Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочная информация. Основные направления неофрейдизма




Основные направления неофрейдизма.

Феномен массы (толпы).

Вторая психологическая система Фрейда.

Первая психологическая система Фрейда.

Определяющие факторы психики человека.

Общее понятие психоанализа.

Тема 27. Психоанализ

 

2. Общее понятие бессознательного и реакциивытеснения.

3. Топографическая и динамическая схемыпсихики, выдвинутые Фрейдом.

1. Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

- бессознательное - особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

- реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания - все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, странностей.

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая, динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет, - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. « Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, внешняя цензура: законы, запреты, мораль, культурные традиции.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь («Оно») - сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также «Сверх-Я» - нормы и запреты - часто подчиняет Я.

Таким образом, «Я» человека (по Фрейду – «несчастное человеческое Я») испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного – «Оно»; внешнего мира; норм, запретов – «Сверх-Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

- удовольствия – психика, подобно компасу, так или иначе ищет пути к удовольствию;

- вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации - преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.

4. Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года – «вторую психоаналитическую систему».

Согласно первой психологической системе, в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение в сексуальных действиях; в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; вытеснен в бессознательное; подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.

Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы - Эрос и Таиатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Таиатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.

6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - коллективное бессознательное - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит: к массовым психозам, всенародной депрессии; к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном толпы» иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. На основе учения Фрейда возникло философское течение нео-фрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 -1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках культуры», приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям - это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.

Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу, жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы – «зашифрованная» история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для» - негативная и позитивная свободы.

Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 - 1979).

Главное произведение Маркузе – «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспитывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, «прорыв» одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.

Тема 28. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.