КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корпоративные (интегрированные) информационные системы
Классификация информационных систем Виды информационных систем и принципы их создания В качестве классификационных признаков ИС выделены: – параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления); – организационная структура ИС; –степень интеграции ИС; – информационно-технологическая архитектура ИС; – технологические процессы обработки данных; – методология разработки ИС; и др. Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них. 1. Сфера деятельности объекта управления: – промышленное предприятие; – сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации); – образование; – социальная сфера; и др. 2. Функциональная структура ИС: – автоматизация технической подготовки производства; – маркетинг и стратегия развития предприятий; – технико-экономическое планирование; – финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ); – материально-техническое обеспечение; – оперативно-календарное управление производством; – управление сбытом готовой продукции; – управление персоналом; и др. 3. Организационная структура ИС: – автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала; – комплекс взаимосвязанных АРМ. 4. Границы ИС: – ИС предприятия (организации); – ИС отрасли; – государственная ИС; – международная ИС. 5. Степень интеграции ИС: – локальная ИС (изолированное информационное пространство); – частично интегрированная ИС (общее информационное пространство); – полностью интегрированная корпоративная ИС. 6. Информационно-технологическая архитектура ИС: – ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных); – ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации). 7. Специализация ИС: – ИС менеджмента (или организационно-экономического управления, Information Management System – IMS); – информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS); – системы автоматизированного обучения (Education Information System – EIS); и др. Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют: – АСУП – автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций; – АСУ ТП – автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции; – САПР – системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции; и др. Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей: – автоматизация делопроизводства (Office Automation System - OAS); – поддержка принятия решений (Design Support System – DSS); – формирование знаний системы управления (Knowledge Base System – KBS) и др. Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы (Enterprise Strategic System - ESS). В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и обработки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моделирования бизнес-процессов. В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта (Artificial Intelligence System - AIS). Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base – KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распространение получили экспертные системы, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры AIS: – ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД); – нейронные сети; – ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др.
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия. Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уровням (рис.), базовым функциям управления (табл. 3.1), процессам обработки информации (табл. 3.2).
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System – ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти системы учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью. Для функционирования ESS необходимо: – создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры; – внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством; – кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения; – введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов; – автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы; – создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями. Корпоративные системы типа ESS позволяют решить следующие задачи: – гарантировать требуемое качество управления предприятием; – повысить оперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями; – обеспечить управляемость качеством выпускаемой продукции; – увеличить экономическую эффективность деятельности предприятия; – создать систему статистического учета на предприятии; – осуществлять прогноз развития предприятия; – создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования. Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. Системы поддержки принятия решений (СППР) используют в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом применяются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений. Информационная система, которая включает в себя все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой (СИС). Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |