Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие. Традиционно рекламу принято рассматривать как вид или этап бизнеса, а также как составной элемент маркетинга




Резюме

 

Традиционно рекламу принято рассматривать как вид или этап бизнеса, а также как составной элемент маркетинга. Однако сегодня постоянно возникает необходимость анализировать ее с точки зрения культуры. Культура рассматривается как форма организации и развития общества, а также как сложившаяся система ценностей и норм поведения, которые реклама поддерживает, а в определенных случаях — разрушает. Создавая изменяющуюся со временем моду, реклама тем самым участвует в постоянном обновлении культуры, в ее развитии.

Рекламу следует отнести к явлениям, изначально содержащим в себе противоречия и также противоречиво воспринимаемых различными группами населения. Однако, как неоднократно отмечалось выше, противоречие — это не есть проблема, с которой следует бороться любыми средствами. Противоречия составляют основу социальной жизни людей, ее развития, и они поэтому также характерны для рекламной деятельности. По крайней мере, противоречивое отношение населения к рекламе сохраняется в течение сотен, а возможно, даже тысяч лет. И это может рассматриваться как норма, обусловленная объективными законами развития рынка, культуры и человеческого мышления. Даже диалог как высшая развивающая форма общения людей, предполагает противоречие между ними хотя бы в форме межличностного соревнования. То есть понятие диалога не противоречит понятию конкуренции, если рассматривать данный вид отношений в рамках современного системного подхода.

При внимательном анализе социально-экономических тенденций развития предпринимательской деятельности в нашей стране в настоящее время становится вполне очевидным, что сегодня российскому бизнесу крайне необходим новый тип потребителя с большим количеством быстро меняющихся, разнообразных утилитарных потребностей. В этом случае личность, ориентированная на самоограничения, «человек-аскет», смысл жизни которого состоит в том, чтобы жертвовать личным благополучием и комфортом ради каких-либо «высших ценностей», представляет для бизнеса серьезную опасность. Сознательно отказываясь от потребления, он наносит вред бизнесу, лишает его прибыли.

Очень часто психологам, работающим в рекламе, приходится делать непростой личный моральный выбор между практикой манипулирования потребителем, чего часто требуют рекламодатели, и комплексным изучением рекламной деятельности в рамках научной психологии. Например, многие психологи-практики способствуют интенсивному продвижению товаров и услуг, не всегда объективно полезных человеку (например, табак, алкоголь, малоэффективные лекарственные средства, пищевые продукты, содержащие вредные химические компоненты, и т. д.). Прямое и косвенное воздействие рекламы, в создании которой принимают участие психологи, может стимулировать агрессивное поведение потребителей, формировать вредные привычки, традиции, нездоровый образ жизни и пр. В свою очередь, другие психологи (а также социальные работники, педагоги, психотерапевты, врачи и т. д.) вынуждены решать проблемы, возникающие вследствие распространения тех или иных видов и продуктов рекламной деятельности. Таковы проблемы семьи, воспитания детей, психического здоровья, взаимоотношений и т. д. Это создает проблему взаимопонимания среди самих психологов.

В традиционной психологии рекламы как дисциплины, ориентированной на решение задач бизнеса (сбыта товаров), практически не рассматриваются вопросы духовного развития личности и общества. Даже понятие «социально-этичного» (или социетального) маркетинга, которое в последние годы часто употребляют маркетологи, является одной из форм бизнеса, цель которого состоит в создании благоприятного имиджа, со всеми вытекающими отсюда психологическими последствиями для личности и общества. Такой вид деятельности никакого отношения не имеет к бескорыстной благотворительности, как это может показаться на первый взгляд, когда выдвигаются и широко рекламируются проекты, выполненные в соответствии с данными принципами.

Важным вопросом изучения влияния рекламы на потребителей, культуру и общество является вопрос оценки ее содержания и формы. Обычно эти два аспекта не различают, хотя в них содержится одно из наиболее важных противоречий, а также анализ содержания и формы рекламных сообщений позволяет рассмотреть один из наиболее распространенных и неосознаваемых механизмов психологического воздействия рекламы на людей, на ценности и нормы их поведения. Так, одну и ту же рекламную информацию можно представить потребителям, используя совершенно разные образы, персонажи, приемы, идеи, текст, графику, цвет и т. д. Причем, как показывают исследования, потребителями, имеющими потребность в товаре, лучше всего осознается (воспринимается, запоминается и пр.) содержание рекламы и намного хуже — ее формально-динамические характеристики. Но элементы воздействия на подсознание содержатся, прежде всего, именно в формально-динамических характеристиках рекламы.

Одна из основных задач психологии рекламы — оценка психологической эффективности рекламной деятельности. Понятие эффективности может быть рассмотрено с различных точек зрения. Так, экономисты, говоря об эффективности, определяют, сколько денег нужно потратить на проведение рекламной кампании, сколько это даст прибыли и т. д. Оценка психологической эффективности рекламной деятельности должна включать степень воздействия рекламы на потребителя, точность ее восприятия, длительность удержания в памяти полученной информации, возникновение желания приобрести товар, а также уровень удовлетворенности рекламой и ее социальный эффект (отношение к ней общественности). То есть психология должна оценивать рекламу как социокультурное явление.

Взаиморазвитие субъектов рекламной деятельности окажется успешным лишь только в том случае, если для этого процесса будут созданы необходимые внешние и внутренние условия. Например, процессы обмена информацией и ее переработки должны соответствовать природе и возможностям субъектов. Именно эти условия обеспечивают легкость понимания субъектами друг друга, необходимую степень усвоения и сохранения информации, а также тех действий, которые нужны для ее превращения в структурные составляющие их внутреннего мира. Интеллектуально развиваясь, рекламист стимулирует развитие потребителя. В свою очередь, развиваясь, потребитель создает условия для интеллектуального и др. развития рекламиста. Поиск новизны требует усложнения способов привлечения и удержания внимания партнера, отрицания достигнутого и перехода ко все более интеллектуально сложным рекламным аргументам.

В отечественной социальной психологии было выработано представление об общении как процессе, в котором может происходить не только обмен информацией, полезной для его субъектов, или воздействие одного субъекта на другого, но и процесс их взаимного развития и саморазвития. Именно этим отличается диалог как высшая форма общения от обычных проявлений общения. Диалог — это этап и уровень развития рекламной коммуникации, характеризующийся возникновением условий, при которых субъекты рекламной деятельности способствуют развитию друг друга (интеллектуальному, этическому, эстетическому и пр.). То есть реклама, принимающая форму диалога, способна не только продавать, удовлетворяя потребности одних людей и обогащая других, но и вызывать социальные изменения, формировать ценности и социальные нормы. От того, каким будет это влияние, зависит будущее общества. Иными словами, проблемы этики и воспитания также имеют прямое отношение к психологии рекламы как отрасли психологического знания.

 

 


 

Психология рекламы, или психология рекламной деятельности, как самостоятельное направление в науке возникла на рубеже Х1Х-ХХ веков. Она представляет собой отрасль научных знаний, которая постоянно развивается и совершенствуется в силу того, что изучаемый ею объект — рекламная деятельность — находится в постоянном движении, изменении и развитии.

Психология рекламной деятельности не может ограничиваться изучением только одной традиционной и хорошо всем известной коммерческой рекламы, с которой каждый человек постоянно сталкивается сегодня в виде телевизионных рекламных роликов, щитов на улицах городов или объявлений в газетах и журналах.

Рекламная деятельность — это сложная система связей и отношений между людьми, которая включает в себя большое количество различных способов взаимного воздействия людей друг на друга. При этом рекламные воздействия не являются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровневую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных обратных связей. Поэтому о рекламной деятельности говорят сегодня как о системе рекламных коммуникаций.

В настоящее время многие психологи рассматривают рекламу (рекламную деятельность) как системное явление, которое включает в себя комплекс взаимовлияющих друг на друга элементов. Элементы этой системы функционируют по одним и тем же психологическим законам на основе одних и тех же психологических механизмов. Поэтому психологи должны изучать их как некий целостный системный объект. Его элементами являются не только традиционная реклама, но и самореклама, коммерческая и политическая пропаганда, «паблик рилейшнз», «сейлз промоушн», директ-маркетинг и др., а также личные продажи и всевозможные формы отношений, в основе которых лежат социальные сравнения, социальные оценки, мода.

В нашей стране изучение и преподавание новых направлений в психологии сегодня предполагает преодоление некоторых стереотипов, возникших в прошлом, когда практическая реализация идеи «разрешалась» или «не разрешалась» сверху. Именно эта свобода выбора обусловливает желание многих отечественных авторов определить предмет психологии рекламы только сферой предпринимательства, потребления и психологических воздействий, то есть, по сути дела, воспроизвести логику мышления психологов рекламы первой половины XX века, когда потребитель рассматривался как пассивный объект влияния и манипулирования.

В последние годы в нашей стране создано большое количество факультетов и кафедр рекламы, где изучают психологию. Психологические вузы также вводят специальности «психология рекламы», «психология маркетинга», «психология паблик рилейшнз» и др. Образование питается наукой, поэтому чрезмерное разнообразие подходов к дисциплине, изучающей рекламную деятельность, может послужить источником разногласий среди преподавателей психологии рекламной деятельности.

Сегодня для преподавателей спецкурса «Психология рекламы» нет единого приемлемого учебного стандарта. Каждый преподаватель строит свой курс самостоятельно, передает знания в той последовательности и в том объеме, который считает необходимым. Поэтому иногда психологию рекламы отождествляют с суггестией, а иногда рассматривают ее в рамках системы маркетинговых коммуникаций. Мы считаем, что психология рекламы как отрасль науки, ориентированной на практику, должна состоять, как минимум, из трех разделов.

1. Психические и социально-психологические процессы в условиях рекламной деятельности.

2. Рекламная деятельность в системе маркетинговых коммуникаций.

3. Психология рекламной деятельности в рамках национальной культуры и общества.

С моей точки зрения, реклама и самореклама человека являются источниками развития культуры и общества. В форме всевозможных самопрезентаций самореклама обнаруживается у древних предков современного человека и даже у животных. Поэтому рекламную деятельность психология сегодня уже не может рассматривать только как вид или этап бизнеса, как элемент маркетинга или как сугубо экономическое явление, связанное лишь с конкуренцией, созданием брендов и рыночным производством. Рекламная деятельность — это один из важнейших механизмов развития человека и одновременно — источник и механизм развития национальной культуры общества. Она порождает систему сложных социальных отношений и возникает в силу многочисленных социальных мотивов и потребностей, ориентации людей на социальные оценки друг друга.

Рекламная деятельность — противоречивое явление, а значит, способное к изменению и развитию. В процессе развития общества она неизбежно будет принимать все более сложные и специфические формы. От отношения общества к рекламе зависит не только ее будущее, но и будущее самого общества. При правильном понимании психологической сущности данного феномена рекламная деятельность может принимать свою наивысшую форму — взаиморазвивающего диалога. Эти тенденции рекламы должны рассматриваться психологами в рамках обобщающего адвертологического подхода.


ЛИТЕРАТУРА

 

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб., 2000.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды Госуд. ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. - М.; Л., 1935.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. — 1965, №1.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Общ. ред. В. С. Магуна. - М., 1998.

Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. — М., 1999.

БадаловД. С., Кисмерешкин В. Г. Регулирование рекламной деятельности. — М., 2000.

Батра Р., МайерсДж., АакерД. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.; К., 1999.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Бирюков Б. В., Зарипов Р. X., Плотников С. Н. Исследование социокибернетических аспектов культуры (вступительная статья) // Моль. А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов н/Д., 1998.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: 1997.

Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. 1910. № 1-2.

БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968.

Бородина В. Самореклама: мода и традиции. — М.: РИП — холдинг, 2000.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Бронников И. Н. Развитие осознания поступков у дошкольников // Новые исследования в педагогических науках. Вып. IV., — М., 1965.

Брушлинский А. В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.

Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Университетское, 1990.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996.

Величкевский Б. М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.

Вершин А. Русская реклама. — СПб., 1898.

Викентъев И. Л. Приемы рекламы и риЬНс ге1а1юпз. — СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 1995.

ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. — М.: Прогресс, 1981.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. — М.; Л.: АН СССР, 1949.

Вудсон У., КоноверД, Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. — М.: Мир, 1968.

ВундтВ. Очерки психологии. — М.: Космос, 1912.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: АПН РСФСР, 1956.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. / Общ. ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.

Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. — 1958. № 3.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.

Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. — Казань, Изд-во Книга и Ко, 1997.

Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М., 1994.

Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Голядкин Н. Творческая телереклама (из американского опыта): Учебное пособие. — М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.

Гордякова О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. 2000. № 4.

Гордякова О. В. Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками / Авто-реф. дисс. к. псх. н., М., 2003.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: МГУ, 1982.

Грошев И. В. Полоролевые стереотипы и тендерная невербальная коммуникация в зеркале рекламы // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 1998. Том 4. № 4.

Дейян А. Реклама / Общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1993.

Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на местах продажи / Общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», Универс, 1994.

Джидаръян И. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, МГУ, 1997.

Дэвид Г. Метод парных сравнений / Общ ред. Ю. Адлера. — М., Статистика, 1978.

ДэвисД.Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. — М.: Вильяме, 2003.

Евстафъев В. А., Ясонов В. Н. Введение в медиапланирование: Учебное пособие для начинающих медиапланеров. — М.: РИП-холдинг, 1998.

Журавлев А. Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредствованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений / Дисс. в виде научного доклада на соиск. уч. степ. д. псх. н. — М., 1999.

Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. — М.: ДатаСтром, 1992.

Залесский П. К. Мировой и российский опыт типологии потребителей по стилю жизни // Маркетинг и маркетинговые исследования. — М.: ИД Гребенников, № 5, 2002. С. 4-12.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М.: МГУ, 1971.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.

Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психологии (вступительная статья) // Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Три-вола, 1996.

Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб.: Алетейя, 1999.

Иванченко Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз. — М.: Смысл, 1999.

Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1998.

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

Карпинская О. Как ваше слово отзовется? / Рекламный мир. 1996. № 8 (47).

Касавин И. Т. Этот тайный странный мир. Размышления о магии, ее природе и судьбе // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1994.

Кёниг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. — М.: Современные проблемы. 1925.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. — Киев: Вища школа, 1985.

Коломинский Я. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. — Канд. дисс., Минск, 1972.

Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978.

Конецкая. В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.

Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. — Новосибирск: Наука, 1975

Котлер Ф. Управление маркетингом. — М.: Экономика, 1980.

Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга, ИМА — Кросс. Плюс, 1995.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Бош В. Основы маркетинга. — М.; СПб.;

К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2003. Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. — СПб.: Питер, 2000.

Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2000.

Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

Краска Т. И. Психология рекламы. — К.: Студцентр, 2002.

Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: Центр, 1996.

Крылов И. В. Маркетинг. — М.: Центр, 1998.

Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митъкин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. — М.: Плакат, 1987.

«Кутузовский проспект». 2001. № 7 (22).

Кучинский Г. М. Диалог и мышление. — Минск: БГУ, 1983.

ЛавринА. П. Хроники Харона. — М.: Московский рабочий, 1993.

Лайнбарджер П. Психологическая война. — М.: Политиздат, 1962.

Лебедев А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии. 1996 а. № 4.

Лебедев А. Н. Психология российской рекламы: а нужен ли рекламисту потребитель? // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996 б. № 1.

Лебедев А. Н. Зигзаг удачи или точные технологии? (Психологическая экспертиза наружной рекламы: проблемы и методы) // Рекламный мир. 1996 в. № 8.

Лебедев А. Н. Наружная реклама: экспериментально-психологический подход к оценке эффективности // Наружная реклама России, 1997 а. № 9-10. С. 40-47.

Лебедев А. Н. Опыт психологической экспертизы наружной рекламы // Реклама и жизнь. 1997 б. № 1.

Лебедев А. Н. Социально-психологические характеристики рекламно-информа-ционного пространства супермаркета // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М.: ИП РАН, 1999.

Лебедев А. Н. Психология рекламы // Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000 а.

Лебедев А. Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000 б, Т. 21, №4.

Лебедев А. Н. Психологические основы адвертологии // Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика / Под ред. В. В. Козлова. — Ярославль, 2000 в. Т. 2. С. 146.

Лебедев А. Н. Психология рекламной деятельности с точки зрения системного подхода // Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов / Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. Т. 2.

Лебедев-Любимов А. Н. Самореклама. — Спб.: Питер, 2003.

Лебедев А. Н. Психология рекламной коммуникации в изменяющемся обществе / Автореф. дисс. д. псх. н., — М., 2004.

Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. — М.: Издательский центр «Академия», 1995.

Лебедев А. Н., Арацкая Н. Интерьер торговых залов как способ воздействия на принятие решения о покупке // Реклама. 2000. № 3.

Лебедев-Любимов А. Н. Психология российского РКСШ17СТ РЬАСЕМЕМТ // 5АЬЕ5 Ъизтезк/продажи, 2004, № 6. С. 35-39.

Лебедев-Любимов А. Н. Психологическое тестирование рекламы // 5АЕЕ5 Ъизшезз/продажи, 2005, № 1. с. 52-58.

Лебедев-Любимов А. Н. Основные психологические модели рекламного воздействия // 5АЬЕ5 Ъизшезз/продажи. 2005, № 4. С. 68-72.

Лебедев-Любимов А. Н. Проблемы и перспективы развития психологических исследований в российской рекламной практике // Реклама: теория и практика, 2005, № 2. С 35-41.

Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.

Леви-Стросс К. Колдун и его магия // Природа. 1974. № 8.

ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

ЛеонтьевД. А. Введение в психологию искусства. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М.: Мир, 1974.

Лобок А. М. Миф как основание детского мышления // Мир психологии. 1998. № 3 (15). — М.; Воронеж: Изд-во Московский психолого-социальный институт НПО МОДЭК, 1998.

Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

Любищев А. А. Генетика и этика // Химия и жизнь. 1991. № 6.

Люшер М. Цвет вашего характера. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997.

МайерсД. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1996.

Макиавелли Н. Государь. — М.: Планета, 1990.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М.: Рефл-бук, 1998.

Мануйлов М. А. Психология рекламы. — М.: ГТИ, 1925.

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.

Матвеев В. Ф. Учебное пособие по психиатрии. — М.: Медицина, 1975.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М: Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ», 2000.

Мельник Г. С. Мазз-тесНа: психологические процессы и эффекты. — СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.

Менегетти А. Система и личность // Психология бизнеса. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998.

Митъкин А. А. Системный подход и психология развития: формы и уровни взаимодействия // Труды института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.

Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир, 1966.

Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973.

Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни (с основами медицинской психологии). — М.: Медицина, 1976.

Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М.: Право и Закон, 1996.

Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1, 2. — М.: Евразийский регион, 1998.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Общ. ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985.

МюнстербергГ. Основы психотехники. Ч. 1. — СПб.: П.Э.Т., 1996.

Мясищев В. Н. Работоспособность и болезни личности. — Невропатология, психиатрия, психиатрия и психогигиена, 1935, т. IV. Вып. 9-10.

Немое Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984.

О'КоннорДж., СейморД. Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998.

Паккард В. Скрытые увещеватели (дайджест) // Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: Фолиум, 1994.

Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Практическое руководство. — М.: Институт психотерапии, 2000.

Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

Перминов В. Я. Проблема причинности в философии и естествознании. — М.: МГУ, 1979.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. — Смоленск: СГУ, 1997.

Петровский В. А. К психологии активности личности / Вопросы психологии. 1975. № 3.

Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. — М.: Изд-во художественной литературы, 1956.

ПочепцовГ. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук; К.: Вак-лер, 1999.

Почепцов Г. Г. Психологические войны. — М.: Релф-бук; К.: Ваклер, 2000.

Пронина Е. Е, Психологическая экспертиза рекламы. — М.: РИП-холдинг, 2000.

Пряжников Н. С. S=\$, или личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. — М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. — М.: Наука, 1980. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979. Ривз Р. Реальность в рекламе (дайджест) // Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: Фолиум, 1994. Робер М. А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М.: МГУ, 1982. Рожков И. Я. Реклама: планка для «профи». — М.: Юрайт, 1997.

Ромат Е. Реклама в системе маркетинга: Учебное пособие. — Харьков: Харьк. гос. академия технол. и орг. питания, 1995.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Общ. ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999.

РосситерДж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Общ. ред. Л. А. Волковой. - СПб.: Питер, 2000.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1958.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998.

Савонъко Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.

Селъченок К. В. Создание рекламного образа (имиджпроектирование) // Психология бизнеса: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998.

Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Ученические записки Тамбовского педагогического института. Вып. 10,1956.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000.

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональ-ные аспекты. — М.: Наука, 1975.

СлободяникА. П. Психотерапия, внушение, гипноз. — Киев: Здоро'я, 1983.

Слюсаревский Н. Н., Карамушка Л. Н., Федоришин А. Б. Слово. Рисунок. Цвет: Психологический анализ наглядных средств политической агитации. — К.: АТ «Реклама», 1995.

Смирнова Е. Э. О методах измерения некоторых эффектов восприятия человеческого лица // Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Ленинград, 1972.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.

Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

Сталин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

 

Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика/ Общ. ред.

и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1989. •'> •••-••>•'• Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Изд-во политической литературы,

1989.

Тарпг Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1994.

Тезисы материалов Первой Всероссийской конференции «Психология в рекламе». - М.: ИП РАН, 1996.

Технология «25-го кадра» и другие методы инструментального воздействия на мозг человека / Общ. ред. А. Н. Лебедева. — М.: ПАРИ, 2000.

Телешова Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998.

Тоффлер Б. Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. — М.: ИНФРА-М, 2000.

ТраутДж. Большие бренды — большие проблемы. Учитесь на чужих ошибках. — Спб.: Питер, 2002.

Траут Дж. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям. — СПб.: Питер, 2001.

Траут Дж. Траут о стратегии. — СПб.: Питер, 2005.

Траут Дж., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. — СПб.: Питер, 2002.

Траут Дж., Раис Э. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2005.

Траут Дж., Раис Э. Позиционирование. Битва за узнаваемость. — СПб.: Питер, 2004.

Узнадзе Д. Н. Теория установки / Общ. ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

Уэллс У., БернетДж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. — СПб.: Питер, 1999.

Федеральный закон о рекламе. — М.: Кросна-Лекс, 1997.

Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М.: Мысль, 1974.

Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2000.

Фегеле 3. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя. — М.: АО «Интерэксперт», 1998.

Филонов Л. Б. Интерес к собственной личности и регуляции человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.

Фридлендер К. Т. Путь к покупателю (теория и практика рекламного дела). — М.-Л.: ВСНХ ЦУП СССР, 1926.

Харузина В. Н. Примитивные формы драматического искусства // Этнография. 1928. №1.

Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. — СПб.: Азбука-Терра, 1997.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986.

Хеллер С., Стил Т. Л. Монстры и волшебные палочки. — К.: Тест, 1995.

Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. — Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.

Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер Ком, 1999.

Швальбе Б., ШвалъбеX. Личность, карьера, успех. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Интер, 1993.

Шерковин Ю. А. Социальная психология и пропаганды // Проблемы социальной психологии и пропаганда. — М., 1971.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М.: Мысль, 1973.

Шерковин Ю. А. Наружная реклама: Трудное искусство простоты. — М.: Смысл, 1995.

Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. 1919. Вып. 1. Владивосток.

Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. 1982, № 5, С. 34-46

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: Речь, 2002.

Штерн Э. Прикладная психология. — М.: Красная новь, 1924.

ШулъцД. П., Шулъц С. Э. История современной психологии. — СПб.: Евразия, 1998.

Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука-Терра, 1997.

Экман П. Психология лжи. — СПб.: Питер, 1999.

Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. Д. Поведение потребителей. — СПб.: Питер Ком, 1999.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.

Юнг К. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995.

Яньшин П. В. Эмоциональный цвет. — Самара: СамГПУ, 1996.

Anderson K. E. Persuasion. Theory and Practice. Boston, 1971.

BemD.J. Self-Perception Theory. In: «Advances in Experimental Social Psychology»,ed. By L.Berkowitz. vol. 6 N. Y., 1972.

Berkowitz N. Eric et al. Marketing. Irwin McGraw-Hill, 2000.

Bidell W. W. A Psychological Definition of Propaganda. //Journal of Abnormal and Social Psychology, 1931.

Blumenfeld W. Zur Psychologic der Werbewirkung des Schaufensters. Praktische Psycholodie, 1920.

Brown R. Social Psychology. N. Y. 1965.

Cartwrite. Some Principles of Mass Persuasion. — «Human Relations», 1949, vol. 2, N 3.

Choucas M. Propaganda Comes of Age. Washington, 1965. ^t.wlf

Cooley C. H. Human Nature and the Social Order, N. Y., 1964.

Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem. — Psychol. Forsch., 1931, B. 15.

Doob L. W. Public Opinion and Propaganda. Hamden, 1966.

Doob L. W. Public Opinion and Propaganda. N. Y. 1956.

Gallo S. Psychologia della Radio e TL'lovisiono. Roma, 1955.

Gallup G. G. Self-recognition in primates: a comparative approach to the bi-directional properties of consciousness. — Amer. Psychologist, 1977, vol. 32.)

Gergen K.J. The Concept of Self. N. Y., 1971.

Festinger L., CarlsmithJ. M. Cognitive Consequences of Forced Compliance. —«Journal of Abnormal and Social Psychology», vol. 68, March 1959.

Fraser L. Propaganda. London, 1957.

HaskinsJ. B. Successful advertising research methods. NTC Publishing group, Illinois, USA, 1993.

Heller W. S. Analysis of Packages. Berkeley, 1919.

HofstatterP. R. Farbesymbolik und Ambivalenz. In: Psychologische Beitrage, Ne 2, 1956, S. 526 ff. UHT. no: Schwalle B. Werkepsychologie. Zurich, 1974.

Hoppe F. Erfolg und Misserfolg. — Psychol. Forsch., 1930, B. 14.

Hovland C. Coinnuinication and Persuasion. Psychological Studies of Opinion Change. Yale Univer sity Press, 1963.

How to Detect Propaganda? — «Propaganda Analysis*, 1937, N° 1.

Krech D., Crutchfield R. Theory and Problems of Social Psychology. N. Y., 944.

Kulpe 0. Dir gegenwartige Stand des experimentes. Leipzig, 1906.

Kupferberg C. Vom amerikanischen Werbewesen. Das Plakat, 1921.

Levitt T. «Marketing Myopia» Harvard Business Rewiew (July-August 1960).

Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1922.

Lucas D. B., Britt S. H. Advertising Psychology and Research. N. Y., 1950.

Lysinski E. Zur Psychologie der Schaufensters reklame. Zeitschrift fur Handelswissenschaft und Handelspraxis, 1919.

Lysinski E. Die Methoden der Werbewissenschaft. Zeitschr. f. Handelswissenschaft und Handelspraxis. 15 lahrsg, 1922.

Mahl G. F. Sensory factors in the control of expressive behavior. — Acta psychologica, vol. XIX. Amsterdam, 1961.

Maletzke G. Psychologie der Massenkommunikation. Hamburg, 1963.

Mann A. Zur Psychologie und Psychographie der Aufmerksamkeit, 1915.

Marbe K. Theorie der kinematographischen Projektionen. Leipzig, 1910.

Mataja V. Die Reklame. Leipzig. 1916.

Margolin L. The Paper Bullets. N. Y., 1946.

McGinnisJ. The Selling of the President. N. Y., 1973.

McKluen M. Understanding media. The exertion of man. London, 1969.

 

Meyrhoff E. The strategy of persuation / N. Y., 1969.

Moede W. Psychologie der Reklame. Praktische Psychologic, 1919.

Moede W. Experimentelle Massenpsychologie. Berlin. 1920.

Moles A., Caude R. Creativite et methodes dinnovation dans 1'entreprise «Management», fayard-mame, 1970.

Moles A., RohmerE. Theorie des aktes (Vers une ecologie des actions). CASTERMAN. 1977.

Nioradze G. Der Schamanismus bei den sibi/?/5Chen Volkern. — Stuttgart, 1925.

Neisser U. Cognitive psychology. N. Y., 1967.

Piorkowski H. Zur Psychologie der Reklame, 1921.

Phan Thi Dac. Situation de la Personne au Viet-Nam. Paris, 1966.

SchakwitzA. Apparat fur Aufzeichnung der Augenbewegungen beim zusammenhangenden Lesen (Nystagmograph), 1913.

Schom M. Begutachtung von Reklamenplakaten und InseratenPlakat, 1920.

Schulte K. W. BuchstabenZwischenraum und Lesbarkeit. Praktischr Psychologie. 2 Jahrd 1920/21. S. 28 ff.

Schulte K, W., ReiswitzA. V. Der Auffassungswert von farbiger Schrifft auf farbigem Grunde. Das Plakat, 1920.

Schmidt W. Die Ursprung der Gottesidee. Bd III. Munster in Westfallen, 1931; Bd IX. Munster in Westfallen, 1949; Bd XII. Munster in Westfallen, 1955.

Scott W. G. The Theory of Advertising. Boston, 1903.

Scott W. G. The Psychology of Advertising. Boston, 1908.

SchroderD. Zur Struktur des Schamanismus. — «Anthropos». Wien, 1955, Bd 50,4-6. SeyffertR. Die Reklame des Kaufmanns. Leipzig, 1920.

Sperling G. Successive approximations to a model for shot-term memory, 1967.

Starch D. Judicious Advertising. N. Y., 1909. Strong E. K. Application of the Order of Merit method to Advertising. Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. Bd VIII, 1911.

Svennungl. Anredeformen. Vergleichende Forschungen zur indirekten Anrede in der Dritten Person und zum Nominativ fur den Vokativ. Uppsala, 1958.

Yerkes K. M. The Class Experimentin Psychology with Advertisements as Materials.Journal of Educational Psychology, 1912.

Webster M., Sobieszek B. Sources of Self Evaluation: A Formal Theory of Significant Others and Social Influence. N. Y., 1974.

Wicklund R. A., Frey D. Self-awareness theory: when the self makes a difference. —In: The Self in Social Psychology. Ed. By D. M. Wegner, R. R. Vallacher. N. Y., 1980.


Приложение Цветные иллюстрации

 

 

Илл. 1. Двуцветные рекламные вывески, которые использовались для разработки метода Color Compatibility Test

 

 

Илл. 2. Результаты факторного анализа цветовых сочетаний вывески «Банк», полученные на одном из этапов разработки метода Color Compatibility Test

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.