Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Возникновение древневосточной философии




Дополнительная

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Ильин В. История философии: Учеб. Для вузов. – СПб., 2003.

2. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.

3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. – М., 2003.

4. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. – М., 1991.

5. Современный философский словарь. – М., 1998.

 


 
 


Вы будете изучать:

  • общие закономерности развития философии Востока и Запада;
  • философию Древней Индии и её главные философско-религиозные направления;
  • философию Древнего Китая и её основные философские школы.

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;
  • изучить тенденции развития философских школ Древней Индии и Древнего Китая;
  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Индии и Китая;
  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
  • знать специфику философских школ Индии и Китая;
  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

 

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.

Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями.

Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока.

Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений.

Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.

 


Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.

 

Восток Запад
Различия философской проблематики Запада и Востока
Сконцентрирована на проблеме человека Многопроблемна: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.
Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как философское, и как религиозное (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство) Философия придерживается научной методологии. Философские учения Запада не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция
Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя. Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, то есть разрабатываются проблемы логики
Социальная философия: проблемы общечеловеческих ценностей, проблемы закона, отношения народа и правителя Социальная философия: проблемы государства, управления, власти, имущественного деления общества, этики, этикета, войны и мира, труда, закона, желаний и интересов власти и т.д.
Общие закономерности философии Востока и Запада
Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.
Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.
Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям

 

Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху.

I. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.)

Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания вед.

В веды, как правило, включались следующие составные части: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), написанное брахманами (жрецами) и используемое ими при проведении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к ведам («упанишады»)

Упанишады содержат идеи, во многом определившие всё последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и её перерождении (сансара) согласно закону воздаяния (карма).

Ведическая религия политеистична: её пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тысячелетия возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестаёт устраивать жителей бурно растущих городов. Изменились состав и характер богов, хотя чёткой иерархии ещё не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остаётся существование мирового духа.

II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)

 

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого.

Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам.

Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:

 

Школа Основатель Основной вопрос
Йога Патанджали Учение и метод управления психикой и физиологией человека
Веданта Бадараяна Основывается на трактовке высказываний шрути («священных текстов» индуизма)
Вайшешика Канада Учение об атомах
Ньяя Готама Проблемы теории познания и логики.
Миманса Джаймини Разработка ведических ритуалов
Санкхья Капила Противопоставление двух вечных начал: первоматерии как основы всего существующего и духа, выводящего материю из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.

Учения, оппозиционные «Ведам»:

Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы.

После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества.

К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры.

Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы. АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью. Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).

§

Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.