КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъективное восприятие мира природы
Анализ структуры и своеобразия отношений человека к природе закономерно ставит вопрос: на каком основании строится такого рода отношение? Во многом мы уже ответили на этот вопрос в предыдущем разделе. В то же время очевидно, что наряду с отмеченными факторами, которые характеризуют преимущественно само отношение к природе, существует и некоторый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия человеком мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. Как мы уже отмечали выше, восприятие - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В современной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формирования восприятия на разных ступенях возрастного развития. В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерностями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, художника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психологии художественного творчества, психологии актерского мастерства, педагогической психологии и т.д. Отсюда понятно, что экологическая психология изучает не само по себе восприятие, а своеобразие восприятия природных предметов и явлений. Здесь на первый план выдвигается проблема именно субъективного восприятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одни и те же и не зависят практически от своеобразия объекта. Построение перцептивного образа природных объектов и явлений - это всегда субъективный процесс, опосредованный прошлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмоциями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями. Первичной характеристикой субъективного восприятия являются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические, практические. То же самое можно сказать об определенном объекте, который у одного иызывает чувство брезгливости, например паук, а у другого - чувство восхищения, например у человека, изучающего или коллекционирующего пауков. На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. В силу этого даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта характер субъективного восприятия у разных людей будет разным. Один человек просто любуется, например, отдельно стоящей березой, другой при этом любуется как деревом в целом, гак и отдельными его элементами: листвой, ветвями, белоснежным стволом, третий - может вспомнить о своеобразии энергетического обмена березы, системе питания, четвертый - стихи о березе и т.д. На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно- мотивационный компонент личности. Например, испытывая непосредственный интерес, можно наблюдать, как забавно перебирает ножками, спешащий по своим делам жучок; испытывая же научный интерес, ученый наблюдает целенаправленно поведение данного насекомого или других животных. Один человек любуется сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, а другой оценивает ее ровный ствол, предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки своей дачи, третий - вообще не любуется, так как деревья, в том числе и эта сосна, никак не связаны с его мировосприятием и потребностями. Особое влияние на восприятие конкретного объекта или их совокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, система ценностных ориентации. Личность, обладающая антропоцентрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с позиций собственного эгоцентризма или эгоцентризма своего окружения. Например, многие люди, воспринимая змею (даже не разобравшись какая она, несет или не несет непосредственную угрозу в данный момент), будут испытывать отвращение, страх, желание ее уничтожить. Ель, которая выросла на даче, в силу того что она красива и не мешает, воспринимается хозяином позитивно, а береза, которая растет у соседа и «затемняет» участок, будет восприниматься враждебно, это отношение распространяется и на соседа, который не желает уничтожать «вредное» дерево. При эксцентрическом сознании восприятие даже отдельных объектов и явлений природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценности. Мы уже неоднократно отмечали, что личность с эксцентрическим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой благоговения перед жизнью. Все эти компоненты восприятия мира создают опыт человека, и этот опыт, закрепившись, оказывает влияние на последующие акты восприятия. При этом необходимо отметить, что черты индивидуального своеобразия восприятия объектов природы в зависимости от прошлого опыта значительно варьируются у разных людей. Например, человек, который имел негативный опыт встречи с гадюкой (наступил на нее, и она предприняла попытку напасть на него), при повторной встрече не будет любоваться ее красотой, он испытает страх, предпримет попытку убить ее. Человек же с экоцентрическим сознанием в такой же ситуации хотя и испытает некоторую тревогу, но отнесется к гадюке терпимо, понимая, что первая она нападать не будет, что это ее мир и она чувствует себя в нем полноправной частью, у нее есть право на жизнь, как и у всех существ на Земле. Итак, восприятие мира природы человеком, построение перцептивного образа - это сложный процесс, опосредованный личностью самого воспринимающего, его эмоциями, знаниями, мировоззрением, мотивами, ценностями. В силу этого восприятие всегда субъективно по характеру. Обратимся теперь к анализу специфики восприятия мира природы человеком. Эта специфика заключается в субъектности такого рода восприятия. Именно субъектность и составляет один из важных аспектов, которым занимается экологическая психология. И здесь мы вновь обратимся к концепции С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, которые наиболее полно описали в современной науке данный феномен. Разумеется, что природные объекты и явления на самом деле не являются субъектами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, если воспринимающий наделяет объекты субъектностью, другими словами, сам привносит ее. Особое внимание С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин обращают на формы и способы наделения субъектностью природных объектов. Используя имеющиеся в современной психологии данные о типах представления человека о мире, они характеризуют их в рамках рассматриваемой проблемы. К таким формам наделения субъектностью природных объектов относятся: анимизм, антропоморфизм, персонификация, субъектификация. Анимизм - это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной действовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представлениям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или наказывая человека в зависимости от его поведения в природе. Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого представления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес - «сердиться», река - «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии. Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки Небо олицетворяли с богом Ураном, Землю - с богиней Герой, отсюда гроза - это брак Неба-Урана и Земли-Геры. В последующие времена особенно ярко персонификация проявилась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли обретать определенные свойства и качества человека. Субъектификация - процесс наделения объектов природы субъектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами. Когда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъектными свойствами, то же самое происходит, когда он разговаривает с растениями, цветами, утренней зарей и т.п. Авторы отмечают, что субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия природных объектов, а это, в свою очередь, является мощным средством построения и системы отношений к природе, миру в целом. В качестве механизмов субъектификации выступают такие, как идентификация в форме проекции («Моя собака страдает совсем как я!»), способность природного объекта опосредовать отношение человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной («Я только своей кошке доверяю все тайны, она не выдаст и не подведет!»), способность природного объекта открываться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения (например, работник милиции с собакой это равноправные партнеры, которые сдружились и понимают друг друга с полуслова). Таким образом, специфика восприятия человеком мира природы, с одной стороны, определяется субъективными свойствами самого человека (построение перцептивного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека), с другой - способностью человека наделять субъектными свойствами объекты и явления природы, которые таковыми на самом деле не являются. Такого рода восприятие служит основой для построения и проявления отношений к природе. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения способствуют расширению сферы восприятия, насыщению ее новым (позитивным или негативным) содержанием.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |