Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция развития и роста




Основные антропологические показатели зрелого возраста

Показатели Мужчины Женщины
Длина тела, см    
Окружность груди, см    
Масса тела, кг    
Масса скелета, % от общей массы тела 9-18 8,6-15
Масса скелетных мышц, % от общей массы тела 35-45 28-35
Масса подкожного жира, % от общей массы тела    
Масса сердца, г    
Масса головного мозга, г    

 

Оптимальный (нормальный) вес тела рассчитывается по формулам:

1) вес = (ДТ, см х ОГ, см): 240,

2) вес для мужчин = (ДТ, см – 100) – 10%,

3) вес для женщин = (ДТ, см – 100) – 18%,

где ДТ — длина тела, ОГ — обхват груди.

По психологическим и социологическим характеристикам зрелый возраст подразделяют на стадию молодости (до 35 лет) и собственно зрелый возраст (от 35 до 60 лет у мужчин и до 55 лет - у женщин).

На стадии молодости наряду с завершением физического роста и достижением физиологической зрелости завершается интеллектуальный рост. Продолжается развитие личности и социальное развитие.

В собственно зрелом возрасте, с 35 до 45 лет, закрепляются успехи и неудачи в карьере, семье, сексе, материальном обеспечении, детях и т. п. Критическим десятилетием считается период 45-55 лет. Появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости и красоты, попытки доказать свою молодость через любовные интриги или карьеру и бизнес. Возникают депрессивные настроения, гормональные сдвиги и период климакса у женщин. В 55-60 лет


наступает физиологическое и психологическое равновесие.

IIожилой и старческий возраст характеризуется иволютивными изменениями в организме. В тканях уменьшается количество воды и увеличивается количество волокнистых элементов. Длина тела несколько уменьшается вследствие уплощения межпозвоночных дисков. Уменьшается масса костной ткани в результате остеопороза. Происходит атрофия скелетной мускулатуры (по некоторым данным, на 3 кг за десятилетие). Также убывает подкожная жировая клетчатка, и ее распределение в теле становится неравномерным. Кожа теряет эластичность, образуются морщины, происходит утрата зубов и поседение. Отмечено также снижение массы головного мозга (после 80 лет — на 13% у мужчин и 16% у женщин).

Нарушается функционирование систем организма в том числе на клеточном и молекулярном уровнях. Снижаются слух, зрение и выработка гормонов. Развиваются различные заболевания.

Кризис преклонного возраста выражается потерей социальной роли, осознанием неизбежности близкой смерти, осмыслением своей жизни, осознанием ее успешности или, наоборот, ошибочности и бессмысленности.

Развитие и рост организма регулируются генетическими, гормональными и средовыми факторами. Генетическая обусловленность показателей развития и роста детей доказывается наблюдениями на близнецах. Однояйцевые близнецы обладают одинаковым костным и зубным возрастом. Время наступления менархе у однояйцевых сестер-близнецов различается в среднем на 2 месяца, а у разнояйцевых — на 10 месяцев.

В растущем организме генетические факторы реализуются с участием нейроэндокринной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции развития и роста. Гормоны эндокринных желез контролируют обмен веществ, развитие органов и морфологических структур. В свою очередь, эндокринные железы функционируют под контролем нервных центров гипоталамуса, в кото-


рые поступают команды из коры большого мозга и лимбической системы. Ядра гипоталамуса посылают сигналы эндокринным железам через гипофиз, гормоны которого стимулируют работу других эндокринных желез. Передняя доля гипофиза вырабатывает соматотропин, или гормон роста, от которого рост тела в длину.

Кроме гипофиза, на развитие и рост организма воздействуют гормоны щитовидной, надпочечных и половых желез. Функция щитовидной железы регулируется тиреотропным гормоном передней доли гипофиза. Сама железа вырабатывает тироксин, который стимулирует обмен веществ и необходим для нормального развития костей, зубов и мозга. Кора надпочечных желез продуцирует андрогены, от которых зависит ускорение роста в препубертатном периоде, рост волос на лобке и развитие мускулатуры. Функцию коры надпочечных желез стимулирует адренокортикотропный гормон передней доли гипофиза. Гонадотропный гормон, также вырабатываемый передней долей гипофиза, дает толчок к развитию половых желез; у девочек они вырабатывают эстрогены, у мальчиков тестостерон, от которых зависит развитие вторичных половых признаков. Накопление половых гормонов стимулирует образование в скелете синостозов, что приводит к торможению и затем к остановке роста тела в длину.

Реализация генетических факторов и физиологических механизмов развития и роста в определенной степени зависит от влияний окружающей среды. Известно, что самый быстрый рост тела в длину происходит весной, а прибавка в весе наибольшей бывает осенью.

Влияние географического и климатического факторов неоднозначно. По данным Дж. Таннера, время наступления менархе у школьниц из Нигерии и эскимосских девочек почти не отличается, а у девочек из Ньягмы (Бирма) при хороших условиях жизни совпадает с таковым у европейских школьниц. С другой стороны, исследования, проведенные на Памире и в Дагестане, показали, что в горных местностях развитие и рост детей заметно задерживаются. Из комплекса социально-экономических факторов наиболее неблагоприятное влияние на


детей оказывает плохое питание, особенно дефицит белков и недостаток витаминов. Когда же условия изменяются к лучшему, происходит быстрое восстановление кривых роста. Это наблюдалось в Германии и России во время мировых войн и в послевоенные периоды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.