Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В органах местного самоуправления 4 страница




по реализации судебного акта

 

Общественная опасность незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК), заключается в том, что они существенно затрудняют либо даже исключают возможность возместить ущерб, причиненный преступлением или иным правонарушением, осуществить конфискацию имущества, назначенную по решению суда.

Объективная сторона заключается в растрате, отчуждении, сокрытии или незаконной передаче имущества, а также в осуществлении служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест.

Растрата означает израсходование имущества самим лицом, которому оно вверено. Отчуждение - это форма растраты, которая состоит в передаче (продажа, дарение и т.п.) другим лицам указанного в законе имущества. Сокрытие представляет собой действия, направленные на утаивание имущества, лишающие или существенно затрудняющие его изъятие органами правосудия. Незаконная передача характеризуется двумя моментами: во-первых, переводом имущества во владение или в пользование третьих лиц и, во-вторых, незаконностью этих действий.

Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" к кредитным организациям относятся: банк, небанковские кредитные организации, иностранный банк.

В гражданском судопроизводстве арест на счет должника может быть наложен как мера по обеспечению иска (ст. 140 ГПК РФ) и как мера по обеспечению исполнения судебного решения (ст. 213 ГПК РФ). Уголовно-процессуальное право допускает возможность ареста имущества, включая денежные средства, находящиеся на счете в кредитной организации (ст. 115 УПК РФ).

Нарушение служащим кредитной организации требований, вытекающих из ареста счета, в частности, по производству платежей, расторжению договора банковского счета и т.п., образует объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 312 УК.

Субъект преступления в законе определен двояко. Во-первых, им могут быть лица, которым вверено на сохранение имущество, подвергнутое аресту или описи; во-вторых, это служащие кредитной организации, осуществляющие банковские операции с денежными средствами, на которые наложен арест.

В ч. 2 ст. 312 УК предусмотрена ответственность за сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, а равно иное уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации имущества. Таким образом, здесь речь идет уже об ином предмете преступления. Если в ч. 1 ст. 312 УК говорится об имуществе, подвергнутом описи или аресту, то в ч. 2 - имуществе, подлежащем конфискации по приговору суда.

Формы проявления рассматриваемого преступления (сокрытие или присвоение), по существу, те же, что и в отношении описанного или арестованного имущества. Иное уклонение от исполнения приговора суда может также заключаться в разных действиях, суть которых одна - исключить возможность изъятия и передачи государственным органам конфискованного имущества.

Обязательным признаком данного преступления помимо указанного в законе деяния являются наступление преступного последствия в виде имущественного ущерба государству и причинная связь между действиями и наступившими последствиями.

Состав преступления имеет место лишь в том случае, если указанные в законе действия совершены лицом, которому имущество, подлежащее конфискации, вверено на сохранение.

Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК) относится к числу наиболее распространенных посягательств на правосудие. Его общественная опасность состоит в том, что он реально противодействует исполнению приговора или меры процессуального принуждения, реализации задач и целей лишения свободы или ареста, подрывает авторитет органов уголовно-исполнительной системы и предварительного расследования.

С объективной стороны побег состоит в самовольном незаконном оставлении осужденным или заключенным под стражу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Самовольное означает, что виновный действовал без надлежащего на то разрешения, а незаконность действий характеризуется тем, что у лица отсутствовали законные к тому основания.

Местами лишения свободы, согласно ст. 58 УК, являются: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы.

К местам предварительного заключения относятся: следственные изоляторы, пересылочные пункты, транзитно-пересылочные отделения, изоляторы временного содержания, транспортные средства для конвоирования или этапирования лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. Побег может иметь место из кабинета прокурора, следователя, лица, производящего дознание, а также из зала судебного заседания или во время доставления для производства следственного действия.

При побеге из общежития за пределами охраняемой территории, с рабочего объекта или по пути следования к нему лица, которому было разрешено передвижение без конвоя (несовершеннолетнему - без сопровождения), он также будет считаться совершенным из мест лишения свободы. Таким же образом следует оценивать и действия лица, которое, получив длительное свидание за пределами колонии, самовольно, незаконно оставляет обусловленное правилами внутреннего распорядка место свидания. Невозвращение же из отпуска, проведенного вне исправительного учреждения, не образует рассматриваемого состава преступления и должно квалифицироваться по ст. 314 УК.

Момент окончания побега определяется в зависимости от того, откуда он совершен. Если побег осуществлен из мест лишения свободы или предварительного заключения, то оконченным считается с момента оставления виновным соответствующего учреждения, пересечения его границ. При побеге лица, находящегося вне места лишения свободы или предварительного заключения, но под стражей, преступление должно признаваться оконченным с момента, когда виновный полностью выйдет из-под надзора и контроля охраняющих его лиц, получит возможность по своему усмотрению менять места нахождения, бесконтрольно вступать в контакты с другими лицами и т.п.

Побег является длящимся преступлением; это обстоятельство необходимо учитывать при определении срока давности и применении амнистии.

Статья 314 УК (уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы) содержит три близких по своей сути преступления: в ч. 1 предусмотрена ответственность за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы, в ч. 2 - лишения свободы, в ч. 3 - от применения принудительных мер медицинского характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК, состоит в злостном уклонении от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный, который: а) допустил нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения; б) отказался от использования технических средств контроля и надзора; в) скрылся с места жительства и местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней; г) не прибыл в установленный срок в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с выданным предписанием (ст. 58 УИК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 УК, состоит из двух деяний: а) невозвращения в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы этого учреждения, по истечении срока выезда; б) неявки в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки.

Согласно закону осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений.

Невозвращение в места лишения свободы лиц, которым был разрешен такой выезд, по истечении установленного срока - это специфическая форма уклонения от отбывания лишения свободы. Ее особенность заключается в том, что законные действия (оставление места отбывания на законных основаниях, по разрешению правомочного на то лица) перерастают в противоправные или преступные. Уголовная ответственность наступает в том случае, если осужденный не возвращается в места лишения свободы, имея при этом цель уклониться от отбывания наказания. Любая ответственность исключается, если задержка с возвращением к установленному сроку произошла по болезни, метеорологическим условиям либо другим уважительным причинам.

Преступление может выражаться в неявке в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, которому была предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания. Так, согласно ст. 82 УК осужденным беременной женщине, женщине и мужчине (при условии, что он является единственным родителем), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста. Преступление в этом случае будет состоять в уклонении от возвращения осужденного в соответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания или в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 314 УК, характеризуется уклонением лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера, назначенных ему после отбытия наказания.

Уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК) нарушает общеобязательность судебного акта. Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, - если оно в течение года совершает два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Объективная сторона охватывает:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительность причин - понятие оценочное, она определяется исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания. Самовольность в данном случае означает отсутствие у поднадзорного соответствующего разрешения, выдаваемого органом внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Уклонение от административного надзора может быть совершено только с прямым умыслом. Применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания имеет место специальная цель - уклонение от административного надзора.

Субъект преступления специальный - лицо, в отношении которого установлен административный надзор. В силу прямого указания Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" им может быть только совершеннолетний.

Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК) препятствует реализации задач правосудия, исключает возможность возмещения ущерба, восстановления нарушенного права, влечет освобождение осужденного или ответчика от несения последствий приговора или решения суда.

Круг судебных актов, о которых идет речь в ст. 315 УК, намного уже, чем указано в ст. 305 УК. Так, не подпадают под признаки рассматриваемого состава преступления решения суда, определяющие движение дела: определения о приостановлении дела, оставлении искового заявления без движения, отложении разбирательства дела и т.п.

Объективная сторона выражается в злостном неисполнении либо в воспрепятствовании исполнению вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта.

Неисполнение виновным указанных процессуальных актов представляет собой, как правило, бездействие должностного лица по реализации судебного решения. Однако оно может совершаться и путем действия. Бездействуя, должностное лицо не выполняет предписаний процессуального акта: не увольняет с должности или не прекращает деятельности, замещение которой и занятие которой осужденному запрещены приговором суда на определенный срок, оставляет без движения исполнительный лист о взыскании денежных сумм со своего подчиненного, о возврате имущества, суммы штрафа, не допускает к работе восстановленного судом работника. Во втором случае должностное лицо совершает действия, которыми нарушает запреты, содержащиеся в процессуальных актах: несмотря на лишение судом права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, принимает осужденного на работу на такую должность или для осуществления такой деятельности.

Воспрепятствование исполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта проявляется только в действиях, направленных на то, чтобы помешать исполнению судебных решений. Например переименование должности, которую лицо по приговору суда не может замещать, с сохранением тех же функциональных обязанностей работника.

Злостность проявляется либо в продолжительном неисполнении приговора, решения или иного судебного акта, либо в совершении данных действий, несмотря на неоднократные требования соответствующих органов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие две группы преступлений объединены в гл. 31 УК?

2. Какие типовые квалифицирующие признаки использованы для дифференциации ответственности за преступления против правосудия?

3. Может ли нести ответственность за посягательство на лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, лицо в возрасте от 14 до 16 лет?

 

Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

 

Информационно-справочный материал

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" // БВС РФ. 2008. N 6.

 

Литература

 

Кизилов А.Ю. Уголовно-правовая охрана управленческой деятельности представителей власти. Ульяновск, 2002; Мацнев Н.И. Преступления против порядка управления. СПб., 2002; Морозов В.И., Скутин С.Л., Сумачев А.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений против порядка управления. Тюмень, 1999; Щербаков А.В. Преступления против порядка управления: Научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. М., 2011.

 

§ 1. Общая характеристика преступлений

против порядка управления

 

Преступления против порядка управления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на отношения власти - подчинения между государством и лицами, на которых распространяются его распорядительные полномочия.

Их родовым объектом выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу нормального функционирования государственной власти; видовым объектом - общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок государственного управления.

Среди деяний, предусмотренных гл. 32 УК, можно выделить посягательства:

- на деятельность представителей власти, связанные с причинением вреда жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести и достоинству человека (ст. ст. 317 - 321 УК);

- на порядок функционирования Государственной границы и авторитет символов государственности (ст. ст. 322 - 323, 329 УК);

- на порядок официального оформления юридически значимых обстоятельств и обращения соответствующих предметов и документов (ст. ст. 324 - 327 УК);

- на порядок осуществления своих прав и обязанностей (ст. ст. 328, 330, 330.1 УК).

По конструкции объективной стороны составы большинства преступлений против порядка управления формальные. Статья 317 УК закрепляет усеченный состав преступления, ст. 330 УК - материальный.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в вине в виде прямого умысла. Исключением является самоуправство (ст. 330 УК), которое может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Для многих составов (ст. ст. 317 - 321, 323, 326 - 327.1 УК) обязательным признаком выступают мотив и (или) цель совершения преступления.

Субъект основной массы преступлений против порядка управления общий. Ответственность наступает с 16-летнего возраста. Посягательства, связанные с умышленным причинением смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, совершенные лицом в возрасте 14 - 15 лет, квалифицируются по соответствующим нормам Особенной части УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Уклониться от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК) или злостно уклониться от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента (ст. 330.1 УК), может только лицо, на котором лежит соответствующая обязанность.

К обстоятельствам, усиливающим ответственность за преступления против порядка управления, относятся:

- совершение посягательства группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 326 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 322.1, ч. 2 ст. 326 УК). Соответствующие понятия раскрыты в ч. ч. 2, 3 ст. 35 УК;

- применение насилия или угроза его применения (ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 330 УК). Под насилием понимаются побои, причинение легкого вреда здоровью, а также совершенные без квалифицирующих признаков нанесение средней тяжести вреда здоровью, истязание, незаконное лишение свободы. Угроза может охватывать любое насилие, включая причинение тяжкого вреда здоровью и убийство;

- наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323 УК). Применительно к разглашению сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК), они могут выражаться, например, в посягательстве на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство или собственность должностного лица либо его близких; в отношении противоправного изменения Государственной границы РФ - в осложнении дипломатических отношений с сопредельным государством, крупном имущественном ущербе;

- цель совершения преступления на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 322.1 УК). Субъектом будущего посягательства предполагается лицо, в отношении которого организована незаконная миграция;

- цель скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 2 ст. 327 УК). В последнем случае содеянное образует идеальную совокупность с приготовлением к намеченному посягательству.

По структуре большинство составов преступлений против порядка управления сложные, с альтернативно указанными признаками (потерпевший, предмет, деяние, обстановка, мотив и цель). Составы преступлений, предусмотренные ч. 3 ст. 327, ст. ст. 328, 330.1 УК, - простые.

 

§ 2. Виды преступлений против порядка управления

 

Потерпевшим при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) является не только сотрудник правоохранительного органа, осуществляющий или осуществлявший деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и военнослужащий, привлеченный или привлекавшийся для тех же целей, а также близкие указанных лиц.

Правоохранительными принято называть государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью: прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности РФ, органы внутренних дел РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба судебных приставов, федеральная противопожарная служба, Федеральная служба охраны РФ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности относятся к компетенции лишь некоторых из перечисленных структур: органов внутренних дел РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны РФ. Их сотрудники несут патрульную службу в общественных местах, обеспечивают общественный порядок во время проведения массовых мероприятий, предупреждают и пресекают правонарушения.

К деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности могут привлекаться военнослужащие (см. гл. 20 учебника).

Близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего - это лица, чьи жизнь, здоровье и благополучие дороги лицу, охраняющему общественный порядок и обеспечивающему общественную безопасность, в силу сложившихся личных отношений.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК, заключается в посягательстве на жизнь потерпевшего, его содержание раскрыто при анализе преступлений, предусмотренных ст. ст. 277 и 295 УК.

Субъективная сторона помимо прямого умысла включает два альтернативно указанных признака:

1) цель воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

2) мотив мести за такую деятельность.

Для квалификации содеянного по ст. 317 УК не имеет значения, находился ли потерпевший в момент совершения преступления при исполнении своих служебных обязанностей. Посягательство должно быть связано с соответствующим поведением жертвы не объективно, а лишь в сознании виновного.

Деятельность потерпевшего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должна быть законной: соответствовать нормативным правовым актам и отвечать интересам общества и государства.

Потерпевшим при применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК) кроме указанного лица являются его близкие.

Определение представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК: "Должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости". Помимо сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, и военнослужащих, исполняющих те же обязанности, к представителям власти относятся: сотрудники правоохранительных органов, реализующие иные функции (контроль в области оборота оружия, обеспечение безопасности дорожного движения, производство по делам об административных правонарушениях и др.); работники контролирующих органов (Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, Федеральной налоговой службы РФ и др.); иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ и др.).

Их близкие определяются так же, как и в преступлении, предусмотренном ст. 317 УК.

Объективная сторона рассматриваемого посягательства состоит в следующих действиях, указанных альтернативно:

- применение насилия, не опасного для жизни или здоровья (ч. 1 ст. 318 УК). К нему относятся побои, иные насильственные действия, причиняющие потерпевшему физическую боль или ограничивающие его свободу;

- угроза применения насилия (ч. 1 ст. 318 УК). Она может охватывать любое насилие, включая причинение тяжкого вреда здоровью и убийство.

Обязательными признаками субъективной стороны выступают: вина в виде прямого умысла; цель воспрепятствовать исполнению представителем власти своих должностных обязанностей либо месть за их исполнение.

Основной непосредственный объект оскорбления представителя власти (ст. 319 УК) - общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации представителями власти своих должностных обязанностей; дополнительный объект - честь и достоинство личности. Потерпевшим является представитель власти, чья характеристика дана при анализе преступления, предусмотренного ст. 318 УК.

Объективная сторона заключается в публичном оскорблении потерпевшего. Оскорбление предполагает унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Это деяние может совершаться вербально (письменно или устно) либо при помощи жестов; возможно оскорбление действием (пощечина, пинок и др.).

Оскорбление представителя власти квалифицируется как нарушение порядка управления, если деяние:

- совершается при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей. В этом случае цели и мотивы виновного не важны. Его поведение может быть продиктовано личной неприязнью и не иметь отношения к деятельности оскорбляемого как представителя власти. Потерпевший в момент исполнения своих должностных обязанностей олицетворяет исполнительную власть. Унижение чести и достоинства ее представителя может расцениваться очевидцами как оскорбление самой власти и вести к умалению авторитета властных институтов;

- совершается в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Данная характеристика указывает на альтернативные признаки субъективной стороны состава преступления: цель пресечения исполнения представителем власти его должностных обязанностей либо мотив мести за такое исполнение. В приведенных случаях обстановка совершения преступления не важна. Оскорбление может иметь место как при реализации представителем власти своих полномочий, так и в то время, когда потерпевший находится на отдыхе, в отпуске, на пенсии и др.

Предметом преступления при разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК), выступают сведения об указанных мерах: о личной охране, охране жилища и имущества; о выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; о временном помещении в безопасное место; об обеспечении конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; о переводе на другую работу (службу), изменении места работы (службы) или учебы; о переселении на другое место жительства; о замене документов, изменении внешности.

Объективная сторона выражается в разглашении перечисленных сведений. Охраняемая информация передается хотя бы одному лицу, не имеющему права на ознакомление с ней. Сообщение может быть устным или письменным; передаваться лично, при помощи средств связи, средств массовой информации, через информационно-телекоммуникационные сети.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

При дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК), терпят урон общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения нормальной деятельности данных учреждений. В качестве дополнительного объекта могут выступать телесная неприкосновенность, жизнь и здоровье человека.

К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, относятся места лишения свободы и места содержания под стражей.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, тюрьмах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.