Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое равновесие в модели АD-АS




 

2.2.1 Совокупный спрос и его анализ

Совокупный спрос (AD) – это объём реального национального продукта, который все хозяйствующие субъекты желают и готовы купить при каждом данном уровне цен. Существует обратная зависимость между величиной совокупного спроса (AD) и общим уровнем цен (P) в национальной экономике и эта зависимость иллюстрируется кривой совокупного спроса (рисунок 1).

Рисунок 1.Кривая совокупного спросаР - общий уровень цен; Q - реальный ВВП. Рисунок 2. Детерминанта совокупного спроса

Обратная зависимость между уровнем цен и реальным ВВП при анализе совокупного спроса объясняется:

1) эффектом процентной ставки. С ростом цен в национальной экономике процентные ставки растут, кредиты дорожают, инвестиции сокращаются, сокращается реальный ВВП;

2) эффектом реального богатства или кассовых остатков. Под реальным богатством понимают количество благ и услуг, которые можно купить на деньги, оставшиеся на счетах, т.е. на кассовые остатки. С ростом цен в экономике реальная стоимость кассовых остатков уменьшается, в результате сокращаются потребительские расходы;

3) эффектом импортных закупок. С ростом цен, спрос потребителей переключается на более дешевые импортные товары.

Как и в случае с индивидуальным спросом, на совокупный спрос могут оказывать влияние неценовые факторы. К неценовым факторам совокупного спроса относят:

- изменение потребительских расходов под воздействием: доходов, налогов, потребительских ожиданий и т.д.;

- изменение в инвестиционных расходах: при изменении ставки процента, зависимость от ожидаемой прибыли, налогов, производительности;

- изменение государственных расходов под воздействием: изменения приоритетов социальной политики;

- изменение в чистом экспорте под воздействием изменения валютного курса и приоритетов внешнеэкономической экономической политики.

«Изменение в совокупном спросе» иллюстрируется сдвигом кривой совокупного спроса AD в положение AD1 или AD2 (рисунок 2), при этом цены остаются стабильными, а совокупный спрос растет или падает.

 

2.2.2 Совокупное предложение и его анализ

 

Совокупное предложение (AS) – это объем реального ВВП, который могут произвести в национальной экономике производители при каждом возможном уровне цен.

В теории отсутствует единство взглядов на сущность и закономерности изменения этого параметра, поэтому совокупное предложение анализируется для разных условий национальной экономики и разных временных интервалов.

Закономерности изменения совокупного предложения в зависимости от уровня цен в национальной экономике отражает кривая совокупного предложения (рисунок3):

Кривая AS состоит из трех участков, так как в масштабе национальной экономики могут сложиться три различные ситуации:

1 ситуациясостояние неполной занятости (горизонтальный, кейнсианский участок); национальная экономика, находясь в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения цен, за счет вовлечения незанятых до этого ресурсов.

2 ситуациясостояние, приближающееся к уровню полной занятости, при этом, начинают появляться «узкие» места. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. В такой ситуации, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства. Их рост приведет к росту издержек производства, а это приведет к росту цен на их продукцию. Расширение реального объема производства будет сопровождаться ростом уровня цен. При этом, объем ВВП = Qпот (потенциал экономического роста, или потенциальный ВВП). При этом уровне ВВВ достигается полная занятость.

3 ситуациясостояние полной занятости (вертикальный, классический участок). В этих условиях, когда достигнута полная занятость ресурсов и ей соответствует естественный уровень безработицы, возможностей для расширения производства нет. Увеличение совокупного спроса будет сопровождаться ростом цен.

Совокупное предложение, как правило, анализируется в разных временных периодах, так как в них по-разному себя ведут номинальные и реальные величины.

В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, процент) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно. Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) – более подвижны.

В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины изменяются достаточно сильно, а реальные – медленно, так что для удобства анализа их рассматривают как постоянные.

Совокупное предложение на кейнсианском участке, как правило, анализируется в краткосрочном периоде, в котором номинальные величины стабильны, а реальные величины меняются достаточно быстро.

Классический участок совокупного предложения анализируется в долгосрочном периоде, в котором номинальные величины меняются, а реальные относительно стабильны.

На совокупное предложение влияют неценовые факторы, что иллюстрируется сдвигом кривой совокупного предложения из положения AS в положение AS1, AS2 на рисунке 4.

Детерминанты совокупного предложения:

1) изменение цен на ресурсы в зависимости от наличия ресурсов в стране, от наличия ресурсов на мировом рынке и от мировых цен, а также, положения на рынке;

2) изменение в производительности труда;

3) изменение правовых норм (изменения налогов и субсидий, государственного регулирования и т.п.

 

2.2. 3 Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS

 

Макроэкономическое равновесие представляет собой состояние национальной экономики, когда совокупный спрос совпадает с совокупным предложением, т.е. весь созданный национальный продукт, приобретен и потреблён всеми хозяйствующими субъектами. При этом:

AD = AS

Зная совокупный спрос и совокупное предложение, можно проанализировать состояние макроэкономического равновесия, совмещая кривые AD и AS на рисунке 5.

Макроэкономическое равновесие (AD – AS) в классической модели. В этой модели описывается национальная экономика в долгосрочном периоде. При этом предполагается, что объём выпуска и объём реального ВВП зависит только от количества факторов производства и не зависит от уровня цен. Экономика функционирует в условиях полной занятости. Цены и номинальная заработная плата являются гибкими, т.е. благодаря их изменению поддерживается равновесие на внутреннем рынке. Государство не вмешивается в экономику и экономику стабилизирует и приводит в равновесие только стихийный механизм рыночного ценообразования. В этой модели основное значение имеет рынок труда.

Кейнсианская модель рыночного равновесия рассматривает национальную экономику в условиях не полной занятости и краткосрочном периоде. Для этого состояния характерна негибкость или жёсткость номинальных величин. В первую очередь цен и номинальной заработной платы. Государство играет активную роль, т.к. ликвидация безработицы Кейнс связывал с активным воздействием на совокупный спрос государства. Стимулируя совокупный спрос, государство, по мнению Кейнса, сможет стимулировать совокупное предложение, в результате ВВП будет расти, безработица сокращаться, экономика стабилизироваться. При анализе равновесия в классической модели учитывают эффект храповика, заключающийся в том, что цены могут расти быстро и до высокого уровня, а в обратном направлении могут не меняться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.