Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система российского законодательства об интеллектуальной собственности 6 страница




Свободное использование произведения. Оно известно законодательству всех государств мира и прямо допускается международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства было то, что закрепленные им изъятия из сферы авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, допускалась свободная переработка произведений; воспроизведение любых выпущенных в свет произведений в кино, на радио и на телевидении; воспроизведение любых материалов газетами и т.п. Наличие этих и некоторых других изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть в конечном счете сводилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" ввел случаи свободного использования произведений в цивилизованные рамки, согласующиеся с международными стандартами. Часть четвертая Гражданского кодекса не внесла в эту область никаких принципиальных изменений. Прежде чем дать ограничениям авторских прав произведений краткую характеристику, отметим следующие общие положения.

Во-первых, изъятия из правил охраны касаются лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании произведений их создателям гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. При установлении конкретных изъятий из авторского права подчеркивается, что использование произведения возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят исчерпывающий характер и не подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Переходя к анализу конкретных изъятий из сферы авторского права, отметим, что многочисленные случаи таких изъятий можно объединить в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведения.

Первую из них образуют те виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость обеспечения доступа к произведениям в целях свободного распространения информации. Сюда относятся: цитирование отрывков из произведений с научной, полемической, критической или информационной целью в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК); использование произведений или отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю материалов, опубликованных в газетах и в прессе, сообщение в эфир или по кабелю опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не были специально запрещены автором (подп. 3 п. 1 ст. 1274 ГК); то же самое касается публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и т.п. в объеме, оправданном информационной целью (подп. 4 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (например, в ходе репортажа об открывшейся выставке или состоявшемся концерте) (подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК); предоставление библиотеками экземпляров произведений во временное безвозмездное пользование (при этом произведения, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться во временное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности копирования этих произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК)), воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения, если только такие произведения не становятся основным объектом данных видов использования (например, в кадр фильма, эпизоды которого сняты на улицах города, попало охраняемое архитектурное произведение) (ст. 1276 ГК).

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли (ст. 1275 ГК). Это разрешается делать библиотекам и архивам для восстановления, замены утраченных и испорченных экземпляров и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов. Библиотеки и архивы могут также репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений, если это делается по запросам физических лиц в учебных или научных целях. То же самое вправе делать образовательные учреждения для проведения аудиторных занятий.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает их использование в официальных и некоторых социально значимых целях. Так, допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 1277 ГК); разрешается воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК); возможно воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами (подп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного использования, осуществляемых организациями эфирного вещания. В частности, в соответствии со ст. 1280 ГК пользователь программы для ЭВМ или базы данных может осуществлять их адаптацию, т.е. вносить в них изменения в целях обеспечения функционирования программы или базы данных на конкретных технических средствах пользователя. Указанные действия должны быть обусловлены исключительно техническими причинами. Он вправе также осуществлять исправление явных ошибок, если это не запрещено договором с правообладателем. Далее, закон допускает изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случае его утраты или уничтожения. Наконец, пользователь программы для ЭВМ вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать программу для ЭВМ, т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий, установленных п. 3 ст. 1280 ГК.

Что касается организаций эфирного вещания, то им разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого организация получила право на сообщение его в эфир. Производство такой записи рассматривается как чисто технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой - облегчающий органам эфирного вещания составление графика своих передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования с целью получения прямой или косвенной выгоды. Читая приобретенную книгу, слушая фонограмму или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности. Такое "использование" невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать.

Вместе с тем по прямому указанию ст. 1237 ГК даже в личных целях не могут использоваться произведения архитектуры в форме строительства зданий и аналогичных сооружений, воспроизводиться базы данных или существенные их части, а также программы для ЭВМ (кроме рассмотренных выше случаев), репродуцироваться книги (полностью) и нотные записи, записываться аудиовизуальные произведения при их публичном исполнении, а также воспроизводиться с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для домашнего использования, аудиовизуальные произведения.

