Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен




ЭФ» Учебный кабинет» Учебники и пособия» Павлов А.В. Лекции по курсу «Микроэкономика-2»» Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос» Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

Решения потребителей и рыночный спрос

Избранные лекции из учебника к.э.н, доцента Павлова А.В. «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

Истинное значение теории потребительского выбора, основанной на кривых безразличия, становится более понятным, когда мы используем её для изучения влияния изменений в доходе, ценах и других условиях на поведение потребителя. Мы увидим, как выводится кривые индивидуального спроса на товар, как из них образуется кривая рыночного спроса, каким образом понятие ценовой эластичности спроса используется в анализе потребительского выбора. Наконец, мы выясним, как с помощью понятия потребительского излишка можно оценить перемены в благосостоянии потребителей.

План лекции:

1. Изменения в доходе и потребительский выбор.

2. Рыночная цена и выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.

3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.

4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

1.Изменения в доходе и потребительский выбор

Предположим, что рыночные цены товаров и предпочтения потребителя не меняются. Изменяется только его доход. Что произойдёт тогда с потреблением товара Х потребителем, который ранее выбрал оптимальный набор благ, то есть достиг равновесия? Используем в нашем анализе модель «составной товар – отдельный товар». Если доход возрастает сначала с I1 до I2, а затем до I3, то бюджетная линия сдвигается вправо (рис. 4-1). При этом её наклон не меняется, так как цена товара Х остаётся прежней.

Равновесие, достигнутое данным потребителем в точке Е1,нарушается – больший доход даёт возможность увеличить потребление товаров.Потребитель находит новые оптимальные наборы Е2 и Е3 соответствующие более высоким уровням дохода I2 и I3. Совокупность точек Е1, Е2, Е3, показывающих равновесные наборы товаров при разных уровнях дохода, образует кривую «доход – потребление» (I –C).

В нашем примере на рис. 4-1 потребитель с ростом дохода расширяет потребление товара с Х1 до Х2 и Х3. Товар, потребление которого увеличивается с ростом дохода покупателя, называется нормальным товаром. Следовательно, товар Х для данного потребителя – нормальный товар.

Для нормального товара: Наклон кривой «I – C» ≥ 0.

Если же с ростом дохода потребление товара сокращается, то это – низший товар. На рис. 4-2, где использована двухпродуктовая модель, предпочтения потребителя и рыночные цены таковы, что повышение дохода приводит к сокращению числа покупаемых аудиокассет. Очевидно аудиокассеты для данного потребителя являются низшим товаром. В то же время потребитель, имея более высокий доход, теперь больше покупает компакт дисков. Их поэтому можно отнести к нормальным товарам.

Для низшего товара: Наклон «I - С»≤ 0

Подчеркнём, что критерием деления товаров на нормальные и низшие является реакция спроса конкретных потребителей на изменение их дохода. Это означает, что:

1. Невозможно определить является ли данный товар как таковой низшим или нормальным. Для одних потребителей он может быть нормальным, для других низшим.

2. Для отдельного потребителя товар может быть и низшим и нормальным в зависимости от уровня его дохода.

Например, при повышении месячного дохода с 3 до 4 тыс. рублей Иванов будет покупать не одну аудиокассету в неделю как раньше, а две. В указанном диапазоне изменения дохода аудиокассеты для Иванова являются нормальным товаром. Если при дальнейшем увеличении дохода до 6 тыс. рублей, Иванов станет покупать 1 аудиокассету в две недели, то для него этот товар будет уже низшим.

Вопрос читателю: как будет вы глядеть в приведённом выше примере кривая «цена-потребление»? Нарисуйте график.

Низшие товары обычно принадлежат к кругу узко определяемых товаров. Они, как правило, входят в более широкую группу, включающую более качественные товары (например, аудиозаписи на виниловых пластинках, кассетах, компакт-дисках).

Не следует смешивать низший товар с антиблагом. Низшие товары входят в состав благ, как и нормальные товары. Кривые безразличия в том случае, когда потребитель делает выбор между нормальным и низшим благом выглядят как обычные выпуклые кривые с отрицательным наклоном. В ситуации выбора между благом и антиблагом кривые безразличия приобретают положительный наклон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.