Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и источники медицинского права




Предмет медицинского права

Предметом медицинского права являются общественные отношения, связанные с сохранением и укреплением здоровья людей, профилактикой и лечением заболеваний. Это в первую очередь отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья: при оказании медицинской помощи, организации лечебно-диагностического процесса, при проведении медико-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий (здравоохранительные отношения). Вторую группу составляют отношения, тесно связанные со здравоохранительными: отношения по организации системы здравоохранения. управлению здравоохранен6ием, медицинскому страхованию. проведению лицен6зирования, экспертизе качества медицинской помощи.

Поскольку медицинское право относится к разряду комплексных отраслей, то и методы правового регулирования будут различными, в зависимости от характера общественных отношений. Большинство отношений, вкладывающихся в здравоохранении, имеют преимущественно гражданско-правовой характер, следовательно, способ правового регулирования в данном случае ориентирован на дозволения. Если в рамках медицинского права рассматриваются общественные отношения, имеющие уголовно-правой характер, то и способы их регулирования будут тяготеть к запрещениям, а в случае административно-правового характера – к обязываниям.

Медицинское право выполняет три основные функции:

- регулятивную;

- охранительную;

- превентивно-воспитательную.

Медицинское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие здравоохранительные нормы, в совокупности образуют систему медицинского законодательства.

В системе медико-правовых нормативных актов первое место занимает Конституция Республики Беларусь.

Законы занимают вторую ступень после Конституции Республики Беларусь.

Приняты следующие законы, содержащие здравоохранительные нормы:

«О здравоохранении» (от 18 июня 1993 года в редакции Закона от 11 января 2002 г.);

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 1 июля 1999 г.);

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (от 23 ноября 1993 года в редакции от 23 мая 2000 г.);

«О трансплантации органов и тканей человека» (от 4 марта 1997 г.);

«О донорстве крови и ее компонентов»№ (от 31 января 1995 г., с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.);

«О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (от 17 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2003 г.);

«О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» (от 21 июня 1991 г., с изменениями и дополнениями от 21 октября 1994 г.);

«О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (от 22 мая 2002 г.);

«О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (от 29 июня 2003 г.);

«Об основах государственного социального страхования» (от 31 января 1995 г., с изменениями и дополнениями от 6 января 2000 г.);

«О правах ребенка» (от 19 ноября 1993 г. в редакции Закона от 25 октября 2000 г.);

«О ветеранах» (от 17 апреля 1992 г. в редакции Закона от 12 июля 2001 г.);

«О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (от 11 ноября 1991 г. в редакции Закона от 14 июля 2000 г.);

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (от 22 февраля 1991 г., с изменениями и дополнениями от 11 декабря 1991 г.);

«О погребении и похоронном деле» (от 12 ноября 2001 г.);

«О социальном обслуживании» (от 22 мая 2000 г.);

«О государственных минимальных социальных стандартах» (от 11 ноября 1999 г., с изменениями и дополнениями от 4 января 2003 г.);

«О ратификации Базового соглашения между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией здравоохранения об установлении технического консультативного сотрудничества» (от 19 июля 2000 г.);

«О ратификации Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства – участники соглашений о таможенном союзе» (от 9 ноября 1999 г.);

«О Белорусском обществе Красного Креста» (от 24 октября 2000 г.);

«Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца» (от 12 мая 2000 г.);

«О безопасности генно-инженерной деятельности» (от 9 января 2006 г.);

«О лекарственных средствах» (от 20 июля 2006 г.).

 

Центральное место в системе законодательство о здравоохранении занимает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении занимает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», который определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения и является базой для развития всего текущего законодательства о здравоохранении на территории Республики Беларусь.

Статья 3 закона определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья населения:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическую направленность здравоохранения;

- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей и др.

Источником медицинского законодательства являются также нормативные правовые акты министерств (в первую очередь – Министерства здравоохранения), иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь в форме постановлений, приказов (например, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 47 «Об утверждении инструкции о порядке констатации биологической смерти и прекращения применения мер по искусственному поддержанию жизни пациента», приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 ноября 1999 г. № 337 «О порядке оказания психиатрической помощи в Республике Беларусь».

 

Организационно-правовые основы функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь.

Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.

Государственное управление здравоохранением осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Министерство здравоохранения Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, имеющие ведомственную систему здравоохранения, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.