 

§ 4. Авторские договоры

 

Общие положения. Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которые не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.

Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор уступает или обязуется уступить приобретателю свои права на использование произведения либо предоставляет или обязуется предоставить пользователю права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т.п.

Авторский договор может носить как консенсуальный, так и реальный характер; он всегда является взаимным и предполагается возмездным. На протяжении многих лет в российской юридической литературе велся спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводилась к вопросу о том, уступает ли автор своему контрагенту имущественные права на произведение или лишь разрешает использовать произведение на определенных условиях. В этой связи в литературе были выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения*(178).

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", в котором неоднократно указывалось на переход авторских прав на использование произведения, исходил из того, что автор на основании договора уступал все или отдельные имущественные права на произведение его пользователю. Из положений части четвертой Гражданского кодекса достаточно четко следует, что по авторскому договору автор может как уступить свои имущественные права на произведение (договор об отчуждении исключительного права), так и предоставить право использования произведения в предусмотренных договором пределах (лицензионный договор)*(179).

Современное российское авторское право исходит из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны сами определяют свои взаимные права и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем закон предъявляет к авторским договорам некоторые требования, сформулированные в виде диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда в договоре не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие предоставляемого по лицензионному договору права ограничивается территорией Российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право (п. 3 ст. 1235 ГК).

Императивные правила либо запрещают вводить в авторские договоры определенные условия, либо предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, п. 4 ст. 1233 ГК заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор ограничивается в создании в будущем произведений определенного рода или в определенной области. Примером императивной нормы предписывающего характера может служить требование об указании в возмездном лицензионном договоре размера вознаграждения за использование произведения или порядка исчисления такого вознаграждения (п. 4 ст. 1286 ГК).

Виды авторских договоров. Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.

Прежде всего, как уже отмечалось, выделяются авторские договоры об отчуждении имущественных прав и авторские лицензионные договоры. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК). Как следует из приведенного легального определения данного договора, автор или иной правообладатель уступает или обязуется уступить приобретателю все принадлежащие ему имущественные права в отношении произведения, объединенные в части четвертой Гражданского кодекса в понятие "исключительное право". При этом данная уступка прав носит по общему правилу полный, окончательный и бесповоротный характер. В главе 55 учебника уже отмечалось, что такое решение является ошибочным, поскольку, вопреки заверениям разработчиков проекта части четвертой Гражданского кодекса, будет сдерживать оборот имущественных прав.

Авторский договор об отчуждении имущественных прав должен прямо указывать на то, что по нему правообладатель передает или обязуется передать приобретателю все имущественные права на произведение. Договор, в котором на это прямо не указано, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования произведения, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

В соответствии с п. 4 ст. 1234 ГК все имущественные права на произведение переходят от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Данный договор предполагается возмездным, причем в этом случае цена уступки выступает в качестве существенного условия договора. В законе нет указаний по поводу того, должно ли вознаграждение за уступку имущественных прав носить характер разовой выплаты или может выплачиваться иным способом. Исходя из принципа свободы договора стороны могут договориться о любых способах оплаты уступки прав. Если уступка имущественных авторских прав производится на безвозмездных началах, на это должно быть прямо указано в договоре.

К сожалению, авторский договор об отчуждении имущественных прав на произведение урегулирован законом крайне скупо. По существу, составители части четвертой Гражданского кодекса ограничились констатацией того, что по такому договору к приобретателю переходят все авторские имущественные права (по терминологии Кодекса - исключительное право), и фиксацией нескольких второстепенных положений, касающихся, в частности, момента заключения договора и его формы. Однако никаких авторско-правовых гарантий, кроме возможности автора в одностороннем порядке отказаться в случае нарушения его права на вознаграждение (п. 5 ст. 1236 ГК), закон не содержит. Все остальные гарантии предусмотрены Гражданским кодексом лишь для авторских лицензионных договоров.

