КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы, виды и типы культуры 2 страница
Молодёжная субкультура рождается и существует в связи с определёнными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своём отечестве, другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодёжи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И. Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодёжная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие. В основе молодёжной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодёжная субкультура – это и особый образ жизни, которые разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодёжная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать её другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных каноном, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить её в различных социокультурных догмах. В зарубежной социологии и культурологии появление молодёжных субкультур понимается как процесс перехода ребёнка к статусу взрослого, другими словами, молодёжная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но ещё не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, норм поведения. Феномен молодёжных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных. Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. В связи с этим можно выделить четыре основных типа:
§ нормальная – молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем; § делинквентная (от лат. delinquens — совершающий проступок) – группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма); § культурные бунтари – сочувствующие богеме ((франц. boheme, букв. — цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.), но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному или артистическому миру, как правило выходцы из среднего класса; § политически активная молодёжь – эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.
Молодёжная субкультура, по мнению немецкого учёного Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодёжная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Всё проходит, пройдёт и это». Или «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит». Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости, но значительные изменения всё-таки происходят. Например, молодёжная философия хиппи строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, её моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремление общества к накопительству, служению золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли заметно значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников. Принято считать, что первые молодёжные субкультуры современного типа возникли в середине XX века в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации. Британские исследователи в качестве первой молодёжной субкультурной молодёжной группы называют «тедди-бойз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кино, дансинг, кафе. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские учёные, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» исчезли к 1964 году. Однако именно они заявили о молодёжи не как о возрастной, но о социальной группе. Другой молодёжной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами». Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его основным ценностям. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой. Поэтому «моды» стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфитамин. Амфитамин – атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды стали пионерами использования в молодёжной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику. Их оппозицией в британской молодёжной культуре стали «рокеры», как правило выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно. К концу 60-х годов от «модов» откололось субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала в себя упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу. К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта группа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возвратить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема. К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы: § пассивное сосуществование; Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом со власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию. § движение; Принцип движения для этой субгруппы имел два проявления: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счёт принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия. § экспрессивность; Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчёркнутой эмоциональностью. И в этом плане особой значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности. § субъективизм; Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом в их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира. § индивидуализм Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки. Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась ядро контркультуры и именно из неё выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движению, положению сексуальных меньшинств, политическому плюрализму. К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодёжная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодёжную панккультуру с именем американского композитора Джона Кейджа (американский композитор, пианист. Ученик А. Шенберга, Г. Кауэлла. Крупнейший представитель американского музыкального авангардизма, создавал электронную музыку, конкретную музыку («Птичья клетка» для 12 магнитофонных лент, 1972), произведения для так называемого препарированного (подготовленного) фортепьяно (Концерт для фортепьяно с оркестром, 1951); использовал алеаторику. В сочинениях — влияние дзэн-буддизма, древнекитайских учений (4 тетради фортепьянных пьес «Музыка перемен», 1951, по «Ицзин»). Труды по современной музыке, музыкальной эстетике.), с теориями перформанса - (англ. performance, букв. — представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра, и концептуального искусства - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т. н. концептов), которые доносятся в сознание зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п. Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. (Игги Поп, Кьюэ, Секс-Пистолз, Аукцион, Звуки Му). Панки - драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определён как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символами, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная униформа, мусорные пластиковые пакеты, цепочки от унитазов, булавки… Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету и по форме. Английский социолог Джеффри Пирсон провёл анализ британской прессы за последние сто лет и пришёл к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодёжи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающее отношение к традициям и т.д. Такие выводы не являются откровением, так как в ещё более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес к ней возник в XX веке в силу острых форм её проявления. Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления, были смещены во времени. Наши хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит (например, люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет).
Почти в каждую эпоху существуют взгляды, идеи, которые противоречат признанным культурным ценностям, отстаивают совсем иные идеалы, в данном обществе не принятые. Совокупность таких взглядов, идей, поступков можно назвать контркультурой (от лам. сontra – против) – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры. В современной философии культуры понятие «контркультура» имеет два значения: § противопоставление фундаментальным ценностям господствующей культуры; § отождествление с молодёжными антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX века, которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение её как «культуры отцов»
Это не антикультура, которая просто есть отрицание культуры, призыв возвратиться к животному состоянию, а именно контркультура, которая призывает к новому пониманию традиционных идеалов. Типичным представителем контркультуры был Диоген, который выступал за полное опрощение, отказ от всех внешних благ, даже от многих моральных норм. Сейчас мы считаем Диогена вполне органичным явлением древнегреческой культуры, но тогда он был вызовом для современных ему традиций и норм – нахальным и шокирующим. Контркультурным движением были толстовские коммуны – они также были вызовом и государству, и церкви, и самому образу жизни основной массы людей того времени. В толстовских коммунах, совместно обрабатывающих землю, были не только крестьяне, там было много бывших учителей, офицеров, священников и даже артистов. Это люди, которым надоело унылое мещанское существование и которые обрели новую цель в жизни. Контркультурные движения всегда будоражили общество, всегда были ферментом, вызывавшим брожение в застоявшейся среде, приводившим к появлению новых идеалов, которые начинало принимать всё большее количество людей. В этом смысле контркультура – необходимый элемент любой культуры. Одним из важнейших для философии культуры является вопрос о взаимоотношении понятий культура и цивилизация. В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова постепенно расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация» на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает изменения, имеющие место во всей совокупности социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была Франция эпохи абсолютизма. Слова «цивилизовать» и «цивильность» распространяются в аристократической среде Франции как отражение утверждения тех норм благопристойности, которые формировались в значительной мере под влиянием придворных нравов и которые впоследствии послужат Н. Элиасу предметом его труда «Цивилизационный процесс», ставшего одним из крупнейших вкладов в цивилизациологию. Эти значения слова были зафиксированы уже во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690 г. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Впрочем, в существительном «цивилизация» еще сохранялась большаячасть смысла от глагола «civiliser» — умягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация» должно было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления. Этим словом все увереннее пользуются П-А,, Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. «С приближением революции слово «цивилизация» празднует победу» и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь Академии», который до тех пор его игнорировал. Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии. Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г., и предполагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности. Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья. С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветительское звучание, хотя это следует отнести именно к западному лингвистическому контексту. Зачастую в широком смысле в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому было присуще противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям». Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означает развитое состояние человеческого общества, результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура» — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно это Франция и Англия). Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем, свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды ученых, описывающих цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857—1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии». Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в Англии раздаются и множатся голоса критиков тех порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказывающего значительному большинству населения в социальной справедливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивилизованности, но не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация», бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть». Термин «цивилизация», как и термин «культура» употребляется в разных значениях. Этим термином обозначают:
1) ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс); 2) мировое сообщество государств и народов; 3) культуру общества; 4) степень развития материальной культуры; 5) завершающий этап развития культуры, её закат (Шпенглер)
Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей:
В последние годы под термином «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеют ввиду разумно организованное, высокоразвитое общество во всём его многообразии и целостности. Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур – цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы – от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др). Согласно многим из этих философов цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку. В России, например, получила известность теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. В ней доказывается, что каждая цивилизация переживает период становления, процветания и упадка; что цивилизация одного исторического типа не передаётся народам, принадлежащим цивилизации другого типа; что полнота и богатство цивилизации зависят от разнообразия этнографического материала; и что критериями отбора различных типов цивилизации являются определённые формы культурного творчества – научного, художественного, правового. Оставаясь верным славянофильству, Н. Данилевский считал, что Западная цивилизация умирает, а славянство – возвышается. Поэтому влияние Запад может лишь погубить Россию. В конце XX века в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение цивилизаций, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами её познания и т.п. В связи с этим оппозиция «Запад – Восток» теряет свою актуальность, границы между цивилизациями размываются, идёт активный процесс диалога между народами, названный «диалогом культур». В рамках этого диалога взаимодействуют идеи, свойственные цивилизации Запада (индивидуализм, рационализм, активное социальное поведение), и идеи, характерные для цивилизации Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»). В системе «Запад – Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам русского философа Г. Плеханова, гибрид, который имеет европейскую голову на азиатском теле. В России проживает совместно более ста национальностей и народностей. Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жёсткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца. Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевская Русь – это Европейское государство) Россия продолжала тянуться. Западный опыт пытались внедрить в Россию неоднократно, причём, главным образом, «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, Петровские преобразования, реформы в России XIX – XX веков. Культурные ценности Запада оказали определённое благотворительное влияние на Россию, стимулируя развитие её самобытной культуры. Однако не все они принялись на неподготовленной российской почве, так как не вписались в исторические, национальные и духовные традиции России. В начале XX века провалилась столыпинская земельная реформа, насильственно навязывающая западные образцы ведения частного хозяйства без учёта менталитета русского крестьянина, склонного к общинности, соборности и артельности. В советский период потерпела неудачу, так называемая, «кукуруизация» сельского хозяйства на основе превратно понятого опыта США. Зашла в тупик и рыночная реформа Ельцина-Гайдара, оказавшаяся калькой с «дикого» рынка эпохи первоначального накопления капитала в Западных странах со всеми её издержками. Поистине мы очень невнимательны к урокам истории. Ключевский был прав, когда говорил, что история, если не учит, то наказывает за невыученные уроки. В этой связи нельзя не вспомнить Китай и Японию, которые за короткий срок добились феноменальных экономических успехов, благодаря умению «сплавить» опыт других стран со своей национальной спецификой. Итак, Россия представляет собой сложный самобытный евроазиатский тип культуры, не имеющий аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Следовательно, ей предназначено идти своим путём, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия находится в кризисном состоянии и нуждается в адекватных решениях целого ряда сложнейших проблем, первостепенными из которых, являются: возвышение духовности народа, обеспечение роста, конкурентоспособности т социальной ориентации экономики, создание и укоренение мощнейшего правового государства, развитие подлинной демократии.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |