Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Политическая мысль в период Возрождения и Новое время




 

В своем развитии юридическое мировоззрение прошло три основных этапа: этап естественно-правовых теорий (17–18 вв), этап либерализма (18–19 вв) и этап позитивизма (19 в.). Видными представителями естественно-правовых теорий были Г. Гроций (1583–1645) – в Голландии, Т. Гоббс (1588–1679) и Д. Локк (1632-1704) - в Англии, Ш. Монтескье (1689–1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – во Франции.

Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в работах многих политических мыслителей, и, прежде всего в трудах, представителей эпохи Возрождения. Свидетельством тому является политическое учение Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527), среди МНОГИХ ПРОБЛЕМ, РАЗРАБОТАННЫХ Макиавелли, особого внимания заслуживают следующие.

Во-первых, обоснование политической науки как относительно самостоятельной области общественного знания. Оно подкреплялось собственным политическим опытом его 14-летней работы в качестве секретаря правительства республики. В своем обосновании политической науки Макиавелли четко обозначил два пути, по которым может вестись анализ политических учреждений, - путь сравнительного изучения, который Макиавелли успешно применял сам, наблюдая и сравнивая учреждения Франции и Германии с итальянскими и флорентийскими; второй путь - историко-догматический: соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской власти, военной организации и государственного строя, вопросы зарождения, эволюции и смены различных форм государственного устройства и управления.

Во-вторых, истолкование государства как образования не тождественного всему обществу. Именно Макиавелли стал понимать государство как одно, хотя и важное, состояние общества, как его определенную политическую организацию. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин "государство", обозначенный им "stato". Вслед за античными политическими мыслителями, Макиавелли выделяет шесть форм государства (правления), три из которых "дурны во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а три другие "сами по себе хороши", но при определенных обстоятельствах тоже могут стать "дурными" (монархия, аристократия и демократия). Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота (монархия-тирания-аристократия-олигархия-демократия-охлократия) и связывается не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношений борющихся сил. Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, составленную из трех простых - монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

В-третьих, взгляд на человека как на индивида, наделенного разумом и обладающего свободой воли, что делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы.

В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политика и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте, решающую роль в которых играет сила. Отсюда советы и рекомендации государю (правителю), которые отличаются особой прагматичностью. Они подчинены задачам достижения политической цели и включают в себя такие средства и способы, как военная сила, дипломатическая ловкость, проницательность, хитрость и жестокость.

Что касается идей либерализма, то основным идеологом здесь можно считать англичанина И. Бентама (1745-1832). Его ведущим лозунгом становится "порядок и прогресс", а важнейшим критерием оценки самих либеральных концепций - степень их полезности для буржуазного общества. Бентам вошел в историю либерально-политической мысли как один из авторов теории утилитаризма, исходя из которой, он считал, что принцип пользы, практической выгоды лежит в основе всей деятельности людей. Он критикует теорию естественного права, утверждая, в свою очередь, что если бы существовали естественные законы, которые управляют людьми, тогда не нужны были бы законы позитивные, принимаемые суверенной политической властью. А между тем именно они представляют собой императив, разрешающий или запрещающий определенные действия, наделяющий граждан соответствующими правами и обязанностями.

Бентам считал, что цель политики - удовлетворение разнообразных интересов личности, а наиболее важным средством для достижения этой цели является государство. Отсюда основные требования, предъявляемые Бентамом к государству: ограждение индивидов от страданий, невмешательство в их личную жизнь и предпринимательскую деятельность, демократизация государственно-правовых институтов. Последнее, в свою очередь, предполагает создание однопалатного парламента, обеспечение гласности и публичности парламентских заседаний, введение всеобщего, тайного и равного голосования (хотя и с определенными оговорками), осуществление права отзыва должностных лиц и их судебную ответственность, учреждение специальных административных процедур для защиты подданных от притеснений чиновников, уважение авторитета общественного мнения. Наиболее приемлемой формой государства, способствующей реализации указанных требований должна быть представительная демократия, в которой легислатура обладает высшей властью и контролирует правительство, а также другие исполнительные органы.

Важную роль в утверждении политико-социологической традиции сыграли немецкие философы 18-19 вв., в особенности Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831), заслуга которого состоит прежде всего в том, что он разработал и применил к анализу общественных, в том числе политических явлений диалектический метод. Весьма большое значение имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Гегель был первым, кто не только четко разграничил эти понятия, но и глубоко проанализировал их с точки зрения содержания и диалектической взаимосвязи. Гражданское общество - это сфера действия частного интереса. Государство - более высокая ступень развития, нежели гражданское общество. Оно представляет собой сферу всеобщих интересов. Объединяя индивидов в сословия, государство поднимается над обществом, примиряет все его противоречия. Поскольку государство определяет, по существу, всю экономическую, социальную, политическую и духовную физиономию общества, постольку оно есть нечто первичное по отношению к гражданскому обществу. Однако отсюда не следует, что государство выделяет из себя, отчуждает куда-то вовне гражданское общество. Оно развивается одновременно с гражданским обществом, удерживая и сохраняя в себе это общество в "снятом" виде как свою преодоленную, превзойденную противоположность.

И, наконец, особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли как Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм.

В числе основных идей книги А. де ТОКВИЛЯ (1805-1859) "Демократия в Америке" особенного внимания заслуживают следующие.

Во-первых, во всем мире наблюдается неодолимый процесс упадка аристократии и утверждения демократии. Это своего рода объективный закон политической жизни.

Во-вторых, хотя демократия имеет меньший по сравнению с аристократией опыт исторического развития, а средства, используемые ею, далеко не совершенны и зачастую работают против самой же демократии, тем не менее преимущества ее весьма очевидны. Несмотря на свои недостатки правление с помощью демократии способно содействовать гораздо большему процветанию общества, чем с помощью аристократии.

В-третьих, свое наиболее полное воплощение демократия находит в политической жизни США, в американской конституции, структуре государственных органов, политических нравах американского народа.

И, наконец, в-четвертых, говоря о преимуществах американской демократии, Токвиль не обходил вниманием и ее недостатки: а) ведение общественных дел часто по своим способностям и нравственности стоят ниже тех людей, которых могла бы привести к власти аристократия; б) Господство общественного мнения, обладающего огромной принудительной силой; в) демократии угрожает индивидуализм, который приводит к отказу участия граждан в общественной и политической жизни.

Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838-1909) догматизму и метафизике противопоставлял свой социологический подход к государству и политике в целом. Социология, по его мнению, имеет то значение для практической политики, что устанавливает закономерное, а потому неизбежное направление социального развития. В этом смысле социология - это философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними.

Макс ВЕБЕР (1864-1920) широко известен прежде всего как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - концентрированное выражение рациональности. Бюрократическая система государственной организации по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Нормальное функционирование государственной организации связано с разработкой последовательной системы общих правил и установлений, призванных обеспечить единообразие в государственной деятельности, а точнее, определить ответственность каждого члена организации. Строгое соблюдение этих правил и установлений позволяет устранить возможные индивидуальные отклонения в процессе осуществления государственных функций и способствует успешной координации деятельности различных звеньев государственного механизма в целом. Особую роль Вебер отводил формальной безличности в процессе государственного управления.

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923).

В основе методологии исследования политической жизни общества лежит системный подход, отрицающий однолинейный характер причинно-следственных отношений в пользу совокупности переменных, находящихся в состоянии функционального взаимодействия. Модель равновесия, в которой все части жестко взаимосвязаны между собой и механически влияют друг на друга, - это и есть реальный образ политической системы, существующей в обществе.

Во-вторых, обращаясь к работам Парето, современные политологи широко используют его теорию элиты. В любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся "к полученным от нее стимулам". В зависимости от того, в какой сфере образуется элита (в политической, экономической или интеллектуальной), она подразделяется на правящую элиту и неправящую элиту. Политическая жизнь в обществе осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции: ранее господствовавшая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Причем новая элита рекрутируется из наиболее одаренных представителей низших слоев общества, которые поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты.

И, наконец, в-третьих, весьма популярной является паретовская концепция идеологии. Исследуя идеологию, Парето доказывал, что она представляет собой чисто словесный покров, систему ловких демагогических ухищрений, облаченных в теоретическую форму и призванных замаскировать истинные побудительные мотивы политических действий, которые лежат в иррациональных пластах человеческой психики.

Говоря о влиянии социологической мысли на политико-социологическую традицию, нельзя не упомянуть имя Эмиля ДЮРКГЕЙМА (1858-1917), одного из авторов теории "социальной солидарности", которая широко используется для объяснения различных процессов политической и общественной жизни. Социальная солидарность формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, ставя себя в зависимость от других индивидов и тем самым способствуя формированию органической солидарности. Под углом зрения идей социальной солидарности, Дюркгейм истолковывал роль и значение государства в обществе. Государство в его представлении, - это коллективный разум, поставленный на место темного инстинкта, это надклассовый орган, обеспечивающий единство и внешнюю безопасность. Его главная задача - думать и действовать за все остальное общество, а наиболее важная функция - защищать права и интересы личности, обеспечивать достижения ею собственной автономии. Существенной функцией государства является освобождение индивидуальных личностей. Подчеркивая важную роль государства в защите прав и интересов личности, Дюркгейм в тоже время предостерегал от чрезмерного преувеличения его функций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.