По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК). Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Соответственно, в любом авторском лицензионном договоре должны быть предусмотрены: а) произведение, права на использование которого предоставляется по договору; б) разрешенные способы использования произведения. Если договор носит возмездный характер (что предполагается), существенным его условием становится также размер вознаграждения или порядок его определения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Кроме названных условий в лицензионном договоре должны быть указаны: а) территория, на которой допускается использование произведения; б) срок, на который заключен договор. Однако оба эти условия не относятся к числу существенных, поскольку если они договором не определены, то презюмируется, что лицензиат вправе осуществлять использование произведения на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет.

В соответствии со ст. 1237 ГК лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании произведения, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре, предусматривающем представление таких отчетов, отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию.

В течение всего срока действия авторского лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования произведения в установленных договором пределах.

Авторский лицензионный договор может предусматривать право лицензиата предоставлять на основании сублицензионных договоров права на использование произведения иным лицам в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата. При этом ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиатов несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Лицензионный договор заключается исключительно в добровольном порядке, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи принудительных лицензий в отношении использования авторских произведений.

Переход исключительного права на произведение к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

Лицензионные договоры могут предусматривать предоставление лицензиату права использования произведения: а) с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам; б) без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК). Соответственно выделяются два вида лицензий - простая (неисключительная) и исключительная. Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). Указанные виды лицензий корреспондируют прежнему делению авторских договоров на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав (п. 1 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования произведения могут содержаться условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов.

Помимо рассмотренных видов авторских договоров, не только теоретический, но и практический интерес имеет их подразделение по иным основаниям. Так, авторские договоры делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних (литературные, музыкальные, аудиовизуальные и иные произведения) оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различают авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В первом случае к такому договору соответственно применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное; во втором случае - правила о лицензионном договоре.

Авторский договор заказа и авторский договор на готовое произведение имеют разное содержание. Авторский договор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры, определяет сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, предусматривает право автора на получение аванса и т.п. В тех случаях, когда договор заключается в отношении готового произведения, оно обычно уже известно будущему правообладателю или пользователю и их устраивает. Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора не актуальны, в силу чего основное внимание в договоре уделяется условиям передачи (предоставления) прав на произведение.

Авторские договоры могут быть связаны с уступкой прав (предоставлением прав на использование) в отношении еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия договора, как размер авторского гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением. Специфической чертой договора, связанного с повторным использованием произведения, является право автора на внесение исправлений и изменений в созданное им произведение.

Определенной спецификой обладают авторские договоры, по которым передаются права (предоставляется право на использование) в отношении произведений, используемых в составе сложных объектов, например в составе аудиовизуальных произведений. Во-первых, авторский договор в отношении произведения, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, предполагается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, если сторонами заключен лицензионный договор, предусматривающий использование произведения в составе сложного объекта, то он заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное. При этом условия лицензионного договора, ограничивающие использование произведения в составе сложного объекта, недействительны. В-третьих, договор, по которому передаются права (предоставляется право на использование) в отношении произведений, используемых в составе сложных объектов, может предусматривать неприменение к нему правила п. 2 ст. 1289 ГК о льготном сроке, предоставляемом автору для завершения работы над произведением.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских лицензионных договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д. Издательский договор всегда был наиболее полно урегулирован законодательством и исследован юридической наукой. Нередко выводы, которые первоначально делались на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространялись и на другие авторские договоры. В настоящее время издательский договор является единственным специальным договором, которому в части четвертой Гражданского кодекса посвящена отдельная статья (ст. 1287 ГК).

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Он заключается в отношении драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических и иных произведений, которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. Данный договор специфичен некоторыми своими условиями, связанными, в частности, с выплатой авторского вознаграждения и привлечением автора к подготовке произведения к использованию.

Сценарный договор - это договор, который регламентирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий, в отличие, например, от драматического произведения, используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. При отчуждении автором оригинала произведения, в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

В случае когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Владельцы оригиналов произведений вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей произведений.

Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.