КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема детерминизма. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей
Стр.113-123 Миронов Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое, - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной «паутине» отношений и связей - жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их - и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и образующих его систем, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть «во главу угла» этого принципа поставлено материальное единство мира. Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Иными словами, понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют: один предмет воздействует определенным способом на другой и испытывает его воздействие на себе. При рассмотрении взаимодействующих объектов необходимо иметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая - производной, определяемой. Исследования различных форм связей и взаимодействия - первостепенная задача познания. Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожаев. Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов: пространственных, временных, генетических, существенных и несущественных, необходимых и случайных, закономерных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних, динамических и статических. Прежде всего, законы классифицируются по формам движения материи. Другим важным подразделением законов является их подразделение на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития, в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов. Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования. Основанием для классификации законов может выступать также структура отношений детерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамический закон это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Вероятностно-статистический закон - это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные неоднозначные заключения о его поведении. Обратим внимание, он характеризует поведение не отдельного элемента в этом коллективе, а поведение коллектива в целом. Опираясь на введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законы можно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинных законов лежит отношение причинения, и фиксируемая в них связь имеет генетический характер. Признаком причинно-следственного отношения является его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная цепь причинно связанных событий. Пространственная непрерывность означает, что когда два явления, выступающие по отношению друг к другу как причина и следствие, разделены пространственным интервалом, то этот интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных событий. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка - заряд ядра атома. Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой. Так, развитие производства является внутренней причиной движения человеческого общества. Существенное значение имеют и внешние причины, такие, как взаимодействие организма и среды, общества и природы, взаимоотношения государств. Следует различать непосредственные причины, т.е. те, которые прямо вызывают и определяют данное действие, и опосредованные причины, которые вызывают и определяют действие через ряд промежуточных звеньев. Например, человек получил сильную психическую травму. Ее действие может сразу не сказаться. Но по прошествии многих лет влияние этой травмы при соответствующих условиях может выразиться в определенном симптоме болезни. Это опосредованная причина. Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определения причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия определенной причины. В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной входят и условия - те факторы, без наличия которых причина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. В медицине, например, существует такое выражение: «Каждый человек инфицирован, но далеко не каждый является инфекционным больным». Действительно, в каждом из нас могут быть обнаружены те или иные инфекционные агенты (палочка Коха и т.п.), но соответствующей болезнью (в данном случае туберкулезом) человек заболевает только в определенных условиях - хроническое переохлаждение или пребывание в сырости, истощение организма в результате недоедания, недосыпания и т.д. Среди условий встречаются более существенные и менее существенные. При этом иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной. При всей схожести условий и причины между ними есть принципиальное различие, причина и следствие связаны между собой генетически, то есть причина порождает следствие, в то время как условие ни в коем случае не порождает, а лишь способствует ее порождению. Различают условия необходимые и достаточные. Совокупность необходимых условий определяет реальную возможность порождения данного следствия, но эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны, ибо только в этом случае возможность может превратиться в действительность. В систему детерминации явлений зачастую входит повод - тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время возникновения следствия. Как правило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенного воздействия ни на причину, ни на следствие. Наиболее крупной исторической формой детерминизма является научный (каузальный) детерминизм. Его радикальное проявление - механистический (классический) детерминизм - начинает формироваться с учения родоначальника новоевропейского естествознания Г. Галилея, который считал, что в природе все подчинено причинности, строгой необходимости. Поэтому высшей ступенью знания является познание внутренней необходимости явлений, раскрытие причинно-следственных связей. Если люди желают познать природу, то начинать следует, полагал он, с познания величины, формы и количества материальных тел и их движений, которые совершаются по законам механики. Механистический детерминизм сквозной темой проходит через всю новоевропейскую философию. Так, систематик бэконовского материализма Т. Гоббс, будучи типичным механическим детерминистом, в работе «Основы философии» утверждал, что необходимым следует называть такое действие, наступлению которого нельзя помешать. Поэтому всякое событие, которое вообще наступает, полагал он, происходит в силу необходимости. Р. Декарт отмечает, что людям не дано знать намерений Бога, что им неведомы те цели, какие Бог ставил, создавая мир. Поэтому в исследовании природы необходимо отказаться от поисков конечных целей, исходя из того, что между всеми телами существует причинная необходимая связь, все процессы в мире детерминированы. Б. Спиноза считал, что определяющим в развитии природы является необходимость. То вечное и бесконечное существо, которое мы называем Богом или природой, действует по той же необходимости, по которой существует. При помощи механического принципа причинности Б. Спиноза истолковывал все явления природы, включая человека и его сознание. При этом он необходимость связывал со свободой: Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только само собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу. И. Ньютон, сформулировав основные законы механического движения и закон всемирного тяготения, придал механической причинности математическое количественное выражение. Эти законы отражали необходимость, присущую природным процессам, без учета ее связи с объективно существующими случайностями. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей» (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца, сформулировав концепцию, отвечающую принципам классической механики. В соответствии с этой формой детерминизма природа стала рассматриваться как состоящая из определенных тел, движущихся по раз и навсегда установленным законам; необходимая связь стала отождествляться непосредственно с причинной связью, мир - трактоваться в качестве машины, которая, будучи однажды пущена в ход, вечно движется по предопределенным законам. Согласно лапласовскому пониманию детерминизма, можно полностью определить состояние закрытой системы, если известны положения и скорости всех основных структурных элементов в некий момент времени. По мнению П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором». П. Лаплас исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия. По его мнению, всякое явление «не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего». Эта концепция была и остается фундаментом классической механики и физики. Она была подкреплена успехами в науке и в границах применения законов науки. Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний. Это сочетается с «принципом дальнодействия», то есть с идеей неограниченно большой скорости передачи взаимодействий в плоском трехмерном и однородном евклидовом «абсолютном» пространстве, в котором время течет независимо от материальных процессов, также как «абсолютное» время. Механистическое понимание природы вплоть до XIX в. было господствующим в мировоззрении многих естествоиспытателей. В то время из всех естественных наук была развита лишь механика, а физика, биология только зарождались и отнюдь не могли служить основой для некоторого общего воззрения на природу. На основании законов механики объяснялось большинство явлений природы, в том числе электромагнитные, гидродинамические, тепловые и другие процессы. Со второй половины XIX в. в работах Д. Максвелла, Р. Клаузиуса, Л. Больцмана, Д. Гиббса, М.В. Ломоносова и др. было доказано, что газообразные, твердые и жидкие тела, состоящие из множества частиц - молекул, атомов - не могут быть детально описаны законами динамического порядка. Для их описания законы механики Ньютона должны быть дополнены закономерностями, изучаемыми с помощью вероятностного подхода. Попытки применения вероятностных представлений к анализу явлений действительности вплоть до XIX в. не приводили к существенным результатам. Настоящая история вероятностных идей в науке началась, по существу, только с работ бельгийского ученого А. Кегле. Его попытки (начиная с 1825 г.) применения вероятностных представлений к объяснению социальных явлений привлекли всеобщее внимание и вызвали появление большого числа работ как со стороны последователей, так и противников. В середине XIX в. вероятностные идеи проникают в биологию, а затем и в физику. С этого времени начинается стремительное освоение вероятностно-статистическими методами познания все новых и новых областей науки. Вслед за молекулярно-кинетической теорией газов в физике были созданы статистическая механика, физическая кинетика, статистическая электродинамика, квантовая механика, квантовая электродинамика, существенным образом опирающиеся на вероятностно-статистические идеи. В XX в. сочетание детерминизма и вероятности стало одной из актуальнейших философских проблем естествознания. Создание квантовой механики выдвинуло на передний план два положения: 1) поле и вещество дискретны, квантованы и непрерывны одновременно, они дуалистичны; 2) тезис о первичности статистических законов по отношению к динамическим. Основатели квантовой механики, отстаивая последний тезис, связали его с индетерминизмом именно как с отказом от причинного описания событий в микромире, а также от однозначности и жесткости. Гейзенберговский принцип неопределенности в корне исключал причинный способ мышления. К. Форд считал, что в микромире вероятность присуща самим законам природы. Основное уравнение такой теории, уравнение Э. Шредингера, - вероятностное по своему типу. От радикального детерминизма научное сообщество обратилось к его противоположности. Явлениям микромира, в частности электрону, приписывалась «свобода воли», которая якобы позволяет ему «выбирать» тот или другой тип поведения вне всякой объективной необходимости. Эту позицию энергично оспаривали А. Эйнштейн, М. Планк, Л. де Бройль. Описывают ли вероятностные законы природу микрочастиц? А. Эйнштейн настаивал на неполноте квантовой механики, указывая на неполное представление о реальности статистических законов, образно утверждая, что не может поверить, будто Господь Бог играет в кости. В свою очередь, Н. Бор полемизировал с А. Эйнштейном по поводу полноты квантовой теории, но в то же время под влиянием дискуссий с В.А. Фоком Н. Бор отказался от индетерминизма и признал, что «следует отказаться только от детерминизма лапласовского типа, но не от причинности вообще, что термин «неконтролируемое взаимодействие» неудачен, а что на самом деле все физические процессы контролируемы». Проблема причинности в микромире решалась также на путях введения концепции «микропричинности» (Н.Н. Боголюбов и др.) и других подходов. Например, согласно диалектико-материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая детерминированность - результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевая детерминация и т.д.). Таким образом прослеженная многовековая история развития идей детерминизма в философии оказывается тесно сопряженной с развитием аналогичных идей в науке. Вряд ли современное положение в вопросе о природе вероятности в описании реальных природных процессов, в том числе в жизни человека, можно считать закрытым, но нельзя не отметить, что и механицизм, и учение о причинности, и детерминизм испытали на себе глубокое воздействие последних научных открытий. В результате научной полемики современное понимание детерминизма является синтезом предыдущих подходов. Данный синтез получил через идею самоорганизации материи, развитую в XX веке в синергетике И. Пригожиным и Г. Хакеном, новое подкрепление. На базе физической синергетики возникла обобщенная синергетика, которая прояснила то, что раньше подсказывала диалектика, а именно общую идею развития, раскрыла механизмы его, она выявила принципы устойчивости / неустойчивости, нестабильности, необратимости, скачкообразности, самоорганизации, нелинейности, вероятности, бифуркаций и др. В итоге, складывается представление о большей общности синергетики по сравнению с диалектикой (Бранский В.П., Мантатов В.В. и др.) Однако синтез еще не завершен. Вопросы детерминизма в этой связи требуют нового осмысления. Причинная и функциональная связь. Одним из путей проникновения в причинные связи является изучение функциональных связей. Так, выяснение причин изменения электрической проводимости металла потребовало установления функциональной зависимости, например, между электрической проводимостью и температурой. Познание причин болезней связано с уяснением нарушений соответствующих функций организма. Функциональная связь - это такая зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого. В самом простейшем случае это выражается в математическом виде как х =f(y), где переменная у именуется функцией переменной х, если каждому значению х соответствует определенное значение у. Важнейшими функциональными связями применительно к экономике являются связи между накоплением и потреблением, национальным доходом и капитальными вложениями, производством средств производства и производством предметов потребления. С помощью функциональных зависимостей могут выражаться закономерные связи сосуществующих свойств и явлений. В этом случае имеет место обратимость, т.е. возможность перестановки местами независимых переменных и зависимых от них функций. Таковы соотношения между радиусом и площадью круга, между давлением и объемом газа в замкнутом сосуде. Посредством функциональных связей могут описываться также законы, характеризующиеся необратимостью связей. Понятия симметрии и асимметрии возникли в рамках частных наук: математике, кристаллографии и др. В последнее время они начали приобретать более общий характер, становясь философскими категориями, имеющими существенное методологическое значение. Симметрия - это соразмерность частей в составе целого. Структурное многообразие мира обусловливает многообразие форм симметрии. В природе даже кристаллы по своей структуре далеки от идеальной симметрии: в них всегда наблюдаются элементы асимметрии. Уже давно было подмечено, что по мере повышения структурной организации материи в противоречивом единстве симметрии и асимметрии все более преобладает асимметрия. Исследование свойств симметрии живого вещества на молекулярном уровне показало, что наиболее существенные структурные элементы - белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и т.п. - организованы асимметрично. Ученые придерживаются разных взглядов на симметрию и асимметрию, но все едины в мнении, что эти категории в истории познания природы служили существенным средством теоретического предвидения, способом открытия ранее неизвестных явлений. Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый «объективный» индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективные идеалисты объявляют употребление этих категорий «психологической привычкой» человека наблюдать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная «привычка» (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика, именуя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc - «после этого значит по причине этого». Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, что наши понятия «причина», «следствие» и т.п. почерпнуты из познания самой объективной действительности, в которой причинно-следственные связи и другие виды детерминации реально существуют. Вполне понятно, что открытие статистических (вероятностных) законов было использовано индетерминистами для новых, более аргументированных попыток опровержения детерминизма. Здесь происходило примерно то же, что отмечалось и на других участках философского фронта в связи с проникновением в этот странный, необычный внутриатомный мир: подобно тому обнаружение непонятных и необъяснимых с позиций классической науки черт этого мира породило и тезис об исчезновении причинности. На самом же деле исчезли не материя и причинность, а тот предел, до которого мы знали их, наши представления о материи и причинности стали шире и глубже. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже IXX-XX вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. В современной западной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбандт, Риккерт). Цель - идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности. Цель как закон определяет сущностный характер жизнедеятельности человека, превращая её из простого приспособления к окружающей среде в творчески активное преобразование мира. Человеческая активность носит не стихийно-бессознательный, а сознательный, целесообразный характер. Философское понимание диалектики целей, средств и результатов позволяет обосновать человеческую свободу как в плане выбора целей, так и в плане выбора средств их достижения [9, с. 61]. Возможность и действительность - соотносительные философские категории, характеризующие две основные ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность - объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность - объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле - совокупность всех реализованных возможностей. Вероятность - понятие, характеризующее количественную степень возможности появления события при данных условиях, то есть меру превращения возможности в действительность в ситуациях неопределённости. Необходимость и случайность - философские категории, отражающие различные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определённых условий обязательно должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по-другому. Каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Поэтому необходимость и случайность не существуют друг без друга, они представляют собой нераздельное диалектическое единство. Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом. Необходимость не существует в чистом виде, она проявляется через случайность. В свою очередь случайность выступает как форма проявления необходимости и её дополнение. Оба аспекта (необходимость и случайность) играют существенную роль в описании нелинейных сильно неравновесных систем. Отрицание конечной цели парадоксальным образом требует абсолютного знания о Мироздании и месте в нем человека. Открытость изменений ставит проблему первопричины с тяготеющими к креационизму решениями и рождает императив контроля над развитием. Необходимость следования законам Творца, коллективного сознания или бессознательного, ценностным ориентирам или экономической целесообразности в этом плане становятся детерминантами одного порядка, ингибирующими деструктивные процессы в социуме. Ограничение детерминацией настоящим требует колоссального философского построения, функционирующего в сфере духа. Роль детерминации будущим подчеркивалась еще у Аристотеля, где в классификации причин цель обозначается как причина конечная, а осознанная деятельность требует непременного наличия целевой установки. В обобщенной кибернетической трактовке цель вырождается в состояние, к которому тяготеет система. Понимание цели как финального состояния подчеркивает глубинное родство связи состояний и детерминации будущим, наличие которого можно было предполагать уже исходя из вышеприведенных примеров. Несмотря на дискуссионный характер данного подхода, его рациональность очевидна. Так, в этом русле находятся результаты работ основоположника системного подхода Л. Берталанфи, несмотря на отмеченную им «эквифинальность» живых систем как способность достигнуть одинакового результата при различных стартовых условиях. Целевая детерминация, как будет показано далее, играет существенную роль как в исследовании социумов, так и в эволюционистских построениях. Ее значение определено требованием к наличию онтологического центра, утверждающего целостность бытия. С другой стороны, оно вытекает из противодействия высшего и низшего, отрицания бытием совершенным несовершенного и хаотического. Степень упорядоченности, таким образом, предстает как характеристика совершенства и эволюционного статуса системы. Значение целевой детерминации очевидно и на обыденном уровне. Формулирование целей помогает человеческой личности преодолевать жизненные трудности. Кроме того, цели, находящиеся в сфере духовного, позволяют индивиду не потерять смысла жизни. При этом следование данным целям и становится собственно смыслом. Приведенный факт является схематическим отражением целевой детерминации в аксиологии. Достижения синергетики подтверждают значение целевой детерминации в развитии систем. Несмотря на предусматриваемую в точках бифуркации сценарность, будущее системы все же представляется, в определенном плане, предсказуемым: при прохождении аттрактора оно конкретизируется через снижение степеней свободы. Указанные положения допускают идеалистическую трактовку в плане конструирования особого пространства целей, которое в духе платоновского пространства идей объективно существует до своего овеществления в реальных событиях. Допустимость различных трактовок, основанная на предположении о наличии «идеальных» сценариев, не является недостатком синергетического подхода, а утверждает его философский характер, как допускающего мировоззренческий плюрализм. Возможно и непосредственное логическое обоснование исходного наличия предположения о целевой детерминации в основе вероятностных представлений о развитии систем. При использовании частотного определения вероятности исследователем неявно предполагается наличие как неблагоприятных, так и благоприятного исходов, различие между которыми при отсутствии цели не определимо. Таким образом, «если изначально не задана цель эволюции, говорить о вероятности образования конкретных форм некорректно». Важность целевой детерминации особенно очевидна на уровне представлений об обществе, так как любой социум и управленческая система подразумевают некое распределение функций. При этом, иерархическая организованность в принципе свойственна любой системе. Наблюдаемая в них организация высшим низшего, по сути, является детерминацией будущим, то есть детерминацией целевой. В практическом плане указанная детерминированность имеет два полярных варианта проявления: от жесткой управленческой вертикали, увенчанной целеполагающим абсолютом, до утверждения необходимости для эволюции общества публичной дискуссии при формулировании целей. В Космическом плане цели и идеалы, руководящие действиями человека, являются системообразующими свойствами Человечества, закрепляющими его онтологический статус во Вселенной. Вытекающая отсюда теоретическая возможность преобразования Космоса в собственных целях и в согласии с определенными идеалами, базирующаяся на целевой детерминации, позволила философам сформулировать идеи глобальной эволюции. Классическая форма причинности опровергнута достижениями и событиями XX в., подтвердившими необходимость комплексности философского осмысления детерминационных связей. Претензии к каузальности - это, помимо прочего, претензии к ее неантропоцентричности и механистичности. Они объективно правомерны, но принципиальная несостоятельность классического каузализма проявляется в объяснении процессов общественного развития, а также роли личности в социуме. Однако, как было показано выше, все (и причинные, и непричинные) виды детерминации в отдельности обладают как определенной степенью универсальности, так и специфической методологической «уязвимостью», внешним проявлением которой является затруднение в однозначном определении детерминационной связи в философских построениях, затрагивающих функционирование сложных систем. Этот факт нисколько не умаляет научной и философской роли принципа детерминизма, являясь лишь характеристикой познания, связанной, с одной стороны, с его релятивизмом и со спецификой процесса развития - с другой. Приведенный анализ детерминационных связей подтверждает, что их общепринятая классификация (каузальные, функциональные, целевые, связи состояний) на текущий момент актуальна и, в целом, удовлетворяет требованиям передовых философских направлений. После проведенного утверждения универсальности данной классификации она может быть использована в качестве методологической базы исследования. Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Именно вокруг этой проблематики, по существу, разворачиваются дискуссии относительно места синергетики в системе научного знания. Формирование теоретических оснований синергетики включает множество философских проблем. Они связаны с пониманием особенностей самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, методологических принципов их анализа. Это проблема и нового смысла категорий, различного понимания части и целого, взаимодействия, причинности, пространства и времени. Для малых систем было достаточно предполагать, что целое может быть описано свойствами частей и их взаимодействиями, что элементы вне целого и внутри него обладают одними и теми же свойствами. Причинность трактуется как жесткий лапласовский детерминизм (всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний). Сложные саморегулирующиеся системы имеют уровневую организацию, они включают в себя подсистемы со стохастическими (случайностными, вероятностными) взаимодействиями элементов и информационно-управляющий блок, с передачей информации от него к подсистемам и обратным связям, обеспечивающим воспроизведение системы как целого. Категории части и целого здесь изменяются - появляется идея системного качества, не сводимого к свойствам частей. Лапласовская причинность применяется ограниченно и дополняется идеей вероятностной причинности (состояние системы в данный момент однозначно определяется состоянием системы в предшествующий момент, однако способ описания состояния становится новым, вероятностным). Открытые системы, обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией, информацией, характеризуются иерархией уровневой организации элементов. По мере их развития появляются новые уровни и новая дифференциация системы на подсистемы. При этом каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на уровни, сформировавшиеся ранее, видоизменяет их, - и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса (гомеостазис - относительное динамическое постоянство состава и свойства внутренней среды) происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает «веер» потенциально возможных направлений развития системы. В настоящее время хаос рассматривается как фундаментальное свойство материи, обеспечивающее стабильные свойства вещества. Становление упорядоченных систем происходит из хаоса, т.е. порядок это частный случай хаоса. Теперь уже недостаточно зафиксировать наличие особых свойств целого, не сводимых к свойствам частей (системное качество), необходимо проследить изменения системных качеств (появление новых управляющих параметров - «параметров порядка») в процессе развития системы. Наряду с лапласовской и вероятностной причинностью рассматривается целевая причинность - причинно-следственная связь, в которой действует цель (конечное состояние, финал процесса). В синергетике начинают по-новому трактоваться причины и формы развития неживой материи и исторических процессов в экономической, политико-социальной и иных сферах человеческой жизнедеятельности. Возникает новое понимание случая как самостоятельного фактора биологической и социальной эволюции, признание его роли в самоорганизующихся процессах. В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами, которые находятся в тесной связи с теорией. Метод - это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов. Один из основных философских методов познания - диалектический, соответствующий определенной концепции развития. По мнению некоторых исследователей, синергетика, как новая парадигма в методологии общественных наук, либо будет включать диалектику как частный метод - и то лишь для некоторых областей, - либо вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |