Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к экзамену. 1. Потребности общества и экономическая деятельность




1. Потребности общества и экономическая деятельность.

Потребности как определяющий фактор целесообразного поведения экономических субъектов являются одной из фундаментальных категорий экономической науки.

Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержки жизнедеятельности и развития человека, коллектива, нации, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Потребности отражают внутренние побудительные мотивы деятельности людей и образуют сложную систему, которую можно структурировать по разным критериям. В самом общем виде определяют:

физиологические потребности, обусловленные жизнедеятельностью и развитием человека как биологического существа (пища, одежда, жилье и т. п.);

социальные нужды, обусловленные социальной (общественной) природой человека (общение, общественное признание, самореализация и т. п.);

духовные нужды, обусловленные развитием человека, как личности (творчество, самосовершенствование, самовыражение и т. п.).

Указанная классификация является условной, поскольку физиологические, социальные и духовные потребности переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя целостную систему.

По критерию насущности потребностей и иерархичности взаимосвязей между ними различают модели Ф. Герцберга, А. Маслоу, К. Альдерфера. Несмотря на определенные отличия, все три модели выделяют потребности низшего порядка (первичные) и высшего порядка (вторичные). В соответствии с этим подходом высшие запросы человека не выйдут на первый план до тех пор, пока не будут удовлетворены насущные потребности. Реализация первичных потребностей порождает желание удовлетворить следующие по весомости (вторичные) потребности, превращающиеся в движущую силу сознательной деятельности.

Так, "пирамида потребностей" А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каждая следующая группа потребностей определяется и удовлетворяется после потребностей предыдущего уровня (рис. 2.1).

"Человек — это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине, — писал А. Маслоу. — Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвышает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к их актуализации... то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему его миру.., что будет означать приближение к обществу, построенному на духовных ценностях".

Вместе с тем критики "иерархической" классификации потребностей обращают внимание на следующее:

— указанный подход не учитывает индивидуальные интересы и потребности людей;

— концепция последовательного удовлетворения потребностей не находит подтверждения на практике;

— авторы не определяют тот минимальный уровень потребностей, который можно считать достаточным для перехода к удовлетворению потребностей следующего, высшего уровня.

Потребности удовлетворяются в процессе потребления. Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.

Благо — любая полезность (предмет, явление, процесс), которая удовлетворяет человеческую потребность.

Различают следующие блага:

— неовеществленные (солнечный свет, здоровье, общение, знание) и овеществленные (дары природы, а также продукты труда: пища, одежда, жилье и т. п.);

— неэкономические (даровые, неограниченные, предоставленные природой без усилий человека; их объемы превышают имеющиеся человеческие потребности) и экономические (ограниченные, являющиеся результатом или объектом хозяйственной деятельности; их объемы ограничены по сравнению с существующими нуждами).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.