КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уфа 2002
Уфа 2002 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
З.И. Исламова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Учебное пособие УДК 37.01 ББК 74.200.50 Печатается по решению редакци- Т 33 онно-издательского совета Баш- госпедуниверситета Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – … с. Учебное пособие создано в соответствии с авторской программой курса «Теория и методика воспитания», содержит краткое содержание лекционного материала, методическое оснащение семинарских занятий и НИРС, методические материалы для самостоятельной работы студентов. Учебное пособие построено в соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования, основными положениями Концепции модернизации российского образования, отражают требования федерального и регионального компонентов образовательного процесса вузов, принцип преемственности педагогических дисциплин и спецкурсов, изучаемых в педагогических университетах. Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов.
Рецензенты: Р.М. Асадуллин, д-р пед.н., профессор; А.Ф. Амиров, д-р пед.н., профессор.
ISBN 5-87978-186-0
© Издательство БГПУ, 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ Целевое назначение учебного пособия «Теория и методика воспитания» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшей педагогической школы, на их представления о педагогике, педагогическом взаимодействии и рефлексии, на знания общекультурного и гуманитарного блоков педагогического образования, содействовать развитию основ профессиональной культуры и педагогической деятельности будущих педагогов, способных к успешной реализации содержательного, методического и социально-психологического аспектов воспитания в школе и других образовательных учреждениях. Образовательной целью пособия является ознакомление будущих учителей с основными аспектами воспитания, воспитательной деятельности, педагогического общения, овладение ими профессионально-педагогическими умениями: выделять педагогические факты, явления, события и описывать их языком педагогической науки; объяснять, прогнозировать и управлять развитием студентов с позиции решения воспитательных задач; управлять межличностным взаимодействием и педагогическим общением в полиэтническом образовательном пространстве. В основе усвоения учебного материала лежит метод восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющий студенту последовательно развертывать педагогические знания сначала в абстрактных формах, затем, восходя от одного уровня знаний к последующему, конкретизировать свои представления об объектах педагогической действительности. Такая логика усвоения педагогических знаний соответствует закономерностям развития будущего учителя как субъекта педагогической деятельности. Организационно-педагогической целью пособия является создание условий для успешного овладения студентами педагогическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области воспитания, воспитательной деятельности и общения. Одной из организационно-педагогических задач данного пособия является попытка интенсификации и технологизации вузовского обучения в процессе преподавания курса «Теория и методика воспитания». Интенсификация учебного процесса в вузе предполагает наименьшие затраты времени при максимуме объема передаваемой учебно-педагогической информации, что в конечном итоге качественно улучшает подготовку будущего специалиста. Природа человека такова, что он начинает мыслить образами и через образы учится мыслить на уровне слов и понятий. Условные изображения педагогического явления, процесса или проблемы, выполненные в виде рисунков или схем, отражающих внутренние взаимосвязи частей целого, облегчают восприятие, переживание и оценку изучаемых педагогических явлений. Несмотря на многообразие форм интенсификации и технологизации обучения (логико-смысловые модели, дидактические многомерные модели, мнемосхемы) одними из наиболее действенных, с нашей точки зрения, являются блочные и координатные схемы. Блочные схемы раскрывают суть и логику сложного педагогического явления или процесса, помогают ориентироваться в большом объеме информации, видеть логические связи, взаимозависимости отдельных блоков, способствуют более устойчивому вниманию и более прочному запоминанию изучаемого материала. Координатные схемы как графическое отражение вербальной информации позволяют в компактной форме «свернуть» большой объем необходимой профессионально-педагогической информации, облегчить ее обзор, легко оперировать ею в процессе конструирования и изучения учебного материала по курсу. При использовании координатных и блочных схем происходит более уверенное выполнение студентами таких действий, как оперирование педагогическими категориями, воссоздание необходимой по теме информации, исключение избыточной второстепенной информации. При работе с координатной схемой необходимо прежде всего ознакомиться с ее координатами, опорными узелками, установить межкоординатные и межузловые связи. Анализ координатной схемы производится с левой горизонтальной координаты по ходу часовой стрелки. Анализ и развертывание информации, заложенной в координатных узелках, начинается от центра координаты. В каждом из них компактно заложен «концентрат» необходимой учебной информации, последовательно разворачивающейся от узелка к узелку и отражающей все содержание и логику педагогической деятельности будущего учителя-воспитателя. Таким образом, работа с координатными и блочными схемами призвана вызывать у студентов внутреннюю активность, способствовать развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, формировать устойчивый интерес к педагогическим проблемам воспитания. Существенное значение в усвоении лекционного материала имеет рефлексивный компонент, который выражен в заключительном пункте «Послесловие к лекции: Приглашение к размышлению». Осмысление педагогических истин и ценностей с позиций приобретенных знаний и жизненного опыта позволяет студентам ощущать себя полноправными участниками процесса обучения и субъектами становления собственной педагогической деятельности. Теоретической основой данного пособия стали следующие положения педагогической науки: – аксиологический подход – ориентация на систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, воспитательной деятельности и педагогического общения; – антропологический подход – целенаправленное создание условий для развития и саморазвития личности будущего учителя в соотношении со структурой целостной природы человека и закономерностей его внутреннего развития; – системно-структурный подход - определение и описание сущности педагогического объекта как развивающейся системы во всей совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, представляющих целостность и единство изучаемого объекта педагогической действительности; – системно-функциональный подход – выделение структуры и содержания изучаемых объектов, их функциональных зависимостей, а также их соответствия основным функциям педагогической деятельности; – культурологический подход – включение знаний в конкретных формах педагогической деятельности, проявляющихся на различных этапах развития образования, их теоретическое и практическое усвоение, обеспечивающеестудентам необходимый уровень освоения общечеловеческойи профессиональной культуры будущего учителя; – личностно-деятельностный подход – ориентация на формирование будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности и актуализация потенциала личностных и профессионально-значимых качеств, приобретаемых в образовательном процессе высшей школы; – профессионально-деятельностный подход – построение образовательного процесса вуза, позволяющего моделировать условия реальной педагогической деятельности и вырабатывать субъектную позицию в овладении профессионально-педагогическими знаниями и умениями будущего учителя.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |