Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Философия религии 1 страница




Дополнительная

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

 

1. Арон, Р. Введение в философию истории / Р. Арон. – М., 2000.

2. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М., 1990.

3. Гринин, И.Г. Формации и цивилизации / И.Г. Гринин // Философия и общество. – 1997. – № 1 – 6.

4. Ивин, А.А. Философия истории / А.А. Ивин. – М., 2000.

5. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. – СПб., 1993

6. Садков, В. Цивилизационно-информационный подход к анализу общественного развития / В. Садков // Общество и экономика. – 2000. – № 1. – С. 158 – 168.

7. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 76 – 84.

 


 

 
 


Вы будете изучать:

  • содержание понятия «религия» как сферы жизнедеятельности человека;
  • сущность феномена религия;
  • характеристики религиозного сознания

Цели темы:

  • определить место и роль религии в жизни человека и общества

После изучения темы вы сможете:

  • определять роль религии в современном обществе

 

С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Поэтому в течение всей своей истории философия нуждалась в критическом разграничении с религией. Само название "философия религии" появилось довольно поздно - в XVIII веке, но уже в античной философии можно обнаружить определенные представления о божестве, об отношении божественного и конечной действительности. История философии религии самым тесным образом сближается с историей европейской философии. Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: "Что есть религия как таковая?"

Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто "иное" по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. Эта ситуация особенно ярко ощущалась в эпоху раннего христианства, не видевшего ни малейшей нужды в философском обосновании. И дальнейшая история христианства дает немало примеров того, что религия относится к философии как к своей противоположности. Но при этом в своих истоках религия осуществляется как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия религии рассматривает теологические понятия прежде всего как феномены религиозного опыта.

Религиозный опыт осуществляется в тесной связи с человеческим самопониманием и пониманием бытия. Люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себе вопрос: "Что означает мое верование?" Кроме того, религия исполняется в человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможен философский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказывается совершенно иным по отношению к философии.

Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится в период крушения Римской империи – первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Цицерон выводил данный термин от латинского глагола relegere, что в переводе означало – идти, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым словом в этой цепи переводов для Цицерона было слово, «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

Лактанций, считал, что религия как термин берёт своё начало в латинском глаголе religare - связывать, сковывать. С его точки зрения, религия – это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом. Такое понимание впоследствии было тесно связано с традицией христианства.

В культурах Востока у истоков религии как термина стоят другие слова и смыслы: din, dharma, chiao:

 

§ din – слово, восходящее к аравийскому языку предысламского времени, переводимое как власть. Отсюда рождение власти Аллаха в исламе;

§ dharma – слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норма, форма, истина… Всё это, в конце концов, становится смысловой основой буддизма;

§ chiao – китайское слово обозначающее учение.

 

Великое многообразие форм религиозных верований является объективной основой множественного их толкования в теоретических определениях, которых в настоящее время насчитывают около 250. Одно из наиболее используемых на Западе, в частности в США, определение Джонстоуна: «Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным».

Мы будем отталкиваться от наиболее употребимого у нас определения.

Религия (от лат. religare – связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом, Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Религия как социальное явление – закономерный продукт духовной деятельности человека. Её генетическим истоком принято считать человеческий страх. Страх перед необузданными, стихийными силами природы. Это одна из наиболее часто упоминающихся причин возникновения религии, на которые указывают многие мыслители от античности до современности.

Римлянин Петроний заявлял: «Первых богов на земле создал страх». Этот тезис разделяли и во времена эпохи Возрождения, и в Новое время – целая плеяда исследователей-философов: Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах. Этой же точки зрения придерживались и некоторые известные исследователи более позднего времени, в частности З. Фрейд, который называл причиной религии страх перед «природными насильниками», то есть разрушительными силами природы

Наряду со страхом перед разъярённой стихией природы некоторые исследователи считают одной из причин религии – социальное зло, страх перед общественными явлениями, губительно действующими на человека, мешающими его спокойной и счастливой жизни. Таким образом, страх перед общественными катаклизмами и бедствиями тоже является причиной возникновения религии.

Есть ещё одна версия происхождения религии – обман. Обман сильными слабых. В роли сильного мог выступать: жрец, маг, царь, законодатель – словом, древний образованный интеллектуал, властитель дум, способный манипулировать в определённых целях сознанием людей, менее осведомлённых и знающих.

 

Философские представления о происхождении религий:

Разновидности Основная идея Представители
Теологическая теория внутренней религиозности человека Человек внутренне ощущает присутствие Бога. Это ощущение порождает стремление понять Бога и религию Католическая теология
Идеалистическая теория Религия присуща человеку изначально, так как его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познаёт самого себя. Георг Гегель
Антропологическая теория Человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное Существо. Людвиг Фейербах
Материалистическая гипотеза Религия – фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные. Карл Маркс, Фридрих Энгельс, последователи марксизма
Психологическая концепция Религия – механизм – психологической компенсации человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов Зигмундт Фрейд, последователи психоанализа
Теософская концепция Религия – доступное человеческому сознанию (часто искажённое) представление о Высших Мирах и духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественными. Елена Блаватская, Анни Безант, Елена Рерих

 

Вероятно, причины возникновения религии можно было бы множить, но и указанного уже достаточно, для того, чтобы сделать вывод о том, что единой причины, по-видимому, нет. Возможно, в разное время и на разных этапах они видоизменялись, но мотив страха, всё-таки преобладал, а мотив обмана мог возникать не только по желанию сильных мира сего, но и самого человека, стремящегося погрузиться в иллюзорный мир, убежать от житейских и прочих неразрешимых с его точки зрения проблем.

 


Существуют различные типы человеческих представлений о богах:

 

По количеству:

 

§ политеизм (от поли... - много и греч. theos — бог), представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни;

§ монотеизм (от моно... - один и греч. theos — бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

 

По качеству:

 

§ теизм (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем;

§ деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума;

§ пантеизм (от пан... – всё и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа»- вера в Бога, тождественного природе и миру в целом;

§ панентеизм (от пан... - всё и греч. en — в, theos — бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма.

§ антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

§ зооморфизм – уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

§ атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

 

В структурном плане религия явление сложное. Оно включает в себя религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Религиозное сознание не может существовать в духовном мире человека, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом, как, в свою очередь, и религиозная деятельность, отношения и организации.

Характерные черты традиционного религиозного сознания:

§ доминирование веры над разумом;

§ приверженность традициям, устоявшимся воззрениям, догматизм;

§ склонность к порождению кумиров (идолов), следование за ними;

§ склонность перекладывать ответственность за свою судьбу (судьбу мира) на Бога (рок, фатум, карму);

§ возвышение своей религии над другими;

§ недоверие к философии, науке;

§ мистицизм

Религиозная деятельность – часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность разделяют на внекультовую и культовую. Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической, духовно теоретической формах. Предметно-практическая деятельность – производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты…). Духовно-практическая религиозная деятельность – миссионерство, преподавание богословских дисциплин, менеджментная деятельность в религиозных организациях, религиозная пропаганда в СМИ, в семье. Духовно-теоретическая, внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении. Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждаются эмоции. Религиозно-культовая деятельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельности находит путь к умиротворению, гармонии, радости.

Религиозные отношения – это отношения, складывающиеся в духовной сфере общества. Они выражаются, прежде всего, в отношении субъекта к Богу. Отношения верующих в Богу моделируются сознанием без опоры на реальные законы действительности. Их отношения к себе подобным конструируются по образу и подобию реальных межличностных отношений.

Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Американский социолог Смелзер выделяет пять форм религиозных организаций:

Церковь (греч. kyriake – Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь – это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Организация служителей культа, то есть духовенства, имеет, как правило, строгую упорядоченность, основанную на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.

В более узком смысле церковь – это место, в котором происходят ритуальные действия. Церковь - особым образом организованное пространство, которое в корне отличается от повседневного, в нём мирянин осознаёт себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма – это знаково-ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.

Секта (лат sekta – образ мыслей, учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи,обычно понимаемые как исключительные, ведущие подчас к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании её единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд морально-кодексовых, ритуальных запретов и ограничений. Некоторые секты приобретают черты фанатизма и экстремизма. Иногда секта может превратиться в церковь, а иногда в деноминацию.

Деноминация (от лат. denominatio – переименование), промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникать на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.

Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии

Культ (от лат. cultus — почитание), крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы и общества. Не следует путать культ как важнейший вид религиозной деятельности один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (т. н. таинства) и культ как религиозную организационную форму.

Принято считать, что исторически религия как форма общественного сознания и элемент духовной культуры прошла три этапа: родоплеменной, народно-национальный и мировой.

Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной идеологии, и к нему следует отнести тотемизм, анимизм, фетишизм, магию, мантику.

Основой существования первобытного человека была охота, а на охоте – Зверь. Первобытный человек ценил и уважал этого Зверя, ибо благодаря ему он был сыт, обут и одет. В те далёкие времена, человек считал, что Зверь могущественнее и сильнее его самого. Из этого представления родилась самая ранняя форма религиозного верования.

Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – поклонение рода, племени – животному, растению, предмету или явлению природы, которое считае своим предком. Родовая группа выбирала предком своего рода определённого зверя (иногда растение, камень или другой объект), грозного и свирепого, от силы и мощи которого зависела их жизнь и благополучие. Такое животное нельзя было убивать, употреблять в пищу, наносить ему вред. Изображениями тотема украшали жилища, одежду, предметы быта, оружие.

Зависимость древнего человека от окружающего его мира от всего живого вокруг заставила его осознать, что всё живое живо потому, что имеет душу. Отсюда берёт происхождение вторая форма религиозного верования первобытного человека.

Анимизм (латин. anima – душа) – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений. Душа представлялась неким двойником животного, растения, человека или стихии. Убить душу – значит убить её владельца. Однако с этим двойником можно вступить в контакт: умилостивить, попросить защиты. Человек таким образом обращался за помощью к деревьям, воде, небу, дождям, ветру, молниям.

Отказаться от своего прежнего кумира – Зверя человек окончательно не мог. Появилась ещё одна форма религиозного верования.

Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Например, если владеть зубами хищника, то они придадут силу, если перьями орла, то – зоркость. Таким образом, началось поклонение неодушевлённым предметам. Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу.

Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Мантика - (мантейя, мантия) (от греч. mantike — искусство прорицания), искусство гадания с целью познания воли богов.

Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика – это всевозможные виды гаданий с целью узнать будущее, то магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) – это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей.

Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек – колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмические сложенные словосочетания-заговоры. Они знали силу звука, слова, могли производить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

Очень важную роль в верованиях древних людей играл культ мёртвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60-40 тысяч лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о желании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мёртвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мёртвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное – о них помнили и с ними продолжали общаться.

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются народно-национальные религии. К ним относятся:

§ культ Амон-Ра – Древний Египет;

§ культ Атона – Древний Египет;

§ брахманизм – Древняя Индия;

§ индуизм – Древняя Индия, современная Индия;

§ зороастризм – Древний Иран;

§ олимпизм – Древняя Греция;

§ орфизм – Древняя Греция;

§ иудаизм – Древняя Иудея, современный Израиль;

§ конфуцианство – Древний Китай, современный Китай;

§ даосизм – Древний Китай, современный Китай;

§ синтоизм – Древняя Япония, современная Япония;

§ вуду – Африка и острова Карибского бассейна

Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государств и развития таких общностей как народность, а позднее нация. Национальные религии в значительной степени связаны с определённым народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры. Характерной чертой этих религий является единообразная строгая ритуализация, обрядность обыденной жизни верующих, затрудняющая общение с представителями других вероисповеданий. В качестве мировых религий сегодня принято выделять: буддизм, христианство и ислам.

Все мировые религии возникли в рамках одного тысячелетия – во время великих исторических поворотов, смен формаций, в период формирования мировых империй. Именно такой срок отделяет одну из древних мировых религий – буддизм от самой молодой – ислама.

Мировым религиям свойственна сильная преданность вере, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращённость к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется равенство людей.

Как правило, возникновение и развитие мировой религии связано с определённой географической территорией, иногда страной. Так, буддизм – это прежде всего Древняя Индия, христианство – восточная часть Римской империи, а ислам – западная Аравия.

Основателем буддизма принято считать индийского принца Сиддхартха Гаутаму, получившего впоследствии имя Будды, последнего земного Будды.

Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветлённый, пробуждённый. В буддийской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенства в духовном развитии, либо антропоморфный, то есть человекоподобный символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Другими словами, Будда – это идеал духовно совершенного человека, Бог, идея совершенства, имеющая конкретное воплощение.

В отличие от других мировых религий, основанных на единобожии, Будда только на ранних стадиях был один, а затем их число возросло до 24 и может быть бесконечным.

Буддой становятся люди, когда достигают состояния нирваны. Слово «нирвана» (в переводе с сан. означает угасание, успокоение), состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

В этом смысле буддизм – отказ от земных забот и наслаждений, мирских удовольствий, освобождение от светских желаний. Нирвана даёт состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе. По буддийским учениям состояния нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти. Достигнув состояния нирваны и в результате этого став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы.

Дхарма – одно из понятий буддийской мифологии. Оно имеет несколько толкований. Дхарма – это закон, моральный порядок, совокупность добродетелей. Изначально это бог справедливости, божественный мудрец, олицетворяющий высший моральный закон. Слово «дхарма» переводится как «держать, поддерживать», в контексте буддизма дхарма призван поддерживать эту веру с помощью:

1) учения Будды;

2) текста «Трип и таки» («Три корзины мудрости»), в котором изложено это учение;

3) состояния сознания, стремящегося к нирване.

Следует подчеркнуть, что особенность буддизма заключается в его этико-практической направленности.

В буддизме не придаётся значение внешним формам религиозной жизни, в частности, буддизм почти не ритуализирован, как другие мировые религии. Центральная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. И здесь особую роль играет учение Будды о «четырёх благородных истинах».

Будда констатирует в своей проповеди – страдание существует (страдания в буддизме – это ожидание в жизни утрат, потерь, беспокойство, основанное на страхе) – это есть первая истина. Вторая истина – у страдания есть причина (наши потребности, желания, вожделения), третья – необходимо освободится от страдания и четвёртая – найти путь, ведущий к освобождению от него (путь этот – снижение потребностей, усмирение страстности желаний, их количественное уменьшение и качественное изменение).

Буддизм призывает избегать крайностей, придерживаться среднего круга. Освобождение от страданий – это не уничтожение причин, например чувственного удовольствия, а его уменьшение, снятие обострённости.

В связи с господством в буддизме концепции терпимости, распространяемой на нравственную и эмоциональную сферы человеческого бытия, в нём отсутствуют понятия ответственности и вины. Нравственный идеал буддизма – абсолютное непричинение вреда природе, окружающему миру. Личность в этом случае растворена в нём, нет противопоставления человека и окружающего мира. Буддизм стремиться к автономии личности в общественной жизни, её полному освобождению от пут реальности, в этом смысле буддизм асоциален, в нём нет мотивов преобразования и улучшения мира.

В буддизме личность есть порождение космоса, в неё заложен потенциал Будды. Поэтому её истинное «я» значительно шире и многообразнее, чем представляется. Развивать личность в буддизме – это значит снимать те «загрязнения», которые она получила в мирском бытии. Если в европейской культуре развивать личность – это привносить в неё новое, записывать на чистом листе прожитое, то в Индии надо производить обратный процесс – стирание, освобождение от мирских наслоений. Это связано с идеей кармы. Карма (от санкр. дело, действие) в широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Карма определяет условия жизни, благополучие или неблагополучие, прогресс или регресс. Карма носит в себе закон нравственной оценки за совершённое. Карма, её осмысление верующим ведёт его к пониманию необходимости волевого усилия личности для нового развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.