для всего процесса функционирования государственной власти. В настоящее время к числе подобных областей относятся процессы урегулирования и разрешение конфликтов, принятия решений, ведение переговоров, организации избирательных и информационных компаний.

Политический анализ – описывает способы и процедуры исследования конкретных политических проблем. Политический анализ – это прикладная дисциплина, которая формулирует основные требования изучения конкретных проблем, свободных от субъективизма и произвола и поиск наиболее приемлемых решений и определения необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности.

Разработкой политического анализа как прикладной области научных знаний занимается особая группа специалистов: технологи, аналитики, эксперты, консультанты, пиармены (специалисты в области налаживания информационных связей политических структур с общественностью), работники партийных аппаратов, помощники публичных политиков. Итогом их деятельности являются разнообразные советы и рекомендации, прогнозы, планы и программы деятельности государственных и партийных органов, аналитические справки для совершенствования деятельности органов управления и другие материалы, направленные на оптимизацию решения конкретных политических проблем.

Оценка конкретной ситуации задается не только аналитиком или экспертом, но и тем лицом, которое должно решить указанную проблему и в этом смысле выступает как «заказчик» решения той проблемы, которую он обнаруживает в сложившейся ситуации.

«Заказчик», т.е. субъект, задает цель разрешения данной ситуации. Интерес «заказчика» обусловливает процесс формирования стратегии действия аналитиков, которые пытаются в русле поставленных задач увидеть в ситуации возможности для ее целенаправленного видоизменения, доведение ее до необходимых параметров, способных удовлетворить требования заказчика.

Рассматривая политический анализ как специфический исследований процесс, можно выделить его этапы:

1. Этап концептуализации проблемы

2. Этап моделирования

3. Этап составление программы исследования конкретной проблемы

1. Этап выбора методов ее исследования.

Первый этап выявления проблемы предполагает тщательный сбор информации, формулировку проблемы. На втором этапе идет построение модели на основе определенной исследовательской гипотезы. На третьем этапе специально обозначаются формы влияния наиболее важных факторов, последствие их позитивного и негативного воздействия на решение проблемы, формируются различные альтернативы, прогнозы ситуации в динамике, вырабатывается стратегия действий субъекта.

Консультант- «эксперт» - специалист практик в узкой области политических отношений: по работе избирательного штаба со СМИ, по согласованию интересов в избирательных структурах, по политическому прогнозированию и т.д. Сама по себе экспертиза – это суждения высококвалифицированных специалистов – профессионалов, высказанные в виде содержательно, качественной или количественной оценки объекта, предназначенной для использования при принятии решений.

Экспертизы бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, анонимные и открытые. Консультант – «эксперт» может исполнять функции «оценивающего советчика»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.