Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды малых групп




Понятие коллектива. Понятие социально-психологического климата в коллективе. Структура социально-психологического климата в коллективе. Модели социально-психологического климата в коллективе. Роль руководителя в социально-психологическом климате в коллективе.

Психологическая характеристика взаимоотношений в малой группе. Психологическая характеристика групповых устремлений в малой группе. Психологические особенности группового мнения. Психологические особенности группового настроения. Виды традиций. Психологические процессы в малой группе.

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Психологическая структура малой группы. Структура малой группы.

Лекция 10. Психология малой группы.

Развитие способностей

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1. Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2. Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3. Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1. Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2. Идет становление задатков небиологического плана.

3. Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензитивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г) обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

 

Малая группаэто небольшое по размеру объединение людей, связан­ных непосредственным взаимодействием.

Большинство эмпирических исследований в социальной пси­хологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых груп­пах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на лич­ность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специ­фика во многом определяются тем, что малая группа и возникаю­щие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протя­жении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов со­циальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение ин­дивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, кото­рые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индиви­дов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих об­щностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в после­днее время средних по величине общностей) предполагает реше­ние вопроса о количественных границах малой группы. Количе­ственные признаки малой группы: ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основ­ными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оце­нивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостностьсоциальная и психологическая общ­ность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические фено­мены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превы­шает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего раз­мера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, фор­мально представляющие собой единые общности, но включаю­щие в себя несколько первичных групп.

Среди естественных малых групп наиболее важным представ­ляется выделение групп формальных и неформальных, предложен­ное Э. Мэйо. Формальные группыгруппы, членство и взаимоотноше­ния в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Фор­мальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой ак­тивности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группыобъединения людей, возникающие на основевнутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлеж­ности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных ма­лых групп являются дружеские и приятельские компании, пары лю­бящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связан­ных общими интересами, увлечениями. Формальные и не­формальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Од­нако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные груп­пы могут возникать и функционировать в рамках формальных орга­низаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом воп­роса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятель­ности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формаль­ные, и неформальные) образуются в процессе реализации инди­видами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп являет­ся психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общнос­ти группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тен­денция к более позитивному эмоциональному отношению инди­видов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Пси­хологическая общность группы проявляется также в наличии со­циально-психологических характеристик, присущих группе в це­лом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как со­вместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологи­ческий климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологическо­го исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтегра­ции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы — значимость групповых ценнос­тей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референт­ной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставле­ние индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для форми­рования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практичес­кого психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отноше­ний в малых группах, которые должны рассматриваться одновре­менно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (АЛ. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Компо­зиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Вы­бор параметров, характеризующих композицию группы, во мно­гом определяется конкретными задачами исследования. Наибо­лее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, нацио­нальная принадлежность, социальное положение. Все перечис­ленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, разли­чающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юно­шеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.